Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Удельная Русь




Пережив фазу подъема и расцвета, Киевская Русь, уже в конце XI в. вступила в фазу нового политического порядка, который провоцировал дезинтеграцию и нестабильность, несмотря на наличие целого ряда сохранявшихся интегрирующих факторов (культура, религия, экономика). Причина распада древнерусского государства была, прежде всего, следствием дальнейшего развития древнерусского общества и его социально-политических институтов. Причем следует отметить, что причина эта была комплексная. Ее истоки коренились в самом характере политической системы, которая сформировалась при первых древнерусских князьях.

Тенденция к распаду, точнее, к трансформации древнерусской государственности, просматривается еще в период междоусобной борьбы за престол, после смерти князя Владимира, между его сыновьями. Однако она стала наиболее четко проявляться после того, как Ярослав Мудрый закрепил особый порядок престолонаследия. Согласно его завещанию, территория древнерусского государства была поделена между пятью сыновьями Ярослава. Причем раздел был основан на четком соотношении между старшинством и экономическим значением тех земель, которые переходили под власть того или иного князя.

Наследниками же и преемниками своего престола Ярослав назначил только троих старших сыновей. В сказании о Борисе и Глебе говорится о том, что Ярослав, призвав своего любимого третьего сына Всеволода , говорил ему перед смертью: «Если Бог даст тебе принять власть стола моего после своих братьев с правдою, а не с насилием, то когда придет к тебе смерть, вели положить себя, где я буду лежать, подле моего гроба». Думается, что традиция передачи власти, основанная на лествичном принципе, сложилась не просто как результат индивидуального творчества Ярослава Мудрого. Истоки такого правового решения коренятся, на наш взгляд, в обычном праве, характерном для того племени, из которого вышли представители правящей династии. Имеются ввиду русы, которые, постепенно «ославянившись», превратились в политическую элиту древнерусского общества.

Однако с дальнейшим количественным ростом потомков Ярослава Мудрого лествичный принцип передачи власти и связанное с ним так называемое коловращение , все больше давал сбои. Следствием этого было нарастание конфликтности в отношениях между князьями и рост междоусобной борьбы. Положение осложнялось еще и тем, что, начиная с 1054 г., в пределах русских земель появились кочевые племена, которых на Руси называли половцами (самоназвание — кипчаки). Пользуясь междоусобицей русских князей, половцы регулярно вторгались в пределы русских земель, убивали, грабили и уводили в плен население.

Чтобы предотвратить негативные последствия, порождаемые таким механизмом передачи власти, в 1097 г., по инициативе князя Владимира Мономаха в город Любеч съехались шестеро князей. На этом съезде был принят новый порядок наследования и владения. Он был выражен в известной формуле «Кождо да держать отчину свою». С этого времени коловращение прекращалось. Та земля, которой владел тот или иной князь становилась его наследственным владением — уделом . С этого времени на Руси возник новый политический порядок. В силу принятия данного принципа Киев, из стольного града всей державы, постепенно превращался всего лишь в центр одного из княжеских уделов. Появление и закрепление за отдельными линиями рода Рюриковичей , независимых друг от друга княжеств, или уделов, было важнейшей тенденцией в развитии Древней Руси, которая на века, вплоть до второй половины XV в. вошла в историю как эпоха удельной Руси.

Немалую роль в распаде древнерусского государства сыграла вечевая, общинная власть, действовавшая во многих городах и волостях Руси. Такая власть функционировала параллельно княжеской и нередко входила в договорные отношения с князьями. Она имела свою юрисдикцию и определенные прерогативы. Пример тому — организация общественной власти в Великом Новгороде. У земель были свои интересы, которые нередко приходили в противоречие с княжескими. Городские общины нередко изгоняли князей, яркий пример этому — восстание горожан в Киеве в 1068 г. В 1113 г. киевляне, вопреки решению Любечского съезда, призвали на киевский престол переяславского князя Владимира Мономаха. В 1132 г. после смерти Мстислава Великого киевляне отказались посадить на престол его сына, а пригласили на великое княжение его брата Ярополка Владимировича . В 1154 г. те же киевляне самовольно признали князя Ростислава Смоленского соправителем своего дяди, номинального великого князя Вячеслава. Они же признали его своим пожизненным князем, вопреки правам старших князей.

Немалую роль в дроблении русских земель сыграл фактор пространства. Значительно удаленные от Киева территории, переходившие в руки удельных князей, развиваясь преимущественно на базе натурального хозяйства, тяготели к замкнутости и были, в известной мере, самодостаточными хозяйственно-экономическими организмами.

Князья, родившиеся и выросшие далеко от Киева , воспринимали его как далекую родину их отцов и дедов. А себя они уже ощущали сыновьями той земли, на которой они родились и выросли. Яркий пример этому отношение владимиро-суздальских князей, и, прежде всего, Андрея Боголюбского к «отчине» своих предков — Киеву.

