Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Формы идеального государства




Природа и сущность политики и государства

В античности возник термин «политика», который буквально означал «участие в управлении полисом». Пла­тон и Аристотель рассматривали политику как единствен­ную форму цивилизованного совместного существования людей. Они считали, что социальное предназначение по­литики заключается в интеграции граждан в единое по­литическое сообщество путем объединения их противоре­чивых интересов и потребностей. Механизмом, который обеспечивает жизнь общества как единого' целого и позво­ляет добиваться общего согласия, является государство, выступающее носителем общего интереса. Не случайно одной из центральных тем античной политической мысли был поиск идеальной модели государства.

 

(?) Почему политика, по мнению античных философов, суще­ствует только внутри государства? А как обстоит дело сегод­ня? Власть по-прежнему сконцентрирована у государства или есть негосударственные институты, которые обладают влас­тью или влиянием? Назовите их.

 

Древние мыслители полагали, что государство созда­ется гражданами для удовлетворения их материальных потребностей и обеспечения интеграции общинников в рамках полиса. Но не только это отличало их видение государства. Они также были убеждены в том, что государство является воплощением разума, порядка и справедливости, поскольку только оно может ограждать людей от проявлений зла и грубости по отношению друг к другу, от недостойного поведения. Цель государства — создать возможности для счастливой жизни. Не случай­но поэтому, например, Аристотель характеризовал госу­дарство как «совершенную форму жизни», «среду счас­тливой жизни». Как олицетворение разума государство служит «общему благу» — цели «жить счастливо».

(?) Почему политика и государство описываются Аристотелем понятиями «прекрасное», «справедливое», «счастливое», «со­вершенное»?

 

Однако только в правильно организованном и справед­ливом государстве, считали древние, человек может рас­крыть свои способности, не проявлять своих низменных качеств и быть счастливым. Так, Платон осуждал все существовавшие тогда формы государства и называл их извращенными, поскольку их организация, как он ут­верждал, не соответствует природе людей. Именно поэтому они, по мнению философа, подвержены неизбежному про­цессу вырождения: 1) тимократия (правление военных) перерождается в 2) олигархию (правление богатых), кото­рая, в свою очередь, вырождается в 3) демократию (прав­ление большинства), а последняя неизбежно переходит в тиранию (неограниченное и жестокое правление одного). Следовательно, делал вывод Платон, власть военных, бога­тых, большинства и тирана противоестественна природе человека. Этим несовершенным формам правления он противопоставлял форму совершенной аристократии, при ко­торой обеспечивается справедливость. Образцом совершен­ного (идеального) государства как воплощения разума, по Платону, является правление мудрецов-философов. Форма совершенной аристократии соответствует природному не­равенству людей, когда каждое сословие (правители, вои­ны, земледельцы) выполняет свои функции и роли согла­сованно. Построенное по такому принципу государство добродетельно. Прежде всего оно мудро мудростью своих правителей, мужественно мужественностью своих воинов, рассудительно повиновением худшей части государства его лучшей части. Кроме того, такое государство справедливо, поскольку все сословия служат ему как некой целостности и занимаются своим делом, не вмешиваясь в чужие дела, а по мнению Платона, «заниматься своим делом и не вмеши­ваться в чужие — это и есть справедливость».

 

(?) Почему идеальной формой государства Платон считал со­вершенную аристократию, а наихудшей — демократию? Со­гласны ли вы с оценками Платона? Аргументируйте свой ответ.

 

У Аристотеля идеальной формой государства служила полития."На языке философа термин «полития» означал одновременно и «конституция», и «республика». Он рас­сматривал политию в качестве политической формы госу­дарства и определял ее как правление большинства, об­ладающего имущественным и образовательным цензом. Аристотель первым связал политическую форму с соци­альной структурой. Для него полития олицетворяла до­стоинства всех существовавших форм государства и отра­жала интересы среднего класса. Тем самым Аристотель выдвинул идею смешанных, умеренных режимов, кото­рая стала одной из фундаментальных в истории полити­ческой мысли.

 

(?) Чем важна идея Аристотеля о смешанных, умеренных режимах? Нашла ли она отражение в политической практике современных стран и каким образом? Приведите примеры.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 858; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.