Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ГЛОССАРИЙ 5 страница




Метод материалистического исследования истории — в его основе лежат принципы единства исторического процесса, исторической закономерности, существованию причинно — следственных связей, исторического прогресса.

Мир — северорусское название крестьянской общины. Впоследствии на Руси миром называли и городские общины.

Митрополит Иона (1390—1461 гг.) — митрополит Киевский и всея Руси с 1448 по 1461 гг. Последний московский святитель, носивший титул митрополита Киевского. Ввел новый порядок избрания первосвятителей-митрополитов — Собором русских епископов с согласия московского князя. С избранием Ионы митрополитом было положено начало фактической автокефальной (самостоятельной поместной, независимой от других поместных церквей) Московской Церкви, которая отвергла Флорентийскую унию. Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II , активно участвовал в его деятельности по объединению разрозненных русских княжеств.

Митрополит Киевский и всея Руси — титул предстоятеля Русской Церкви (Киевской митрополии) в период ее нахождения в канонической зависимости от Константинопольского Престола, то есть от времени принятия христианства на Руси до половины XV в. Хотя в 1299 г. Киев перестал быть местом постоянного пребывания митрополита и его двора, все митрополиты, как во Владимире , так и в Москве продолжали именоваться Киевскими и всея Руси вплоть до митрополита Ионы (Московского) .

Модернизация — обновление социально-экономических, политических, культурных, религиозно-нравственных и других основ жизни общества путем различных нововведений и усовершенствований, отвечающих современным требованиям и вкусам. В более узком смысле под модернизацией понимают промышленную революцию и индустриализацию, которые являются основой формирования индустриального общества.

Монастырские крестьяне — категория феодально-зависимого населения владений православной церкви в России с XI в. до середины XVIII в. Подвергались тем же формам эксплуатации, что феодально-зависимые крестьяне во владениях светских. Указом Екатерины II в 1764 г. Монастырские крестьяне были переданы в ведение Коллегии экономии и стали называться экономическими крестьянами .

Монастырь — от греч. monastirion — жилище монахов — комплекс богослужебных, жилых и хозяйственных построек, принадлежащих общине монахов, имеющей единый устав. В церковно-административном отношении монастырь подчинялся либо архиерею данной епархии, либо непосредственно патриарху. Наиболее крупные монастыри назывались лаврами (Киево-Печерская, Троице-Сергиева и др.). В средневековой Руси монастыри были крупными землевладельцами. Они пользовались большими льготами со стороны княжеской власти

Монголо-татарское иго — система зависимости русских земель от ханов Монгольской империи со столицей в г. Каракоруме , затем от ханов Золотой Орды со столицей в г. Сарае . Монголо-татарское иго существовало 240 лет и выражалось в экономической, политической, культурной, военной сферах. Монголо-татарское иго отбросило Русь далеко назад, надолго затормозило ее развитие. В то же время оказало огромное влияние на различные аспекты русской жизни.

Монотеизм — единобожие, вера в одного бога. Существуют три мировые монотеистические религии: буддизм, христианство и ислам. И одна монотеистическая национальная религия — иудаизм.

Московские летописи — летописи северо-восточной Руси отличается отсутствием поэтических элементов и редко делает заимствования из поэтических сказаний. «Сказание о Мамаевом побоище» — особое сочинение, только внесенное в некоторые своды. С первой половины XIV в. в большей части сводов северно-русских начинают преобладать московские известия. Летопись в Московском государстве все более и более получала значение официального документа: князь Юрий Димитриевич в своих исканиях великокняжеского стола опирался в Орде на старые летописи; великий князь Иоанн Васильевич послал в Новгород дьяка Брадатого доказывать новгородцам старыми летописцами их неправду.

Мурома — племя, упоминаемое в Повести временных лет, принадлежало вместе с родственными ему племенами мерей и весью к угро-финской языковой группе. Мурома жили на нижней Оке и в междуречье Оки и Клязьмы , в пределах Муромского района современной Владимирской области . С XII в. мурома полностью обрусели и вошла в состав великорусской народности.

Мыт — в Древней Руси — государственная пошлина с торговли. Взималась при провозе товаров через заставы.

Мытник — сборщик таможенной пошлины.

Мытный двор — государственное учреждение по сбору таможенных пошлин с торговли лесом, сеном, скотом, продовольствием (кроме хлеба) и др.

Народничество — идеология и движение разночинной интеллигенции. Оно выражало интересы крестьян, выступало против крепостничества, за свержение самодержавия путем крестьянской революции. Представители народничества считали возможным переход к социализму через крестьянскую общину, которую они считали готовой основой социализма. Родоначальниками народничества были А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский , а идеологами — М.А. Бакунин , П.Л. Лавров , П.Н. Ткачев . Основными народническими организациями 60—80 гг. были: «Земля и воля», «Черный передел», «Народная воля». Идеи народничества, методы террористической борьбы возродились в начале XX в. в деятельности партии социалистов-революционеров (эсеров).

