Общие положения. Преступность и отсутствие социального интереса мы видели, что социальная неприспособленность есть следствие чувстванеполноценности и стремления к
Мы видели, что социальная неприспособленность есть следствие чувстванеполноценности и стремления к превосходству. Термины "комплекснеполноценности" и "комплекс превосходства" выражают факт уже закрепившейсяплохой социальной адаптации. Эти комплексы не находятся в плазме зародышаили человеческой крови: они появляются в процессе взаимодействия индивида сего окружением. Почему же они есть не у всех? Каждому присуще чувствонеполноценности и стремление к успеху и превосходству, которые являютсяфундаментом всей психической жизни человека. Причина, по которой комплексыесть не у всех, заключается в том, что у части людей чувства неполноценностии превосходства становятся движущей силой общественно-полезной деятельности,так как к ним подключается присущее этим людям чувство общности, смелость илогика здравого смысла.Давайте изучим функционирование чувства общности. Известно, что покачувство неполноценности ребенка не очень велико, он всегда будет стремитьсяк какой-то полезной деятельности, к чему-то, имеющему реальный смысл. Длядостижения своих целей он проявляет заинтересованность в других. Социальноечувство и социальное приспособление являются вполне нормальной компенсацией,и в каком-то смысле невозможно отыскать человека, в котором бы стремление кпревосходству не развивалось таким образом. Никто не может честно сказать:"Меня не интересуют другие!" Можно действовать таким образом, как будтоокружающий мир не представляет интереса, но это весьма сложно оправдать вглазах окружающих. Однако чаще наблюдается противоположная ситуация, когдаинтерес к другим демонстрируется с тем, чтобы скрыть недостаток социальнойадаптации. Все это является скрытым свидетельством универсальностисоциального чувства. Как бы там ни было, феномен плохой адаптации существует. Можно изучитьего генезис, рассматривая маргинальные случаи, в которых присутствиекомплекса неполноценности скрыто и не выражается явно из-за благоприятногоокружения. Не сталкиваясь с трудностями в подобной жизненной ситуации,человек может выглядеть вполне благополучно. Но если быть более внимательнымк его действительным проявлениям, можно заметить -- если не в словах имнениях, то по крайней мере в установках -- то, что он чувствует своюнеполноценность. Это и есть комплекс неполноценности -- результатпреувеличенного чувства неполноценности. Люди, страдающие от такогокомплекса, всегда ищут облегчения бремени, которое они взвалили на себя всилу собственного эгоцентризма. Довольно интересно наблюдать, как одни скрывают свой комплекснеполноценности, а другие в нем признаются, Исповедавшиеся всегда вприподнятом настроении от своих признаний. Они признались в том, в чемДругие - не могут, и думают приблизительно так: "Я -- честен. Я не лгу опричине своих страданий!" Но именно тогда, когда они признаются в комплексенеполноценности, они намекают на определенные трудности своей жизни илидругие обстоятельства, ответственные за него. Ими являются родители,семейные ситуации, плохое воспитание, какие-либо несчастные случаи, лишения,неудачи и тому подобные вещи. Часто комплекс неполноценности скрывается за комплексом превосходства,который служит в качестве компенсации. В этом случае в человеке присутствуютнадменность, навязчивость, самодовольство, высокомерие и т. п. Но за еговнешним видом ничего не стоит, и его поступки не столь весомы, как егообраз. Часто у людей этого типа можно обнаружить страх перед аудиторией,который впоследствии используется для оправдания всех провалов и неудач. Какправило, это сопровождается словами: "Чего бы я только не сделал, если бы небоялся аудитории!" Такие сентенции с "если бы" - признак скрытого комплексанеполноценности. На комплекс неполноценности могут также указывать такие черты, какковарство, осторожность, педантизм, стремление избежать решения важнейшихжизненных проблем и найти узкое поле деятельности, ограниченное множествомпринципов и правил. Признаком комплекса неполноценности, выраженным вовнешних проявлениях является то, что человек постоянно ищет на что быопереться. Можно обнаружить, что такой человек не верит в себя и развиваетстранные интересы. Он всегда занят какой-нибудь ерундой, как, скажем,коллекционирование вырезок из газет или рекламок. Он тратит свое время зря ивсем; находит оправдание. Он слишком многому научился, занимаясь бесполезнойдеятельностью, и чем дольше продолжается такая "учеба", тем вернее онаприводит к невроза навязчивости. Обычно у всех проблемных детей, тип проблемы в данном случае не важен,в глубине скрывается комплекс неполноценности. Так, лень на самом делеозначает избегание трудностей и проблемных ситуаций, что является признакомкомплекса. Воровство -- это использование временного отсутствия илиуязвимости другого человека, а ложь связана с отсутствием смелости сказатьправду. В сердцевине всех этих детских проявлений -- комплекснеполноценности. Невроз также развивается из комплекса неполноценности. Чего только несделает человек, страдающий от невротической тревоги! Он постоянно нуждаетсяв том, чтобы его кто-либо сопровождал во всех ситуациях, и если ему этоудается -- он преуспевает в достижении своих целей. Другие его поддерживаюти им занимаются. Комплекс неполноценности переходит в комплекспревосходства: другие должны служить! Как и в случаях больных людей,невротик находит способ достигать превосходства, заставляя других собойзаниматься. Вследствие политики избегания, уклончивости, обусловленнойкомплексом неполноценности, который в свою очередь порожден вынужденнымстолкновением с реальными трудностями, невротик находит свое поледеятельности в воображаемом мире, там он добивается успехов и благодаряэтому чувствует себя выдающейся личностью. Во всех этих случаях, когда наблюдается усиление комплексов, неудачифункционирования в общественно полезной сфере полностью зависят ототсутствия или недостатка смелости. Именно это, а также неумение понятьнеобходимость и полезность социального взаимодействия, служит основнымпрепятствием для нормальной жизни в обществе.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление