Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Перестройка




Таким образом, уже в 1987 г. возникла угроза срыва кур­са на ускорение. Поэтому было решено перейти к перестройке экономической системы как главному средству достижения ускорения. Эта перестройка в 1987—1988 гг. стала частичным возвратом к принципам экономической реформы 1965 г., усиле­нию роли прибыли в условиях планового хозяйства. Отныне ускорение становилось целью, а перестройка рассматривалась как средство ее достижения. Самое главное — пришло убежде­ние, что единственным путем исправления ситуации в экономи­ке является не плановый путь, а путь рыночных отношений. Экономические изменения, инициированные советским руковод­ством, осуществлялись в трех направлениях:

1. Повышение экономической самостоятельности государ­ственных предприятий.

2. Развитие частной инициативы и предпринимательства в тех сферах, где оно было «социально оправданным».

3. Привлечение иностранных инвестиций путем создания совместных предприятий.

Осенью 1986 г. Верховный Совет СССР принял Закон об индивидуальной трудовой деятельности. Государство разрешало гражданам работать не на государственных предприятиях и не в коллективных хозяйствах, а индивидуально, на самих себя. Однако развертыванию процесса препятствовало постановление Совета Министров СССР «О мерах по усилению борьбы с нетру­довыми доходами» (15 мая 1986 г.).

Второй шаг экономической реформы — Закон о государ­ственном предприятии (объединении) 1987 г., предоставивший значительные права предприятиям и их трудовым коллективам. Предприятия должны были стать самостоятельными хозяй­ственными единицами, не централизованно, а самостоятельно выбирать себе партнеров, закупать сырье и реализовывать про­дукцию. Однако цены как важнейший рычаг социальной поли­тики государство не решилось сделать свободными, что сущест­венно снижало хозяйственную самостоятельность предприятий.

Предприятия получили право внешнеэкономических свя­зей, в том числе создания совместных предприятий и свободной продажи части своей продукции на внешнем рынке. Государ­ство, таким образом, ослабило монополию на внешнюю торгов­лю, введенную в нашей стране еще в 1918 г. В то же время большинство производимой продукции, а в иных случаях ее всю государство включало в госзаказ, выводило из свободной продажи, что лишало предприятия свободы самофинансирова­ния. Но было обещано госзаказ постепенно сокращать, включая предприятия в хозрасчетные отношения. Трудовые коллективы получили право (в 1990 г. ликвидированное) выбирать руко­водителей всех рангов и рабочего контроля деятельности адми­нистрации.

Изменения коснулись всей системы управления. В своей борьбе за либерализацию управления Горбачев выступил против гигантских союзных министерств. Делу придали большую общественную значимость. Второсте­пенные министерства были распущены в кратчайшие сроки, первостепенные резко сокращены. В течение одного года численность служащих централь­ных министерств уменьшилась с 1,7 до 0,7 млн человек. Пропаганда пре­вращала резкое сокращение управленческого аппарата и без того плохо управляемой страны в некий триумф рациональности над безумием брежнев­ского администрирования. Нужно отметить, что некоторое время огромная, неповоротливая и, конечно же, недостаточно эффективная машина управле­ния еще руководила по инерции огромной страной. Но первый же кризис в отдельных отраслях вел страну вразнос.

Закон о кооперации был принят Верховным Советом СССР в мае 1988 г. по докладу Рыжкова. В марте 1988 г., про­пагандируя проект закона на IV съезде колхозников, Горбачев сделал упор на необходимость раскрепощения человеческой ак­тивности, возвышения творчества и мастерства, вовлечения каждого гражданина в управление делами общества.

Кооперативы платили государству лишь налоги, в то вре­мя как государственные предприятия, кроме налогов, автоматически перечисляли часть прибыли государству. Поэтому коопе­ративы оказались в выигрышном положении — они могли пла­тить работникам зарплату в 2—3 раза выше, чем на госпред­приятиях.

Кооперативы стали главным каналом перевода безналич­ных денег в наличные, что заставило правительство резко уве­личить производительность печатного станка, т.е. денежную эмиссию. До этого миллиарды безналичных рублей на счетах госпредприятий существовали только для взаиморасчетов меж­ду ними. Теперь огромная денежная масса направилась на по­требительский рынок. Менее чем за год опустели полки в мага­зинах и склады. Социально-экономическая ситуация в стране резко обострилась.

Наконец, кооперативы демонополизировали право госпредприятий на внешнеэкономическую деятельность, которое те получили в 1987 г. по Закону о госпредприятии (объединении). Это право использовалось для пе­рекачки товаров и денег за рубеж.

В 1989 г. началась социально-экономическая перестройка аграрного сектора. На мартовском (1989) пленуме ЦК КПСС было решено отказаться от сверхцентрализованного управления агропромышленным комплексом, распустить созданный в 1985 г. Госагропром СССР, а также свернуть борьбу с личным подсоб­ным хозяйством, развернутую в 1986—1987 гг. Очередное на­ступление на личные подсобные хозяйства людей велось под лозунгом борьбы с нетрудовыми доходами. Оно сильно подрыва­ло производство сельскохозяйственной продукции. Отныне признавалось равенство пяти форм хозяйствования на земле: совхозов, колхозов, агрокомбинатов, кооперативов, крестьян­ских (фермерских) хозяйств. Представление о целесообразности, а затем необходимости создания фермерских хозяйств с выходом крестьян из колхозов свидетельствовало о признании руковод­ством страны наличия серьезного кризиса на селе. Поскольку к концу 80-х гг. стало очевидно, что «важнейшая внутриполити­ческая задача» — Продовольственная программа — провалена, срок ее выполнения был перенесен на конец 90-х гг. К ее реше­нию подключались все типы сельских хозяйств и горожане, имевшие за городом сады и огороды.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 677; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.