Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образование




– заметно возросла сеть начальных учебных заведений (крестьянские школы грамоты, церковноприходские и земские школы);

– появились воскресные школы для рабочих, запрещенные в 60-х гг.;

– количество гимназий увеличилось втрое;

– выпускников классических гимназий готовили дляпоступления в университеты;

– выпускников реальных училищ – в высшие технические учебные заведения;

– женское среднее образование представляли 300 разнотипных школ;

– высшие женские "Бестужевские" курсы положили начало высшему женскому образованию;

– количество университетов к концу века достигло десяти;

– правительство Александра III ввело новый реакционный устав, усиливший надзор над ними.

Крупнейшие успехи были достигнуты в области математики: возникла Петербургская школа во главе с П.Л. Чебышевым, исследовавшим проблемы теории чисел и теории вероятностей, исследования П.Л. Чебышева продолжили его ученики – А.М. Ляпунов, А.А. Марков и С.М. Ковалевская.

Основоположником нового направления физики – теории магнетизма и фотоэлектрических явлений стал А.Г. Столетов.

Крупнейшим русским химиком-органиком был А.М. Бутлеров, Д.И. Менделеев в 1869 г. открыл периодический закон химических элементов (один из основных законов естествознания).

Создателем русской физиологической школы был И.М. Сеченов, он в своем труде "Рефлексы головного мозга" обосновал рефлекторную природу сознательной и бессознательной деятельности, в развитие научной школы физиологии растений огромный вклад внес К.А. Тимирязев, крупнейший вклад в развитие медицины внесли Н.И. Пирогов, И.И. Мечников (основоположник сравнительной патологии, эволюционной эмбриологии и иммунологии), Боткин (основатель школы российских клиницистов).

Русское географическое общество организовало рядэкспедиций по исследованию Средней и Центральной Азии под руководством П.П. Семенова-Тян-Шанского и Н.М. Пржевальского, по исследованию Восточной Сибири под руководством П.А. Кропоткина (известного теоретика анархизма и революционера), а так же этнографические экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая в Юго-Восточную Азию, Австралию и на острова Океании.

Ряд важных технических открытий и изобретений совершили изобретатели: А.Ф. Можайский и Н.Е. Жуковский – в области самолетостроения, А.С. Попов – изобретение радиотелеграфа, П.Н. Яблочков – изобретение дуговой электрической лампочки и А.Н. Лодыгин – изобретение угольной лампы накаливания.

Широкое развитие получили история, философия, филология, правоведение и статистика. В области гуманитарных наук оформились различные научные школы. Крупнейшими российскими историками в этот период были С.М. Соловьев и В.О. Ключевский. В литературоведении,языкознании и фольклористике необходимо выделить В.И. Даля (составитель сборника "Пословицы русского народа" и "Толкового словаря живого великорусского языка") и А.А. Шахматова. Русская философия была в этот период представлена как материалистическим (Н.Г. Чернышевский и Г.В. Плеханов), так и идеалистическим (В.С. Соловьев) направлением.

Литература

– занимала ведущие позиции в мире;

– основное направление – критический реализм;

– литературные критики (Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов, Н.И. Писарев);

– выражение революционных взглядов переносилось в литературные произведения;

– расцвело творчество И.С. Тургенева (роман "Отцы и дети"), И.А. Гончарова (романы "Обломов" и "Обрыв"), Л.Н. Толстого (роман-эпопея "Война и мир"), Ф.М. Достоевского (романы "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы", "Братья Карамазовы"), М.Е. Салтыкова-Щедрина (сказки, "История одного города", "Господа Головлевы");

– демократизмом пронизаны произведения Н.А. Некрасова – редактора журналов "Современник" и"Отечественные записки";

– появились новые литературные авторы – В.Г. Короленко, А.П. Чехов (рассказы);

– поэты чистого искусства – А.А. Фет, Я.П. Полонский;

– драматургия представлена выдающимися творцами – А.Н. Островским ("Свои люди – сочтемся","Бедность не порок", "Гроза", "Бешеные деньги", "Волки и овцы", "Бесприданница" – эти и другиепроизведения – прекрасный источник для ознакомления с жизнью и бытом русского купечества) и А.П. Чеховым ("Чайка", "Дядя Ваня").




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 416; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.