Важным фактором, способствовавшим раздробленности, был рост боярского землевладения, поскольку в XI в. в киевской Руси проходил активный процесс «оседания дружинников на землю». Появляются крупные боярские вотчины — боярские села. Бояре как особый социальный слой древней Руси приобретает экономическое и политическое могущество и влияние.

К моменту монгольского вторжения (30-е гг. XIII в.) некогда относительно единая Русь уже делилась на 18 крупных государственных образований, включавших в себя около десятка удельных княжеств.

Нередко в научной, учебной и популярной литературе политическая раздробленность Руси оценивается только как негативный момент, как шаг назад в истории. В качестве доказательства такой оценки приводят два известных факта русской истории. Прежде всего, это не прекращавшаяся на протяжении четырех столетий княжеская междоусобица. Действительно междоусобная борьба приносила много бед нашему народу, она сопровождалась жертвами, насилием и разорением. Следствием такого положения дел было резкое ослабление оборонного потенциала древнерусских земель и княжеств. Это сыграло определенно негативную роль в том, что напавшие на Русь монголо-татары относительно легко захватили русские земли.

Однако это утверждение основано на одностороннем подходе. Удельный период русской истории характеризуется не только междоусобицами. Это было время бурного развития городов и регионов. С XI до середины XIII вв. количество больших и малых города на Руси увеличилось более чем втрое и, по неполным данным летописей, достигало 300. Время удельной Руси — это строительство храмов, развитие ремесла и торговли, хозяйственного освоения новых земель, особенно на северо-востоке страны. Это был период развития вотчинного и монастырского хозяйства. Получают толчок в своем развитии и местные рынки, хотя, надо признать, они отличались узостью и нешироким набором товаров.

Особенно развивались центры уделов, поскольку столица — это лицо княжества. Если раньше средства, получаемые с земель, стягивались в Киев, то теперь был дан толчок регионам. Поскольку земля стала наследственной вотчиной , т.е. передавалась от отца к сыну, то ценность земли, как важнейшего средства производства и источника богатства, резко повышалась. В период удельной Руси продолжалось расширение пашенного земледелия. Более широкое применение получает новая аграрная технология — трехполье .

В удельных княжествах и землях формировались новые общественные отношения, складывались порой самобытные отношения между обществом и властью, зарождались новые общественные структуры и институты. Развивались региональные художественные школы и ремесла. В княжествах появляется свое местное летописание.

В дополнение к вышесказанному, следует подчеркнуть, что на Руси сохранялась власть рода Рюриковичей. Русь при этом продолжала оставаться относительно единым социокультурным пространством. На ее территории функционировал единый язык, что не исключало наличия местных диалектов. Население Руси помнило свои общие корни и единую культурную традицию, что подтверждается данными летописей. Это единство ярко выражено в произведениях древнерусской литературы.

Удельная Русь оставалась пространством, объединенным единой религией. Все княжества и земли находились под эгидой Русской православной церкви, которая, в свою очередь, делилась территориально на епископства и архиепископства.

Поскольку зарождались и получали развитие новые социальные институты, постепенно менялся и характер общественных отношений. На наш взгляд, можно, говорить о становлении нового общества периода удельной Руси, которое имело целый ряд особенностей и отличий от предыдущего периода. Княжества и земли этой эпохи отличались значительной самобытностью и своеобразием. Все это приумножало разнообразные и неповторимые образы в многоцветье русской истории. В рамках этого периода постепенно вызревали и новые тенденции общественного развития, которые в дальнейшем определяли вектор эволюции отечественной истории.

Таким образом, после того, как произошел распад древнерусского государства, и оно превратилось в конгломерат многочисленных земель и княжеств, историческая роль Киева, как «матери городов русских» на этом закончилась. Ее многочисленные «дети» широко разбрелись по пространствам восточноевропейской равнины, где каждый пошел своим историческим путем.

Наиболее значимыми землями и княжествами эпохи удельной Руси можно считать Владимиро-Волынское княжество , Северо-Восточную (или как ее называли тогда в Киеве — Залесскую Украину , т.е. «окраина») Русь. Наиболее интересным и самобытным, в плане разнообразия развития русского пространства предстает перед нами Новгородская вечевая республика.

Время основания Великого Новгорода до сих пор не установлено. По мнению академика В.Л. Янина , Новгорода в IX в. еще не существовало. Однако городище было с множеством предметов варяжского происхождения. Город расположен на реке Волхов , примерно в шести километрах от его истока из озера Ильмень .

В силу своего географического, ландшафтного и климатического положения город с самого основания играл важную роль в развитии торговли и ремесла. Новгород был важнейшим звеном на пути «из варяг в греки». Новгородцы на протяжении веков вели интенсивную торговлю, в частности, с северогерманскими городами Любеком , Бременом , входившими в так называемый Ганзейский союз.

