КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Совместное предпринимательство: сущность, разновидности, привлекательность и проблемы
Еще одним способом выхода фирмы на внешний рынок является совместная предпринимательская деятельность, под которой понимается соединение усилий с коммерческими предприятиями страны-импортера с целью создания производственных и маркетинговых мощностей. Существуют четыре разновидности совместной предпринимательской деятельности: 8 Лицензирование, или лицензионное производство. 8 Управление по контракту. 8 Подрядное производство, или контракт на производство. 8 Совместное владение. Первые три типа совместной предпринимательской деятельности предполагают обработку зарубежных рынков без вывоза капитала или участия в капитале. Они используются на использовании договорных форм и характеризуются формированием международной кооперации, при которой границу пересекают интеллектуальные продукты – новые знания, опыт, технические проекты и т.д. Ø Лицензирование – разновидность совместного предпринимательства, при которой отечественная фирма (лицензиар) передает зарубежному производителю (лицензиату) права на использование нематериальной собственности на определенный период (5-10 лет) на условиях оплаты определенного лицензионного сбора или лицензионного вознаграждения (роялти). Главным преимуществом лицензирования является то, что помимо «ноу-хау» за рубеж не вывозятся никакие материальные ценности. При этом предприятие избавлено от необходимости собственной активности и использования собственных активов. Другие выгоды лицензирования можно классифицировать следующим образом: · экономические (экономия на издержках; обеспечение условий для получения относительно гарантированного дохода при малых рисках; повышение уровня окупаемости средств, израсходованных на НИОКР и пр.);
· стратегические (может обеспечить прибыль от изделий, не отвечающих стратегическим приоритетам фирмы в данный момент); · маркетинговые (расширение круга потребителей; присутствие на рынке и установление контактов с потребителями за счет партнера; облегчение внедрения продукта на новые рынки; использование знаний о рынке, которые имеет лицензиат; получение шансов выхода на рынки стран, с которыми имеются неблагоприятные политические отношения, а также на те сегменты рынка, которые контролируются государством). Но лицензирование имеет и отрицательные моменты, которые вредят имиджу фирмы и даже могут привести ее к убыткам.К ним можно отнести следующие: · неадекватное использование лицензии и низкое качество производимой лицензиатом продукции вследствие относительной утраты лицензиаром контроля за ее производством и сбытом; Например, название «Pier Cardin» используется более чем 800 лицензиатами 93 стран мира применительно к сотням видам продукции – от одежды до простыней, от часов до дезодорантов. Осуществление контроля за такой массой товаров чрезвычайно затруднительно. Поэтому вполне возможно появление некачественной продукции. Так, две американские фирмы – «Saco Fiefs Avenue» и «Ingle Shoemakers» – разорвали соглашение о продажах продукции с этикетками «Pier Cardin» из-за отсутствия надежной политики контроля качества некоторых лицензионных товаров, исходя из того, что некачественные изделия с этими этикетками подрывают репутацию других товаров, предлагаемых в дорогих магазинах.
· порождение для себя потенциального конкурента, если рассматривать лицензионное соглашение с точки зрения длительной перспективе; · существует проблема коммерческой тайны. Классическим примером лицензионного производства является деятельность фирм «Coca-Cola» и «Pepsi-Cola». Они лицензируют свою продукцию, оформляют контракты на производство, т.е. соглашаются, чтобы иностранные компании производили продукцию в своих странах и предоставляют компаньонам торговые привилегии. В то же время концентрат, необходимый для производства напитков, фирмы предоставляют сами.
Ø У правление по контракту – разновидность совместного предпринимательства, при которой фирмы посылают часть своего управленческого персонала оказывать поддержку фирме в другой стране или выполнять специализированные управленческие функции в течение определенного периода за определенную плату. Контракт на управление заключается обычно при возникновенииситуаций трех типов: 4 когда иностранные инвестиции экспроприированы страной-реципиентом, а бывшему владельцу предлагают продолжать управление предприятием, пока обучаются местные менеджеры; 4 когда выдаются контракты на управление новым коммерческим проектом. В этом случае подряжаемая фирма может продать предприятию значительное количество своего оборудования; Типичным примером является сеть международных гостиничных комплексов. Здания их принадлежат зачастую частному или государственному капиталу, а текущее использование в международном масштабе доверено фирме-производителю работ, владеющей необходимыми навыками и обеспечивающей ей необходимое развитие. Этим методом, например, пользуется для организации работы отелей в разных частях света фирма «Hilton».
4 когда иностранной фирме предлагается взять на себя управление с целью повышения эффективности функционирования предприятия. Таким образом, используя контракт на управление, фирма экспортирует не товар, а управленческие услуги. Поэтому этот способ выхода на зарубежные рынки связан с минимальным риском и обеспечивает получение дохода с самого начала зарубежной деятельности. Однако прибегать к нему нецелесообразно, если 1) фирма располагает ограниченным штатом квалифицированных управляющих; 2) когда самостоятельное осуществление всего предприятия принесет гораздо больше прибыли и позволит приобрести необходимый опыт; 3) когда имеется риск того, что зарубежная страна может в любой момент отказаться от контрактов на управление, заключенных с фирмой из-за боязни допустить излишнее иностранное присутствие.
Отрицательным моментом управления по контракту является то, что подобные соглашения ограничены во времени, и в конечном итоге зарубежные специалисты будут заменены местными. Ø Подрядное производство – разновидность совместного предпринимательства, при которой заключается договор с зарубежным предприятием, согласно которому оно принимает на себя обязательство изготавливать на собственных производственных мощностях продукцию, приобретение которой гарантируется отечественной фирмой. Типичным примером является, в частности, часовая промышленность. Часы могут быть сконструированы в Швейцарии, их электронные компоненты и циферблат изготовлены в Японии, сборка модуля отсчета времени осуществлена в Гонконге, корпус часов произведен в США, окончательная сборка выполнена на Виргинских островах перед их продажей. Общая схема подрядного производства может иметь различные модификации: 8 производство на зарубежных производственных предприятиях исходного продукта (например, изготовление деталей)
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |