Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джонатан Педдер 3 страница




Замещение

Если мы не осмеливаемся выразить свои чувства непосредственно перед тем, кто их вызвал, то обычно переносим их на кого-либо. Классический фельетонный сюжет: начальник изливает свой гнев на заместителя, тот — на следующего в иерархии, и так до самого низа, когда посыльный пинает в сердцах кошку. Подобное явление наблюдается и среди животных. Его называют перенаправле­нием. Частой формой замещения является направление нерас­траченного гнева на себя, что ведет к саморазрушительному поведению и даже к мазохизму. Особенно это бывает заметно при состояниях депрессии и суицидных настроениях.

Регрессия

Абсолютно нормально и даже весьма желательно в выходной день отбросить свои обычные обязанности взрослого человека и вернуться (совершить регрессию) в детство, чтобы поплавать, поиграть и т.п. Перед лицом несчастий, с которыми мы не в силах справиться — тяжелая болезнь, несчастный случай, — мы часто ведем себя по-детски, отказываясь от принятия самостоятельных решений.

Сон может оказаться нормальной ежедневной регрессией, куда мы пытаемся ускользнуть от проблем, стоящих перед нами наяву. У ребенка, уже научившегося проситься и не мочащегося в постель, появление новорожденного братца или сестренки часто вызывает регресс, проявляющийся в том, что постель опять будет мокрой. У девочек-подростков, страдающих нервной анорексией на почве соблюдения нелепой диеты, это заболевание может оказаться проявлением регрессии, вызванной ужасом перед подавляемыми проявлениями подростковой сексуальности (Crisp, 1967).

Деперсонализация и спутанность сознания

Оба эти термина хорошо известны из общего курса психиатрии. Деперсонализацией называется состояние, при котором пациент считает себя неким нереальным существом, отделенным от своих собственных чувств и от всех окружающих как бы стеклянной стеной. Спутанность — это состояние потери ориентации во времени и пространстве, как правило, являющееся следствием соматической дисфункции мозга.

Однако жалобы на спутанное состояние сознания не всегда порождены органическими причинами. Иногда смятение становится защитной пеленой, под которой пытается спрятаться человек, раздираемый непереносимым конфликтом между непримиримыми противоречиями чувств, например, любви и ненависти. Тот же механизм защиты может проявляться и при деперсонализации (Lader, 1975).

Сублимация

Анна Фрейд (1936) определила состояние сублимации как “замещение инстинктивной цели в соответствии с более высокими социальными ценностями”. Это наиболее развитый и зрелый механизм защиты, позволяющий частично выразить бессознательные побуждения в модифицированном, социально приемлемом и даже желательном виде. Например, жажда убийства может найти частичный выход в работе на скотобойне или в занятиях жесткими видами спорта. Побуждения отрываются от своих примитивных и очевидных корней и перенаправляются в иное русло, проявляясь как явления более высокого порядка.

 

Один весьма умный юноша 18 лет, происходивший из семьи, где не поощрялось проявление чувств, рос очень скрытным и неуверенным. Он был сильно закомплексован, избегал девушек, и даже в 16 лет чтение о биологических аспектах размножения шокировало его. С раннего детства юноша увлекался игрой в оловянных солдатиков и собрал огромную коллекцию. Эта коллекция и давала в сублимированной форме выход его потребности в соперничестве, в стремлении показать себя и т.п.

 

Кроме известных невротических проявлений, сублимация способствует обогащению как личности, так и общества. Фрейд рассматривал культуру как сублимацию глубоко запрятанных и темных потребностей и в то же время воплощение самых высоких порывов. Франц Кафка (1920) высказал нечто подобное в форме следующего афоризма: “Все добродетели — индивидуальны, все пороки — социальны, то, что сходит за общественные добродетели (любовь, отсутствие корысти, справедливость, самопожертвование), является всего лишь удивительно ослабевшими общественными пороками”.