Национализация — передача в собственность государства земли, промышленных предприятий, банков, транспорта или другого имущества, принадлежащего частным лицам или акционерным обществам. Может осуществляться через безвозмездную экспроприацию, полный или частичный выкуп.

Национальный вопрос — совокупность условий и предпосылок, приводящих к обострению межнациональных отношений, а также совокупность условий, методов и средств, ведущих к разрешению межнациональных противоречий.

«Непохожие» крестьяне — в XV—XVI вв. — основная категория сельского населения Великого княжества Литовского.

Новая экономическая политика (НЭП) — введена советским руководством в марте 1921 г. на X съезде РКП (б), была направлена на преодоление массового недовольства действовавшей политикой военного коммунизма. Суть НЭПа заключалась в том, что продразверстка была заменена продовольственным налогом. Размер продовольственного налога устанавливался до посевной кампании в зависимости от зажиточности хозяйства и не мог меняться в течение года. Были разрешены также свобода торговли, частное предпринимательство, использование иностранного капитала в форме концессий и труд батраков в деревне. НЭП свернут в конце 20-х гг.

Новгородские летописи — летописи в Новгороде начались рано: в рассказе о крещении Новгорода видны следы записывания современников. До нас дошло несколько новгородских летописных сборников — так называемые летописи I, II, III, IV, Софийская летопись, Супрасльская Летопись и сходная с нею, вошедшая в так называемую «Летопись Авраамки». Большая часть новгородских известий записаны при церквах и монастырях. Новгородские летописи отличаются (по замечанию С.М. Соловьева ) особой сжатостью, слогом как бы деловым. Составители так дорожат временем (а может быть, и пергаментом), что пропускают слова: «...а вы братия, в посадничестве и в князех», говорит в летописи Твердислав, не добавляя «вольны» — и так поймут. Ни поэтических красок, ни драматических разговоров, ни обильных благочестивых размышлений — отличительных черт киевской летописи — нет в новгородских сводах; событий неновгородских в них мало, и те попали случайно.

Новое политическое мышление — система приоритетов общечеловеческих идеалов и ценностей во внешней и внутренней политике, провозглашенная во второй половине 80-х гг. руководством КПСС и СССР . Реализация этой системы приоритетов во внутренней, а отчасти и во внешней политике отличалась до декабря 1991 г. непоследовательностью и противоречивостью.

Новоприходцы (новопорядчики) — категория феодально-зависимого населения в Русском государстве в XV—XVII вв. Новоприходцы, в отличие от старожильцев , были обедневшими крестьянами, чаще всего утратившими свой земельный надел и не имевшими средств вести собственное хозяйство. Они селились на земле землевладельца, заключали с ним договор (порядную запись), по которому по истечении льготных лет они обязаны были нести государственное тягло и повинности в пользу землевладельца и становились равными крестьянам-старожильцам.

Норманны — букв.: «северные люди», «люди с севера» — название, данное в Западной Европе северогерманским племенам, жившим на Скандинавском полуострове . Предки современных датчан, шведов и норвежцев.

Норманнская теория — направление в историографии, сторонники которого считают норманнов основателями древнерусской государственности. Норманнская теория впервые была сформулирована членом Российской академии наук, историком Г.Ф. Байером . Основанием для такого вывода послужил известный рассказ “Повести временных лет” о призвании в 862 г. славянскими и финно-угорскими племенами князя Рюрика на княжение в Новгород .

Обжа — поземельная мера пахотной земли, единица поземельного обложения в новгородских землях в XV—XVII вв. Термин происходит от слова «обга» — оглобля у сохи. Объем обжи складывался из работы, которую совершал один человек сохой на одной лошади за один рабочий день.

Обида — так у славян называлось право кровной мести.

Обмирщение культуры — освобождение от жестких рамок традиции, предписанной церковью, усиление светского начала в искусстве: появление все большего разнообразия светских тем и сюжетов в литературе и искусстве.

Оброк — ежегодный сбор продуктов и денег с крепостных крестьян помещиками. Продовольственный оброк был отменен Положениями 19 февраля 1861 г., денежный сохранялся для временнообязанных крестьян до 1883 г.

Оброк натуральный — обязанность крестьян поставлять помещику сено, холст, дрова, хлеб, мясо, птицу грибы, ягоды и др.

Община крестьянская — территориальное объединение (деревня) отдельных хозяйств, сочетавшее индивидуальную собственность на дом, приусадебный участок и общинную собственность на пашню, пастбища, лес. Для крестьянской общины характерны регулярные переделы земли с XVI—XVII вв., круговая порука за уплату налогов, право решения местных вопросов хозяйственной жизни. Жизнь общины контролировалась помещиком и государством.

Обязанные крестьяне (старожильцы, новоприходцы, тяглые крестьяне) — бывшие крепостные крестьяне в России , перешедшие на договорные отношения с помещиками на основании указа 2 апреля 1842 г. По соглашению помещиков с крестьянами, утверждавшемуся правительством, крестьяне приобретали личную свободу. За помещиками сохранялось право вотчинной полиции. Земля оставалась в собственности помещика, предоставлявшего крестьянам надел за «соразмерный» оброк или барщину. Ограничения власти помещиков не предусматривалось. Заключение подобных договоров не было обязательным для помещиков.

