Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Реформы Александра II




К середине XIX в. острые противоречия предшествующей эпохи все более принимали характер острого социального конфликта. Многие в России понимали, что жить так дальше нельзя. В стране назревал революционный кризис. Выступая в марте 1856 г. перед предводителями московского дворянства Александр II (1855—1881 гг.) сам предложил начать уничтожение крепостного права, призывая помещиков начать это делать «сверху» нежели ждать, когда оно начнет само уничтожаться «снизу».

После длительной работы, споров и согласований 19 февраля 1861 г. Манифест об отмене крепостного права был подписан императором. Вскоре документ был обнародован. Его текст зачитывали в церквах, а перед войсками Петербургского гарнизона его прочитал сам Александр II.

Крепостное право в России пало. Отныне крестьяне стали лично свободными гражданами. Они получали ряд гражданских прав — свободу распоряжения своим имуществом, заключения сделок, открытия торговых и промышленных заведений и т.д. Крестьяне каждого помещичьего имения объединялись в сельское общество (общину). Взаимоотношения между сельскими обществами и помещиками регулировались мировыми посредниками, которые назначались Сенатом из местных дворян. Они имели широкие полномочия и руководствовались только положениями закона.

Помещики при этом сохраняли право собственности на все принадлежавшие им земли, однако были обязаны предоставить в постоянное пользование крестьянам «усадебную оседлость» а также полевой надел. За пользование землей крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Крестьяне не имели права отказа от полевого надела в течение первых 9 лет. Размеры надела фиксировались в уставных грамотах. Крестьянам предоставлялось право выкупа своего надела. За землю, 70—80% ее стоимости, платило государство. Для этой цели был создан государственный крестьянский банк. Крестьяне же должны были в течение последующих 49 лет выплачивать государству этот кредит. Крестьяне, выкупившие свои наделы, именовались крестьянами-собственниками , а не выкупившие — временнообязанными .

Однако крестьяне так и не стали владельцами земли, как это мыслили себе некоторые из реформаторов. Само крестьянское сообщество не желало «раскрестьяниваться» и стремилось сохранить себя в рамках общинного землепользования и землевладения. Крестьяне ставили вопрос так: «Земля ничья — она божья, поэтому она должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает». Крестьяне интуитивно чувствовали, что переход к частной собственности на землю разорит их, сделает пауперами (нищими), заставит их трудиться на капиталиста. Поэтому они предпочитали, пусть даже и в стесненных условиях традиционной общины, работать на себя. Что, в сущности, по словам Ленина, и составляет фундаментальный принцип социализма. Такая постановка вопроса и соответствующие настроения крестьянских масс отвечали на данном этапе исторического развития в целом ряде моментов и интересам государства, поэтому субъектом собственности на землю было определено сельское общество, т.е. община. Следовательно, правомерно говорить, что после 1861 г. в России наряду с дворянским землевладением появляется общинное землевладение, ставшее зачатком особого варианта некапиталистического развития, которое в России не сумело реализоваться. За архаикой традиционного крестьянского общества многие представители общественной и научной мысли России, к сожалению, не разглядели к не поняли той новизны, которую рождала деятельность «великого незнакомца» (так в конце XX в. исследователи стали называть крестьянство), в том числе это относится и к марксистам.

Последствия отмены крепостного права были колоссальными. По выражению А.А. Корнилова , «Положением 19 февраля народ впервые выводился на историческую арену». Это был первый и важнейший шаг по пути модернизации страны.

Важным направлением в проведении реформ в России была земская реформа. Основная идея земской реформы предполагала признание существования человеческого сообщества с его собственными хозяйственными нуждами и потребностями, независимыми от диктата государства.

«Положение о губернских и уездных земских учреждениях» вводилось Указом от 1 января 1864 г. Земства вводились не везде, а главным образом в губерниях с явным преобладанием помещичьего землевладения. С 1865 г. земства начали действовать в 19 губерниях, в 1866 г. — еще в девяти. За 12 лет земства были созданы в 34 из 78 губерниях России.

По своей роли земские органы делились на распорядительные и исполнительные. Распорядительным органом являлось земское собрание гласных, которое заседало один раз в год. Оно решало хозяйственные вопросы, утверждало сметы, земские налоги, а также выбирало исполнительный орган — земскую управу. Основная часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, доходные дома, фабрики, заводы. Земства занимались вопросами местной промышленности, торговли, снабжения. В их компетенцию входило народное образование, здравоохранение, землеустройство, агрономия, ветеринария, статистика и другие вопросы. Земства отличались высокой функциональностью, которая обеспечивалась высоким профессионализмом их кадров. Однако органы местного земского самоуправления не имели право заниматься политическими вопросами.

С земской реформой была тесно связана городская реформа, которая проходила на основе специального Городового положения, принятого в июле 1870 г. В городах были созданы всесословные органы общественного управления, избираемые на основе имущественного ценза. Избирательные права предоставлялись купцам, промышленникам и владельцам недвижимости в пределах данного города.

Распорядительным органом самоуправления была Городская дума, исполнительным — Городская управа под руководством городского головы. В компетенцию городского самоуправления входили преимущественно хозяйственные вопросы: благоустройство городов, развитие торговли, промышленности, здравоохранения и народного образования. Городская дума устанавливала и налоги. К 1892 г. городское самоуправление было установлено в 621 городе их 707 имевшихся тогда в России. Создание органов местного самоуправления способствовало развитию в России гражданского общества.

Наиболее успешной и продуманной можно считать судебную реформу. Начало ей положили новые судебные уставы, принятые в ноябре 1864 г. Они вводили новые судебные принципы: отделение суда от администрации, равенство всех перед законом, гласность, устность и публичную состязательность судопроизводства, независимость судей от администрации и их несменяемость.

Еще в 1860 г. следствие было изъято у полиции и передано специальному институту судебных следователей. В рамках реформы был создан суд присяжных и институт присяжных поверенных. Важную роль в подготовке и проведении реформы сыграли известные российские юристы: В.П. Бутков , Н.А. Будковский , С.И. Зарудный , К.П. Победоносцев , Д.А. Ровинский , Н.И. Стояновский и др.

В рамках проведения реформы вводились два вида судов: мировой и коронный. Мировой суд с упрощенным судопроизводством создавался как в городах, так и в уездах. Мировые судьи избирались уездными земскими собраниями (в столицах — Городскими думами). Мировой суд учреждался для разбора уголовных преступлений и решения малозначительных гражданских дел. Решение мирового судьи можно было обжаловать в более высокой инстанции — на съезде мировых судей. Гражданские дела рассматривались без участия присяжных заседателей, уголовные — с участием заседателей. Вердикт, вынесенный присяжными заседателями, считался окончательным и апелляции не подлежал.

Коронный суд состоял из окружных судов первой инстанции и судов второй инстанции — судебных палат. В каждой губернии создавалось от 1 до 3 окружных судов. Высшей судебной инстанцией был Сенат. В Сенате были созданы кассационные департаменты, которые помимо кассации рассматривали должностные преступления, совершенные чинами выше пятого класса. Для суда над членами Государственного совета, министрами и равными им лицами учреждался Верховный уголовный суд.

Судебные уставы изменили функции прокуратуры — органа судебного надзора, которая до реформы осуществляла лишь общий надзор

Необходимо отметить, что в силу определенной социокультурной специфики были сохранены военные и духовные суды. Крестьян судил крестьянский волостной суд.

Новая судебная система имела прогрессивное значение. Она была наиболее последовательным и радикальным преобразованием в цепи реформ, проводившихся в период царствования Александра II .

В период царствования Александра II была подготовлена и проведена военная реформа. Был упразднен принцип рекрутского набора, и с 1874 г. русская армия стала комплектоваться на основе принципа всеобщей воинской повинности, поскольку сословный принцип организации российского общества был упразднен, и все становились гражданами государства, имея при этом и равное отношение к воинской повинности. Согласно нововведениям резко сокращался срок действительной военной службы с 15 до 6 лет. Вводился 9-летний институт запаса. Важным фактором позволявшим сократить сроки службы было введение образовательного ценза. Военную реформу нельзя оценивать однозначно. Взятая за основу французская мобилизационная система далеко не во всем соответствовала сложным геополитическим и географически условиям России. Новая армия прошла суровую проверку в ходе русско-турецкой войны 1877—1878 гг.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 447; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.