Издавна, еще со времен Рюрика , у новгородцев сложилась традиция заключать с князьями договор (ряд). И в период существования древнерусского государства отношения Киева с Новгородом имели ряд особенностей. Во времена Олега Новгород платил ежегодно Киеву по 300 гривен на содержание его дружины. Однако уже в XI в. местное боярство начинает борьбу за ограничение власти киевского князя. Первоначально она принимает форму «вскормления собственного князя», а затем и урезания его прерогатив. Рядом с князем появляется контрольно-исполнительный орган — посадник , который уже не назначался из Киева, а избирался новгородским вече. В результате изгнания в 1136 г. из Новгорода князя Всеволода Мстиславича (ему было предъявлено обвинение в малодушии на поле боя и в том, что «смерд не блюдет») здесь побеждает принцип «вольности в князьях». С этого времени и по 1478 г. Новгород был фактически самостоятельным городом-государством.

Важнейшей особенностью Новгорода являлась самобытная организация общественной власти. В отличие от других земель и княжеств высшая власть здесь принадлежала вече. Этот древнейший институт прямого «народоправства» сохранялся в Новгороде вплоть до XV в. Со временем все большую роль в принятии политических решений стал играть Совет бояр («Господа», или «300 золотых поясов» — широкий ремень, изукрашенный золотом, в Новгороде был символом знатности и богатства).

Постепенно власть новгородского боярства росла. Новгородские бояре не были членами княжеской дружины, как это имело место, скажем, у бояр северо-восточной Руси. Они не зависели от милости князей. Источником экономического богатства новгородского богатства была не земля, весьма скудная в тех местах, а широко развитый пушной промысел, который велся на огромных территориях новгородских пятин. В обмен на пушнину боярство получало европейские товары — вина и серебряные изделия, оружие и драгоценную утварь, сукно и другие ценные предметы.

Весьма интересно была организована исполнительная власть в городе. Вся управленческая система была выборной. Высшим административным лицом был новгородский посадник, избиравшийся, как правило, из наиболее знатных боярских родов. Он ведал управлением и судом.

Особую роль в Новгороде играл князь. Князей в Новгород приглашало вече и заключало с ними ряд. Князь руководил вооруженными силами республики, и исполнял функции политического представительства. Однако постепенно, на протяжении двух столетий содержание договоров («ряда») неоднократно изменялось. Содержание документов свидетельствует о том, что к концу XIII — началу XIV вв. права князя в Новгороде были сильно ограничены. Хотя он имел право получать некоторые доходы от управления, суда и торговли, однако он не имел права проводить сделки с землею в пределах республики, и обзаводиться земельной собственностью.

Весьма непривычную, с нашей точки зрения, роль играл в Новгороде архиепископ . Он был высшим представителем правопорядка в республике. В Новгороде его называли «владыко». Он обладал правом собственного суда и огромной земельной собственностью. Помимо огромных вотчин, которыми владел Софийский дом, архиепископ управлял «черными» землями на территории, подвластной Новгороду. Он имел собственный так называемый «владычный полк». В его руках была также городская казна. Архиепископ ведал и внешними сношениями. При этом владыко выполнял и судебные функции. Свою должность он занимал не по решению церковных властей. Он избирался по жребию из кандидатов, намеченных вечевыми властями. Управлению землями, принадлежавшими Новгороду, была присуща двойственность начал — централизации и местной автономии

Крупными земельными собственниками были и новгородские монастыри. Их представителем в городской администрации был новгородский архимандрит, которого также избирало вече.

В заключение отметим, что жители Новгорода обладали равными гражданскими и политическими правами. Но это было сугубо формальное равенство. Экономическая и имущественная дифференциация нередко достигала опасного значения, что ярко выражалось острыми социальными конфликтами, характерными для общественной жизни этого города-государства. В этом таились угрозы будущему существованию этого государства. Примерно такое же общественное устройство было в Псковской вечевой республике, после того как в XIV в. Псков вышел из состава Новгорода, и в Вятке (современное название — Киров, старое название города — Хлынов).

Весьма интересной предстает перед нами и история Владимиро-Волынской (или Галицко-Волынской) Руси, с ее особым характером отношений между княжеской властью и боярством, городскими вече, наличием сильного культурного влияния со стороны Польши и Венгрии. Впоследствии эти земли войдут в состав Литовской Руси, которая после Кревской унии начнет свой исторический дрейф в стороны Польши, и войдет в XVI в. в объединенное польско-литовское государство — Речь Посполитую (Республика Польская)

Период удельной Руси можно охарактеризовать как время появления и развития значительного разнообразия форм общественно-политического устройства, хозяйственно-экономических укладов, развития особых форм региональной культуры. Это был период своеобразной исторической точки бифуркации, временем поиска Русью своего дальнейшего исторического пути, на котором смогли бы быть реализованы те цивилизационные составляющие, заложенные в предшествующий период русской истории.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1114; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.