Жизненно важные части личности могут быть выражены лишь в мечтах и фантазиях. Культура дает возможность косвенно выразить то, что иначе выразить просто невозможно. Одним из ярких примеров является карнавал. Культура дает выход жизни общества на всех уровнях — от примитивных инстинктов до самых высоких этических идеалов. Бессознательные стремления требуют своего выражения.

Мотивация

Всякая попытка понять истоки как здорового, так и болезненного человеческого поведения во всей их сложности рано или поздно непременно подходит к проблеме мотивации. Драматурги, романисты и поэты, исследуя область человеческих страстей — любви и ненависти, героизма и саморазрушения — задолго до ученых-специалистов пришли к решению этой проблемы.

Разумеется, существует несколько типов врожденного поведения — от примитивных рефлексов до сложных, сильно зависящих от обучения, например, поведение матери, ухаживающей за ребенком. Существуют физиологические потребности в воздухе, пище и воде, которые, будучи неудовлетворенными, порождают мощную мотивацию поведения. Но в современном западном обществе, как правило, не существует препятствий в удовлетворении этих основных потребностей. Большего внимания требуют области, порождающие конфликты.

Инстинкты определяются как “врожденные биологически определенные побуждения к действию” (Rycroft, 1972). Этот термин употребляется с XVI века и происходит от латинского обозначения импульса. В XIX веке понятие инстинкта получило особую окраску в свете развития физических наук и стало упрощенно выражать следующую идею: инстинктивное поведение животных так же примитивно, как и реактивное движение жидкости. Сегодня биологи предпочитают говорить о врожденных образцах возможного поведения, признавая их значительно боґльшую сложность. Такие образцы или “мотивационные системы” (Rosenblatt and Thickstun, 1977) требуют существования определенного внешнего запускающего механизма для того, чтобы активизироваться. Однако временами мы субъективно ощущаем, что собственные побуждения как бы возникают внутри нас помимо нашей воли. Мы предпочитаем использовать термин “мотивационное побуждение”, чтобы передать как психические, так и телесно-биологические аспекты.

Во введении уже говорилось о том, что различные школы психодинамики по-разному определяют мотивационные побуждения и по-разному выделяют наиболее важные из них. Однако все они придают основное значение конфликту мотивационных побуждений, причем значительная часть школ уделяет наибольшее внимание сексуальным и агрессивным побуждениям. Другие важные побуждения связаны с пищей, привязанностями, родительским и социальным поведением. Лучше всего показать это на примере краткого исторического экскурса.

Как уже было показано, Фрейд на ранней стадии своих исследований сталкивался с поразительно частыми конфликтами на сексуальной почве, особенно у женщин, страдающих истерией. Юнг (1875—1961), выступая против избыточного упора на сексуальность, предложил термин “либидо”, под которым понимал существование более широких общих жизненных сил. Адлер (1870—1937) еще большее значение придавал агрессивности и стремлению к власти. Первоначально Фрейд, принимая на веру рассказы своих пациентов о сексуальных совращениях, которые те испытали в детстве со стороны взрослых, видел причину невротических конфликтов в подавлении этих травмирующих воспоминаний. Позднее, занявшись самоанализом, а также почувствовав, что совращения детей не могут происходить столь часто, как предполагала построенная им теория, Фрейд понял, что ошибался. Он решил, что рассказы его пациентов были преимущественно основаны не на действительных фактах, а на детских фантазиях, посвященных их собственным желаниям. Он пришел к выводу, что очень часто психическая реальность намного важнее физической. Однако в последнее время вновь заговорили о признании реальности и распространенности проблемы сексуального совращения в детском возрасте (Bentovim et. al., 1988).

Открытие Фрейдом большого значения инфантильной сексуальности отражено в его книге “Три эссе по теории сексуальности” (1905). До этой публикации с общепринятой точки зрения развитие нормальной гетеросексуальной ориентации считалось возникающим заново в период полового созревания (миф, который иллюстрирует картина Боттичелли о рождении Венеры, поднимающейся из волн полностью сформировавшейся женщиной). Фрейд отметил, что подобный взгляд игнорирует явления гомосексуальности, сексуальных извращений, детской мастурбации и сексуального любопытства. Он пришел к рассмотрению сексуальных побуждений как явлений, появляющихся с рождения и проходящих различные стадии по мере развития (оральную, анальную, фалличе­скую и т.д.), в зависимости от того, какие эрогенные зоны доставляют удовольствие на той или иной стадии. Наиболее известны эдипова фаза (около 3—5 лет), названная так по имени героя мифа Эдипа, по неведению убившего отца и женившегося на собственной матери, а затем ослепившего себя (символическая кастрация), узнав о своем страшном преступлении.

В последние годы, возможно, под влиянием Адлера и деструктивности первой мировой войны, Фрейд больше внимания стал уделять проявлениям человеческой агрессивности.

Дискуссия о том, является ли агрессивность врожденным или благоприобретенным свойством в ответ на фрустрацию и обделенность, далека от завершения. Оба взгляда правомерны.

Тему агрессии между представителями одного и того же биологического вида разрабатывали зоологи (Лоренц, 1966). Одним из примеров подобной агрессии является дележ территории. Другой пример — борьба самцов, способствующая отбору лучших особей для продолжения рода. Это явление особенно распространено среди животных, ведущих стадно-кочевой образ жизни (антилоп, бизонов и проч.), для которых особенно важно наличие сильных самцов, способных защитить стадо. У высших приматов агрессия проявляется при установлении статуса в иерархии. Социальной стабильности способствует такое положение, при котором каждый член группы “знает свое место”. Что касается значения строгой иерархии в человеческом обществе, то оно весьма неоднозначно. Являясь безусловно полезным явлением в армии, ведущей военные действия, или в оперирующей бригаде хирургов, иерархия может сковывать рост и инициативу личности там, где она не обусловлена очевидной необходимостью.

Принятый на этапе становления психоанализа взгляд на сексуальность как на стремление к получению удовольствия, присутствующее с самого рождения, оказался очень полезным для объяснения мотивации, хотя некоторые ученые и порицали его за чрезмерную концентрацию на индивидууме и его удовлетворенности. Теоретики “объектных отношений” (Fairbairn, 1952; Guntrip, 1961; Winnicott, 1965; Balint, 1968; Greenberg and Mitchell, 1983) провозгласили основной потребностью человека жажду установления отношений (в широком смысле) с другими людьми. В отличие от теории поиска удовлетворения, для каждого возраста, представленного разными этапами, они считали, что разные этапы в разных возрастах выражают другую потребность — различные способы установления взаимоотношений с людьми (начиная с матери). Этот способ соответствует разным стадиям развития растущего организма и начинается с кормления. Вместо младенца, ищущего удовлетворения в оральном импульсе, данная теория видит объяснение в паре — мать и ребенок,— находящей удовлетворение в установлении отношений, связанных с кормлением.

В известной работе Харлоу (1958), посвященной малюткам-шимпанзе, есть полные драматизма примеры таких объектных привязанностей. Отобранные у своих настоящих матерей, маленькие обезьянки привязывались к куклам и муляжам, демонстрируя пример объектной привязанности над голодом (кормили их из бутылочек — отдельно).

Боулби (1969), продолжая развивать проблему отлучения от матери, которую он начал исследовать еще в 1952 году, пришел к выводу, что привязанность является важным первоначальным устремлением и у человека в том числе. Он утверждал, что “поведение привязанности представляет собой форму поведения, отличную от поведения, связанного с получением пищи, и от сексуального поведения, хотя ничуть не менее значимую в жизни человека” (Bowlby, 1975). Поведение привязанности достигает своего пика в возрастном периоде между девятью месяцами и тремя годами. Возможно, корни этого поведения связаны с “адаптацией к окружающей среде в ходе эволюции” для защиты беспомощного младенца от хищников.

Однако подобные биологические побуждения и поведение по установлению отношений не исчерпывают человеческой деятельностью. Человеческим детенышам свойственны любопытство и жажда познания, о которых пишет Пиаже (1953). Следует ли рассматривать их просто как производную от сексуального любопытства, позднее “сублимируемого” в форму научных и творческих исследований? Или же они представляют собой самостоятельное побуждение, ведущее к одному из самых уникальных творческих достижений человека? Сторр (1976) доказывает, что сохранение у взрослых детской способности играть составляет основу творческих способностей человека.

Исследовательское поведение и поведение привязанности образуют обратную зависимость по отношению друг к другу. Ребенок на пляже, увлекшись обследованием окрестности, все дальше удаляется от матери, а потом, испугавшись, бежит обратно. Он возвращается к ней, чтобы успокоиться, обрести уверенность, как бы “подзарядить батарейки”, а потом снова пускается в свои исследования.

Такая база требуется нам на протяжении всей жизни: человек — животное социальное. О другом социальном животном, пчеле, Метерлинк (1901:31) писал: “Стоит ее изолировать и, как бы хороша ни была пища и комфортна среда, она погибнет через несколько дней от одиночества. Скученность, общее поселение дают ей незримое лекарство, не менее необходимое ей, чем мед”. Несомненно, что и человек испытывает естественную потребность в общении с себе подобными, когда он может найти и реализует себя. Остается спорным, относится ли подобное поведение к первичным социальным инстинктам. В более развитых обществах социальное поведение перерастает биологические потребности, отвечая удовлетворению психологических потребностей. Социальные связи создают структуру, в которой индивидуум борется за обретение собственной значимости через отношения с другими людьми. Первой социальной связью является структура “мать-дитя”, потом — семья, потом — школа, работа, сексуальные партнеры, новая семья и более широкие общественные связи. Самоощущение человека и осознание им собственной ценности зависит от присутствия и его взаимодействия с другими людьми на протяжении всей жизни.

Неофрейдистами назвали школу американских психологов, заявивших о себе в 30-е годы — Фромма, Хорни, Салливана и Эриксона. Представители новой школы придавали особенно большое значение межличностному аспекту в противовес внутрипсихическому. Конфликты и срывы, наблюдающиеся в этих отношениях поддержки и самоопределения, приводят к отчаянию и болезням. Мы приходим ко все более ясному осознанию необходимости преодоления одиночества и поисков замены разрушающимся семейным и групповым связям, иными словами, к поддержке и правильному направлению потребности индивидуумов и сообществ в кооперации и тесных связях.

На каком бы определении мотивации ни пришлось остановиться, основным понятием психодинамики остается конфликт примитивных импульсов. Фрейд несколько раз пересматривал собственные теории инстинктов, но двойственные противоречивые идеи присутствовали в его трудах всегда. Сначала он видел конфликт в противоречии инстинкта самосохранения и инстинкта продолжения рода, позднее — между любовью к себе (нарциссизмом) и любовью к другим; наконец, Фрейд поэтично сформулировал конфликт между инстинктом жизни и инстинктом смерти, перекликаясь с Шиллером, говорившим, что пока в мире не начнет править дух, власть будет поделена меж “голодом и любовью”.

Наука и литература продолжают разбираться в сложностях человеческой мотивации. Возможно, нынешняя стадия развития знания еще не является достаточно зрелой для более четкой классификации мотивации, во всяком случае, эта задача лежит за пределами данной книги. Психотерапия больше занята импульсами, насущными потребностями и фантазиями, ведущими к отчаянию и конфликтам. За ними стоят силы, выходящие из глубин личности и удачно названные Сандлером (1974) “бессознательными непререкаемыми потребностями”. Если не удается поладить с такой жизненно важной частью нашей природы, то это приводит к явным психическим заболеваниям или, по меньшей мере, к невротическим страданиям и запретам.

Фазы развития

Так было, когда жизнь лишь зародилась,

Так — и сейчас, когда уже я вырос,

Так будет до конца — пошли ж скорей, Господь, конец!

Ребенок — взрослому отец.

Вордсворт

 

Наше умение справляться с основными влечениями, определяется еще в младенчестве реакцией матери или лица, ее заменяющего, а затем — вообще “значимого другого” (отца, прочих родственников, учителей). Фазы развития концептуализируются по-разному, но существует общепринятое представление об их последовательности: каждая должна начинаться и завершаться в соответствующее время и обеспечивать таким образом успешный переход к следующей. Задолго до первых научных попыток классификации стадий развития Шекспир выделил семь возрастов человека.

