Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из основных направлений развития народного хозяйства СССР на 1976-1980 гг




Вопросы для самостоятельной подготовки.

1. Оцените положительные и отрицательные стороны советской экономической модели.

2. Для чего советские экономисты стремились разработать но­вую хозяйственную модель?

3. В чем состояла главная задача «косыгинской реформы»?

4. Каковы были результаты «косыгинской реформы»? Были ли достигнуты все цели этой реформы? Почему?

5. В чем состояла противоречивость «косыгинской реформы»? С чем была связана эта противоречивость?

6. Почему период 70-х — первой половины 80-х гг. получил на­звание эпохи «застоя»? В чем он проявлялся? В каких сферах общест­венной жизни наблюдался этот «застой»?

7. Какие факторы способствовали замедлению развития эконо­мики СССР в 70-х — начале 80-х гг.?

8. Найдите примеры, иллюстрирующие благосостояние городс­ких жителей в 1964—1985 гг. Сделайте презентацию на эту тему.

9. Оцените последствия значительного импорта зерна для эко­номики СССР. Попытайтесь провести цепочку последствий до настоя­щего времени. Составьте схему.

10. На основании воспоминаний одного из участников событий, описанных в параграфе, оцените результаты экономических реформ. Обоснуйте критерии оценки. Напишите резюме.

11. Напишите авторский текст «Вклад геологов в развитие со­ветской экономики в 60—70-е гг.» (не более 500 слов).

12. Перечислите, какие экономические проблемы стояли перед промышленностью в рассматриваемый период. Каковы причины появ­ления этих проблем? Отобразите их в виде схемы.

13. Сделайте сборник (дайджест) фрагментов публицистических статей по теме параграфа.

14. Почему многие экономисты считают реформу 1965 г. наиболее радикальной из всех реформ советского периода? Определите противо­речия и причины свертывания реформы 1965 г. Составьте словарь эконо­мических терминов реформы 1965 г.

15. Оцените масштабы и последствия, к которым могла бы при­вести реализация проекта поворота части стока северных рек.

16. Изучите документ. Согласны ли вы с выводами его авторов? Приведите факты.

...Основные социально-экономические задачи девятой пятилетки выполнены. Возросли масштабы и повысился технический уровень производства, укрепилась материально-техническая база всех отрас­лей...

17. В чем проявился «застой» в экономической сфере? Составьте тезисный план.

18. В 1983 г. Ю.В. Андропов предпринял экономический экспери­мент по ослаблению централизованного планирования. Найдите матери­ал об этом эксперименте и выясните, чем он закончился. Объясните, по­чему результат эксперимента был именно таков.

19. Используя приведенные ниже термины, составьте тест (крос­сворд)

Продовольственная программа, товарный голод, стагнация, ли­митчики, соцсоревнования, коррупция. Дополните список.

20. На основе самостоятельно найденных материалов сравните валовой объем производства СССР с аналогичными показателями США, Франции, Германии, Англии, Японии и Китая. Сопоставьте с данными настоящего периода. Представьте информацию в виде графика. Какие можно сделать выводы?

 

6. Культура и духовная жизнь в «эпоху развитого социализма»

6.1.Финал «оттепели»

Со второй половины 1960-х гг. наметились перемены в ду­ховном климате советского общества. Стремление к свободе творчества рождало потребность в развитии свободной личности.

Настроения «оттепели» в среде интеллигенции постепен­но перерастали в настороженное и критическое отношение к существующему режиму. Власть проявляла неспособность и неже­лание вести диалог со своими гражданами о путях дальнейшего развития страны. Появились признаки возврата к прошлому, тема преодоления последствий культа личности Сталина исчез­ла из печати. В 1970 г. редакцию «Нового мира» был вынужден покинуть А.Т. Твардовский. Непосредственным поводом нажи­ма на главного редактора журнала стали публикация в журна­ле ряда работ, вызвавших недовольство властей, и ходившие в самиздате списки его поэмы «По праву памяти», опубликован­ной на Западе. После ухода Твардовского «Новый мир» потерял репутацию носителя демократических настроений. Журнал «Октябрь», вокруг которого группировались сторонники пере­смотра сложившегося в период «оттепели» отношения к Стали­ну, также подвергся критике за «крайности» в издательской политике и низкое качество публикуемых произведений. Ликвидируя такие «крайности», власть стремилась возродить единомыслие. «Толстые» литературные журналы имели огром­ную читательскую аудиторию, и контроль за их издательской деятельностью был действенным средством влияния на умы людей.

Продолжала расширяться сфера самиздата, ставшего для некоторых представителей творческой интеллигенции един­ственной возможностью контакта с читателями. Ряд известных советских писателей, чьи произведения не печатались в СССР, были вынуждены уехать за границу. В 1974 г. из Советского Союза был выслан выступавший с открытой критикой власти А.И. Солженицын, лауреат Нобелевской премии по литературе 1970 г.

Пересекавшиеся в годы «оттепели» «официальная» и «неофициальная» сферы культурной жизни стали все заметнее расходиться друг с другом. В художественной среде обозначил­ся водораздел между работавшими в рамках привычных идей­ных установок и теми, кто искал иные пути и формы творчес­кого самовыражения. Выражение внутренней свободы стало тем камертоном, по которому настраивалось «настоящее» (т. е. сво­бодное) искусство.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 2797; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.