Октябристы — официально «Союз 17 Октября» — либеральная партия, возникшая в России в ноябре 1905 г. Основой ее программы стали положения царского манифеста от 17 октября 1905 г. Партия представляла интересы крупного капитала России. Лидерами партии были П.А. Гейден , А.И. Гучков , М.В. Родзянко .

Олигархия — древнегреч., букв.: «власть немногих» — власть богатых. Правление небольшой группы людей, связанных общими интересами. Олигарх — человек, который, благодаря своему богатству, имеющий возможность участвовать в принятии политических решений, влиять на политику. Термин впервые встречается у Аристотеля для обозначения такой формы государственного устройства, которая возникает в результате вырождения аристократии.

Опричнина — от слова «опричь» — кроме, особо — в XIV—XV вв. особое владение, выделенное членами великокняжеской династии, название государева удела 1565—1572 гг., его территории, войска, учреждения; а также так называлась внутренняя политика репрессий правительства Ивана IV Грозного против верхушки оппозиционного боярства. В январе 1565 г. было осуществлено введение опричнины. По указу Ивана IV было объявлено об учреждении «особого» двора с особой территорией, войском (первоначально в 1 тыс. чел.), финансами и управлением (опричной Думой). Правительство ввело неподсудность опричников общественным органам власти и суда. Остальная часть государства получила название «земщина» . Ею по-прежнему управляла Боярская дума, вынужденная по всем важным вопросам испрашивать согласия царя. В результате опричнины Иван IV добился резкого усиления самодержавной власти, придал ей черты восточного деспотизма. В 1572 г. царь отменил опричнину, вернув часть конфискованных земель их прежним владельцам. Таким образом, опричнина — это форсированная централизация, без достаточных экономических и социальных предпосылок. Основным средством ее проведения был террор.

Орден — в католицизме и исламе централизованные монашеские объединения с особым уставом. В средние века представляли собой рыцарские организации, во главе которых стояли назначаемые из Ватикана генеральные капитулы. К важнейшим католическим орденам относятся бенедиктинцы, духовно-рыцарские ордена, иезуиты, нищенствующие ордена. В исламе существуют дервишские ордена.

Основные летописи — Несторовский список (Несторова летопись или «Повесть временных лет»), Лаврентьевский список, Ипатьевский список, Радзивилловский список).

Остромирово Евангелие — древнейшая датированная древнерусская книга, написанная в 1056—1057 гг. по заказу новгородского посадника Остромира дьяконом Григорием . Остромирово Евангелие — великолепный образец искусства книги Киевской Руси.

Отработки — форма кабальной аренды, получившая распространение в России после отмены крепостного права. Крестьяне арендовали земли у крупных собственников на условиях работы в их хозяйстве.

Отрезки — земли, отрезанные помещиками у крестьян при составлении уставных грамот по Положениям от 18 февраля 1861 г. Уменьшение крестьянского надела производилось в случае, если надел превышал высшую, или указную норму. Надел мог быть уменьшен и в случае, если у помещика оставалось меньше трети удобных земель имения.

Отроки — одна из категорий служилых людей в Древней Руси в X—XI вв. Отроками называли младших дружинников князей, принимавших участие в походах и сборе дани. Отроки ведали также княжеским хозяйством и находились в личном услужении у князей. По Пространной Русской Правде (XII в.) отроки — это лица низшей княжеской администрации, осуществлявшей суд, сбор пошлин, взимание налогов.

Отруб — земля, выделенная крестьянину в из общинных владений в компактный надел для ведения индивидуального хозяйства. Но хозяйственные постройки и жилище крестьянина находятся в пределах общинного поселения.

Отходничество — временный уход крестьян из деревень на заработки в более отдаленные районы или в города. Впервые отходничество зародилось в XVII в.

Охлократия — от греч. «власть толпы, черни», букв.: «власть шпаны, шантрапы» — по мнению древнегреческого историка Полибия возникает в результате вырождения демократии.

Паровая система земледелия — название происходит от слова «пар» (поле севооборота, не занимаемое посевами и содержащееся в рыхлом и чистом от сорняков состоянии; средство повышения плодородия почвы и накопления в ней влаги).

Пассионарность — от passion — страсть — это высокая целеустремленность отдельных личностей, способных на пути к реальной или иллюзорной цели жертвовать своей жизнью для достижения цели и вести за собой других людей, заражая их своим энтузиазмом. Кроме них в этносе существуют гармоничные личности и субпассионарии (пассивная масса). Каждый этнос проходит фазу возникновения (внезапное увеличение пассионариев ), высшую ступень развития (акме), фазу надлома, инерционную фазу, фазу обскурации (замены пассионариев субпассионариями) и фазу гибели этноса. Когда ведущий этнос гибнет, периферийный перехватывает у него эстафету. Так движется история.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 350; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.