Классическая теория психосексуального развития Фрейда (1905) является одним из примеров подобной теории стадий. Он рассматривал сексуальность взрослого как результат развивающихся с самого рождения стадий реализации удовлетворения инстинкта получения удовольствия. Первой стадией Фрейд называет оральную (0—1): младенец сосет грудь матери, соску или собственный палец. Вторая стадия — анальная (1—3): ребенок получает удовольствие от обретения контроля над испусканием фекалий. Третья — фаллическо-эдипова (3—5): ребенок изучает собственные гениталии и начинает испытывать беспокойство от того, что его собственные гениталии отличаются от гениталий представителей противоположного пола. В это время может развиться страстная привязанность к родителю противоположного пола и родиться соперничество по отношению к родителю своего пола.

Затем наступает латентный период сравнительного затухания сексуальных интересов и даже излишней добродетели, когда интересы человека направлены во внешний мир, на развитие интеллекта в процессе школьного обучения. Латентный период заканчивается в период полового созревания, когда гормональная перестройка организма вновь разжигает сексуальные устремления и начинается генитальная фаза. С позиций сегодняшних воззрений можно добавить, что хотя физически человек и способен к воспроизводству по достижении половой зрелости, проходит еще период отрочества, прежде чем человек окончательно определит свою сексуальную идентификацию. Так что достижение сексуальной зрелости можно отнести к двадцати годам (Laufer, 1975). Эриксон говорил о “психосоциальном моратории” зрелости, следующим за “психосексуальным мораторием” латентного периода, длящемся до тех пор, пока у человека не родится чувство ответственности взрослого.

Другая значительная теория стадий развития была предложена психологом Пиаже (1953). Она сфокусирована на познавательной и интеллектуальной стороне развития. Развитие начинается с ранней сенсомоторной стадии (0—2) до развития речи, затем следует предоперационная стадия (2—7), затем — стадия конкретного мышления (7—11), пока в возрасте примерно одиннадцати лет не появится способность к формальному абстрактному мышлению.

Предложенные Эриксоном (1965) восемь стадий психосоциального развития напоминают семь возрастов человека у Шекспира. Они представлены в сводной табл.1. Можно заметить, что каждая стадия может быть обращена как к добру, так и ко злу (например, первая стадия определяет укоренение доверия или обмана).

Можно отметить, что первые пять стадий по Эриксону совпадают со стадиями классической теории Фрейда. Последние три стадии по Эриксону больше соответствуют классификации Юнга, который особенно интересовался поздними стадиями развития, индивидуальностью зрелого и пожилого возраста со всеми сопутствующими проблемами достижения и свершения или, напротив, разочарования и “выхода в тираж”.

Можно ли отыскать общность этих теорий развития — классической теории Фрейда с ее, возможно, чрезмерным упором на индивидуума и его удовлетворенность, более социально ориентированной теории Эриксона — с другими теориями (например, с уже упоминавшейся теорией объектных отношений)? Рассмотрим новорожденного младенца и проследим развитие его отношений в раннем детстве. Вообще говоря, можно выделить три стадии: 1) фаза полной зависимости от матери (0—1); 2) фаза возрастающего отделения и индивидуации (1—3); 3) фаза возрастающей дифференциации и соперничества (3—5).

 

Таблица 1. Фазы развития

Возраст 0—1 1—3 3—5 6 — половое созревание Отрочество Юность Зрелость Старость   Семь возрастов человека по Шекспиру     Сначала ребенок гулит и пукает на руках у няньки     Скулящего школьника волокут учиться против его воли   Воздыхающий любовник, пышущий жаром   Солдат, связанный присягой   Судья, полный мудрых мыслей     Постный шут в шлепанцах   Без всего   Kлассическая теория влечений по Фрейду   Оральный период   Анальный период     Фаллическо- эдипов период   Латентный период   Половое созревание     Генитальный период и более поздние стадии индивидуации, выделенные Юнгом Восемь стадий психосоциального развития по Эриксону. Движущее противоречие   Доверие / недоверие   Автономия / стыд и сомнение     Инициатива / вина   Усердие / неполноценность   Цельность / размытая идентичность   Интимность / изоляция     Производитель- ность / погружен- ность в себя   Цельность / отчаяние В данной книге   Зависимость (два человека)   Отделение (сепарация) — индивидуация   Соперничество (три человека)   Психосексуаль- ный мораторий   Психосоциаль- ный мораторий     Женитьба   Родительство   Инволюция

