Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методические рекомендации. 1. «Военный коммунизм» и экономическая политика большевиков




Темы рефератов

1. «Военный коммунизм» и экономическая политика большевиков.

2. Национально-государственное строительство. Образование независимых Советских республик, их взаимоотношения с РСФСР в 1918-1920 гг.

3. Судебно-карательная деятельность ВЧК в годы гражданской войны.

4. Революционные трибуналы как репрессивные органы Советского государства.

5. Формирование советской системы исправительно-трудовых учреждений и мест заключения (1918-1920 гг.).

6. Альтернативные государственные образования на территории России в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции. Государственно-политическая организация «белого» движения в годы гражданской войны.

 

Практическое занятие – 2 часа

 

Место проведения практического занятия: аудитория учебной группы

 

Задание

1. В рабочих тетрадях составьте схему:

- «Структура органов власти и управления РСФСР в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции»;

- «Виды преступлений по Руководящим началам по уголовному праву РСФСР 1919 г.»;

- «Виды наказаний по Руководящим началам по уголовному праву РСФСР 1919 г.»;

2. Основываясь на памятниках права соответствующих изучаемому периоду, письменно дайте полную правовую оценку предложенным преподавателем юридическим казусам.

3. В рабочих тетрадях выполните предложенный преподавателем тест.

4. Напишите эссе на тему «Гражданская война, ее причины, основные этапы и последствия».

Для более эффективного проведения практического занятия студент должен заранее подготовиться к нему и обладать достаточным набором теоретических знаний по теме. Для этого необходимо, прежде всего, усвоить определение «гражданской войны», раскрыть предпосылки и причины этого явления в России, раскрыть основные этапы гражданской войны и усвоить причины победы большевиков в гражданской войне. Следует учесть, что успеху большевиков способствовала напряженная социально-экономическая обстановка в стране: уставших от войны, разрухи и голода людей привлекала радикальная программа РКП(б).

Далее следует иметь ввиду, что кадровая политика в период гражданской войны и «военного коммунизма» сводилась к назначению на ключевые посты только членов РКП(б), наделенных чрезвычайными полномочиями и вытеснению всех инакомыслящих из сферы власти и управления. Постепенно РКП(б) из политической партии превращается в государственно-управленческую структуру.

При подготовке к занятию следует подробно остановиться на тех изменениях, которые произошли в деятельности конституционных органов власти и управления в годы гражданской войны, затем следует рассмотреть процесс формирования чрезвычайных органов власти и управления, перечислив их компетенцию: Совет Рабоче-крестьянской обороны, Революционный военный совет, революционные комитеты, комитеты бедноты.

Следует учесть, что крайнее обострение классовой борьбы в годы гражданской войны внесло важные коррективы в правовое регулирование общественных отношений. Важнейшим условием успешного решения этой задачи являлось дальнейшее укрепление дисциплины во всех областях государственного управления и хозяйства страны. Советское право призвано было способствовать укреплению дисциплины в государстве.

В это время сужалась сфера применения норм гражданского права, особенно в области договорных отношений. Все большую роль играл принцип натурального распределения продуктов и предметов широкого потребления, развивались нормы административного права, хозяйственные отношения строились на началах принудительного регулирования из центра.

Централизация власти и государственного управления повлияла на характер законодательства. Нормотворческая деятельность местных Советов все больше сужалась, поскольку правовое регулирование общественных отношений осуществляется преимущественно законодательными актами, а также приказами и инструкциями центральных ведомств (наркоматы, главки).

Важнейшими законодательными актами РСФСР, принятыми осенью и зимой 1918 г., были кодексы, разработка которых велась, несмотря на военную обстановку.

Следует подробно остановиться на тех изменениях, которые произошли в гражданском, брачно-семейном, трудовом, земельном и уголовном праве в годы гражданской войны и иностранной военной интервенции и которые нашли отражение в соответствующих кодексах, принятых в это время.

Также следует иметь в виду, что поскольку мы говорим об истории государства и права России, нельзя не упомянуть и о попытках создания государственности на территории, оказавшейся за пределами Советской Республики. В этом смысле с точки зрения обобщения опыта представляет интерес вопрос о государстве и праве Дальневосточной Республики (1920-1922 гг.). Опыт ДВР уникален с точки зрения взаимоотношения различных партий, создавших коалиционное правительство на подвластной территории. Необходимо более подробно остановиться на государственно-правовой характеристике ДВР.

Кроме того, в годы гражданской войны на территории России возникло более 20 различных правительств. Их деятельность неравноценна не только по размаху и времени существования, но и по оставшимся документам. Одна из крупных попыток организации «альтернативной» власти была предпринята на территории, занятой Добровольческой армией генерала Деникина, охватывавшей осенью 1919 г. 16 губерний и областей с на­селением свыше 40 млн. человек. Следует подробно рассмотреть вопросы, связанные с организацией власти и управления на территории, занятой Добровольческой армией генерала А.И. Деникина. Подумайте, почему все эти «альтернативные» власти оказались нежизненными.

 

Используемая литература: [1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 38]

 

Тема 13. Советское государство и право в период новой экономической политики (1921–1929 гг.)

Цель занятия: сформировать понятие о развитии советского государственного аппарата в период новой экономической политики, получить представление об изменении формы государства, уяснить изменения в социальной структуре общества изучаемого периода, усвоить основные этапы кодификации и развития советского права в изучаемый период.

Семинарское занятие – 2 часа




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.