Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понимание стиля жизни




Возможно, в этой связи было бы полезно продемонстрировать то, как мыопределяем нормальный стиль жизни, и что это дает нам для понимания ошибок инекоторых особенностей. Но прежде стоит упомянуть, что в подобного родаисследованиях мы не принимаем в расчет типы. Наш подход отличается, так каку каждого человека свой индивидуальный стиль жизни. Так же, как невозможнонайти на дереве два абсолютно одинаковых листа, невозможно отыскать двуходинаковых людей. Природа столь богата, а возможности разнообразия стимулов,инстинктов и ошибок столь велики, что совершенно невозможно, чтобы двачеловека были а точности идентичны. Следовательно, когда мы говорим о типах,это всего лишь интеллектуальный прием, чтобы сделать более понятныминекоторые сходства в людях. Когда мы постулируем интеллектуальнуюклассификацию, такую как типы, и изучаем характерные черты, их составляющие,наши рассуждения становятся яснее. Однако этим мы еще не принимаем на себяобязательства использовать одну и ту же классификацию все время, а толькоприбегаем к наиболее подходящей для каждого конкретного случая. Люди,которые серьезно относятся к различного рода типам и классификациям, однаждынаклеив на человека ярлык, уже не могут себе представить, что этот человекможет быть отнесен к какому-то типу другой классификации. Чтобы пролить свет на эту проблему, приведем пример. Скажем, если мыговорим о типе человека, который не адаптирован социально, мы имеем в видутого, кто ведет бессодержательную жизнь и не вовлечен в социальные проблемы.Это один из способов классифицировать индивидов, возможно, по наиболееважному признаку. Но возьмем, к примеру, индивида, чей интерес, каким быограниченным мы его не считали, заключается прежде всего в том, чтобывидеть. Такой человек сильно отличается от другого, которого влечет другойинтерес - слышать. Тем не менее, оба они могут быть социально неадаптированы и испытывать трудности в установлении контакта с окружающими. Втаком случае, если мы не понимаем, что типы -- это всего лишь удобныеабстракции, классификация по типам может стать источником путаницы. А сейчас давайте возвратимся к нормальному человеку, которого мыизбрали в качестве стандарта для исследования отклонений. Нормальный человек-- это человек, который живет в обществе и в своем образе жизни столь хорошоадаптирован, что, хочет он того или нет, общество извлекает определеннуювыгоду из его деятельности. Кроме того, с точки зрения психологической, унего достаточно энергии и смелости, чтобы открыто встречать проблемы итрудности, которые случаются в его жизни. У людей же с психопатологическимиотклонениями отсутствуют оба эти качества и социальная адаптация, испособность справляться с повседневными трудностями жизни. В качестве иллюстрации я могу привести пример одного тридцатилетнегомужчины, который всякий раз, пытаясь решать свои проблемы, в самый последниймомент отступал. В дружбе он был чрезвычайно подозрителен, в результате чегоего дружеские отношения никогда не были глубокими. Невозможно, чтобы дружбакрепла в условиях подозрительности, так как второй партнер неизбежнопочувствует напряженность. Без труда можно было понять, что вдействительности у этого человека не было настоящих друзей, несмотря на то,что он общался с большим числом людей. Иметь друзей ему мешали недостатокзаинтересованности и отсутствие социальной адаптации. Он сторонился обществаи в компаниях хранил молчание, объясняя это тем, что там у него не возникалоникаких мыслей, и следовательно, ему нечего было сказать. Более тоге, человек, о котором мы говорим, был застенчив. Во времяразговора его лицо то и дело заливала краска. Когда же ему удавалосьпреодолеть свою застенчивость, он говорил достаточно хорошо. В чем ондействительно нуждался, так это в такого рода помощи, не обремененнойкритикой. Разумеется, когда он был в обычном состоянии, общаться с ним былоне слишком приятно, и у окружающих он не вызывал симпатии. Он эточувствовал, что лишь усугубляло его нелюбовь к беседам. Стиль его жизниможно описать так, что он обращал на себя внимание при попытке войти вкакую-то компанию. Следующим после жизни в обществе и искусства ладить с людьми являетсявопрос деятельности. Наш пациент постоянно пребывал в страхе, что в своейдеятельности он потерпит поражение, провалится, и поэтому занимался ею деннои нощно. Он перерабатывал и перенапрягался, из-за чего практическисамоустранился от решения реальных проблем, возникающих в его деятельности. Если мы сравним то, каким образом наш пациент действовал в двухважнейших сферах своей жизни, то увидим, что его поведение всегда былослишком напряженным Это признак сильного чувства неполноценности. Оннедооценивал себя и видел в других людях и новых жизненных ситуацияхопасность для себя. Он жил и действовал так, как будто находился средиврагов. Теперь у нас достаточно данных, чтобы описать стиль жизни этогочеловека. Мы видим, что он желает действовать, но страх поражения парализуетего. Он словно бы стоит перед пропастью, разрываемый желанием иневозможностью сдвинуться с места. Его преуспевание относительно, и онпредпочитает оставаться в одиночестве и не вступать во взаимодействия сдругими людьми. Третья проблема, ставшая на пути этого человека -- проблема, к решениюкоторой не готово большинство людей, -- это проблема любви. Он не смелприблизиться к противоположному полу. Он желал любить и жениться, но сильноечувство неполноценности сковывало его действия. Он не смог осуществитьжелаемое; все его поведение и жизненные установки укладываются в слова."Да... но!" Он был влюблен в одну девушку, затем -- в другую, что довольночасто случается у невротических личностей, так как, в сущности, две девушки-- это меньше, чем одна. Подчас эта истина объясняет склонность к полигамии. Теперь давайте рассмотрим причины, обусловившие такой стиль жизни уэтого человека. Во время его формирования, то есть в первые четыре-пять летжизни, случилась трагедия, имевшая значительные последствия и которуюпоэтому необходимо рассмотреть подробно. Как мы понимаем, нечто убило в этомчеловеке нормальный интерес к другим, и дало повод решить, что жизнь -- этосплошные трудности и что лучше не двигаться вперед вообще, чем все времяпротивостоять ее тяготам. Таким образом, он стал осторожным, нерешительным,склонным к всегдашнему отступлению. Нужно также упомянуть тот факт, что он был первым ребенком. Мы ужеговорили о большом значении и влиянии на личность последовательностипоявления детей в семье, указав, что основные проблемы первенца возникаютпотому, что годами он является центром внимания, что бы в конце концов бытьсвергнутым, когда его место займет другой любимец. В большинстве случаевпричину застенчивости и робости человека можно найти в том, что емупредпочитают кого-то другого. Так что в данном случае исток проблемы былоотыскать несложно. Во многих случаях стоит просто задать пациенту вопрос: Вы первый,второй или третий ребенок в семье? -- и у нас появляется все необходимое дляисследования. Однако можно использовать и другой метод: спросить о раннихвоспоминаниях. Его мы будем довольно подробно рассматривать в следующейглаве, но уже сейчас можно отметить, что этот метод стоит вниманияпсихологов, так как первые воспоминания иди первые рисунки позволятвосстановить ранний стиль жизни, который мы называем прототипом Ранниевоспоминания клиента позволяют увидеть ту часть прототипа, которая действуетв сегодняшней его жизни Как. правило, всем запоминается что-то очень важное,даже если это просто осталось в памяти, и ему не придают особого значения. Существуют школы психологии, которые исходят из противоположногопредположения - они считают, что самые важные моменты прошлого человекзабывает; в действительности же большой разницы между этими двумяконцепциями нет. Бывает, что человек может рассказать нам оставшиеся в егопамяти воспоминания, не понимая. однако, что они значат. Он не видит связимежду ними и его нынешними действиями. Результат, таким образом, тот же,подчеркиваем ли мы скрытое или забытое значение того, что помним, иливажность того, что забыли. Небольшие рассказы о ранних воспоминаниях могут быть чрезвычайнопоказательными. Так, человек может вспомнить, что когда он был маленький,мать взяла его и младшего брата на базар. Этого достаточно для того, чтобыраскрыть его стиль жизни. Он рассказывает о себе и младшем брате, значит длянего было важно иметь младшего брата. Попросите его продолжать, и онприпомнит, что в тот день начался дождь. Мать взяла его на руки, но увидевмладшего брата, поставила обратно на землю, чтобы нести малыша. Такимобразом, о его стиле жизни можно сказать следующее: в этом человекепостоянно жило ожидание, что ему предпочтут другого. Зная это, можно понять,что ему мешает свободно общаться: он все время настороже -- кого емупредпочтут. То же самое и с дружбой. В результате у него никогда не былонастоящего друга, ибо в своей подозрительности он без устали выискивалмелочи, разрушающие дружбу. Мы также можем проследить, как трагедия, которую он пережил, сталапрепятствовать развитию его чувства общности. Он вспомнил, как мать взяла наруки его младшего брата, и мы видим, что он чувствует, что этому младенцумать уделяет больше внимания, чем ему. Он чувствует, что младшего браталюбят больше и постоянно ищет подтверждения этой мысли. Здесь он всецелоубежден в своей правоте, и отсюда -- его постоянное напряжение, ибо онпостоянно пытается совершить нечто, видя, что ему предпочитают кого-тодругого. Таким образом, единственным выходом для этой подозрительной личностиявляется полная изоляция, ситуация, в которой он абсолютно ни с кем недолжен вступать ни в какие соревнования, оставаясь, так сказать,единственным на всей земле. И действительно, иногда в своих фантазияхребенок такого типа переживает крушение всего мира, после чего он остаетсяединственным человеком на земле, и следовательно, никому более не может бытьотдано предпочтение перед ним. Мы видим, как он использует все возможности,чтобы спастись, но только не следует логике здравого смысла или реальности,а является пленником своих подозрений. Он живет в ограниченном мире, и унего свое особое представление о бегстве. Связей с другими и интереса к нимон полностью лишен. Но мы не должны обвинять его в этом, так как знаем, чтоне можем отнести его к числу нормальных людей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 251; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.