 

1. На первом году жизни младенец начинает все лучше осознавать окружающий мир и самого себя как нечто отличное от всех остальных, в контексте отношений, возникающих в процессе кормления и ухода за ним. Сначала он криком выражает, что голоден, замерз, промок или испытывает какие-либо другие неудобства, и, при условии, что материнский уход за ним достаточно хорош, все его желания исполняются, как по волшебству. Малыш может даже поверить во всесилие собственных желаний. Начиная осознавать, что материнская грудь, улыбка, добрые руки, запах и тепло принадлежат не ему самому, а другому, малыш испытывает беспокойство — как бы мама не ушла. Особенно если ребенок понимает, что слишком жаден и требователен — укусил мать своими прорезавшимися зубками, причинил ей боль, и это может вызвать ее уход. Реакция матери на основные потребности ребенка определяет его отношение к ним впоследствии. Эта первая фаза в классическом психоанализе называется оральной. Разумеется, младенец, начиная изучать окружающий мир, пытается все подряд тянуть в рот, но приписывать все происходящее только “оральному”, значит чересчур сужать проблему. На этой стадии, как отмечал Эриксон, начинает формироваться доверие к людям, уверенность в том, что другие будут и дальше обеспечивать ему поддержку и комфорт. Серьезные сбои (возникающие со стороны окружающего мира) приводят впоследствии на этой ранней стадии к самым тяжелым формам психических расстройств. Существует даже особое название таких психозов — “заболевание, вызванное дефицитарностью окружающей среды” (Winnicott, 1965:256).

2. К концу первого года жизни младенец начинает яснее осознавать себя как нечто отдельное от матери и прочих лиц, ухаживающих за ним. Маргарет Малер назвала этот этап развития фазой отделения (сепарации) / индивидуации (Mahler et al., 1975). Стерн (1985) доказывает, что процесс дифференциации начинается практически сразу же после рождения ребенка. Развивается самоощущение, границы “я” устанавливаются между собой и окружающими, между “я” и “не-я”. Классический психоанализ называет эту стадию анальной фазой, но ограничение концентрацией на удовольствии только от сдерживания или испускания фекалий можно считать слишком жестким. Разумеется, коль скоро на этой фазе устанавливается независимость от матери, может развернуться борьба из-за соблюдения правил, связанных с отправлением естественных потребностей, но борьба может происходить и по поводу еды, и по поводу одевания, и по поводу всякой иной деятельности, поскольку ребенок пытается проявить собственную волю, часто вплоть до проявления негативизма и упрямства ради желания перечить. История изгнания из Эдемского сада может быть интерпретирована как потеря благословенного состояния (материнской груди), когда человек впервые говорит “нет” Господу (отцу) и открывает для себя сексуальность. Сведение всего происходящего в этом возрасте к концепции анального представляет собой чрезмерное сужение проблем. При нормальном развитии происходит множество важных вещей: развитие речи и способности познавать мир, локомоторное развитие, все большее овладевание разными навыками и умениями.

По Эриксону, эта стадия является стадией установления автономии. Ребенок начинает отделяться от матери, но еще сильно от нее зависит, нуждаясь в ней прежде всего как в защите от опасностей. Возраст от девяти месяцев до трех лет — это время максимальной привязанности (Bowlby, 1969). Согласно концепции Боулби, такой тип поведения связан прежде всего с защитой от хищников. Всякое преждевременное или насильственное прерывание этой привязанности, например, длительная госпитализация матери или ребенка, может привести впоследствии к развитию чувства тревоги по поводу ненадежности привязанностей и недоверия к людям, как в личном, так и в профессиональном общении.

3. К трехлетнему возрасту ребенок вполне осознает себя отдельной персоной, своих родителей воспринимает как отдельных и различных людей, а братьев/сестер (если они есть) — как соперников. Он знает о различии полов в общем и начинает более конкретно интересоваться различным устройством гениталий. О развитии психосексуальности и роли пола написано очень много. Кратким выводом, сделанным на основе этих работ, можно считать идею об уменьшении влияния биологических факторов, например, гормонов, и возрастание психологических факторов по мере отдаления человека от животного царства. В трудах Харлоу (1962) показано, что обезьяны, отделенные при рождении от родителей и находившиеся в изоляции (что не позволило им наблюдать образцы сексуального поведения), став взрослыми, оказываются некомпетентными в сексуальном отношении.

Имеются труды, посвященные изучению воздействия переназначения пола ребенка, если тот при рождении был ошибочно причислен к среднему полу (Money et al., 1957; Hampsons, 1961). Нормальные люди бывают двух полов — женского или мужского, что определяется набором хромосом и подчеркивается внешними половыми признаками. При рождении пол определяется видом внешних половых органов, но в случаях рождения гермафродитов и псевдогермафродитов внешние половые признаки не соответствуют хромосомам. Моне и Хампсонс показали, что сравнительно легко правильно переназначить пол ребенка до года, но почти невозможно сделать это после достижения им пяти лет. Они предположили, что в возрасте от года до пяти происходит установление половой роли в соответствии с культурными ожиданиями, каким бы ни оказался пол на самом деле, и этот процесс как бы постоянно “отпечатывается в сознании”. И хотя все сходятся в едином мнении о важности такого приписывания в определении самоидентификации пола, все же имеются свидетельства того, что в некоторых случаях генетические и гормональные факторы могут побороть навязанное представление в возрасте значительно старше пяти лет (Hoeng, 1985). Такая способность к внутреннему изменению пола соответствует представлениям Платона и Фрейда о врожденной бисексуальности человека или взглядам Юнга о противоположностях, лишь одна из которых оказывается на виду (осознана).

Сила сексуального влечения может быть определена как биологическими, так и психологическими факторами. Роль пола, как и самоидентификация в этом вопросе, и ориентация сексуальных предпочтений определяются комбинацией психологических и культурных факторов, действующих на биологической основе.

Эта фаза возрастающей сексуальной (3—5) дифференциации была названа Фрейдом эдиповой. Миф об Эдипе повествует о том, как Эдип по неведению убил отца и женился на собственной матери. “Эдипов комплекс”, к сожалению, стал одним из тех замороженных клише психоанализа, которые легко высмеять, если понимать их слишком буквально и конкретно, утверждая, что каждый ребенок хочет прикончить своего родителя одного с ним пола, чтобы вступить в половую связь с другим родителем. У детей, в отличие от взрослых, нет такого представления ни о смерти, ни о половой близости, но, безусловно, ребенок может хотеть убрать с пути соперника (родителя или брата/сестру), чтобы стать ближе к матери или отцу. Этот период детства, бесспорно, является временем бурных страстей — любви и ненависти, соперничества и ревности, — исход которых может решающим образом повлиять на формирование характера. Было бы чистейшей утопией надеяться уберечь детей от конфликтов на этой (или на более ранней) стадии. Если все обходится нормально, то конфликт бесследно выветривается, но если соперник (родитель или брат/сестра), от чьего присутствия хотелось бы избавиться, заболевает, умирает или отсутствует, оказавшись в больнице, из-за развода, призыва на военную службу, то у ребенка может возникнуть страх, что его враждебные чувства волшебным образом осуществились. Он может вырасти в страхе перед силой собственной ревности. Невротик, как ребенок, тоже не в состоянии отличить фантазии от реальности, мысли от поступков, желания от их реализации. Эта фаза соответствует третьей фазе по классификации Эриксона, где ключевой проблемой является соотношение инициативы и вины.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 277; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.