Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Происхождение политики




Политика существовала не всегда. Ее появление отра­жает процесс усложнения социальной жизни, обуслов­ленный постоянным развитием человеческих потребнос­тей и видов массовой производительной деятельности, призванной их удовлетворять. Так, примитивные обще­ства охотников и собирателей не знали политики. Нераз­витость материального производства обусловливала прими­тивность потребностей, сводившихся лишь к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей объяснялась неспособностью отдельных индивидов к само­стоятельному существованию, их зависимостью от «цело­го» (рода, племени). Сами эти общества еще не выдели­лись из природы, существовали, приспосабливаясь к ней, используя ее возможности (пищу, естественные жилища и т.д.). Взаимодействия внутри подобных образований основывались на естественных связях (кровно - родствен­ных отношениях), регулировались религиозными норма­ми, обычаями и традициями.

Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно - природный характер взаимосвязей внутри примитивных об­ществ. Господство «целого» над индивидуальным ослабева­ло по мере перехода от присваивающего к производящему хозяйству и постепенного разложения родоплеменной орга­низации. Уже в садоводческих обществах (4-е тыс. до н.э.), по мнению современных американских социологов Г. и Дж.Ленски, появились политические структуры, отра­жавшие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включали от t двух до четырех социальных слоев — групп лиц, зани­мающих одинаковое социальное положение и разделяю­щих общие ценности и интересы, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровно - родственные связи, но уже по­являлись первые политические институты: лидеры, со­ветники, аппарат принуждения.

Становление политики в качестве самостоятельной сфе­ры происходило в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (создание метал­лического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем требовалось для удовлетворения первичных жизнен­ных потребностей людей. Остававшиеся излишки сосредо­точивались у вождей, старейшин, военачальников, жрецов, тех семей и индивидов, которые были гораздо успешнее других в решении новых экономических задач, связанных с достижением материального благосостояния.

Эти накопления становились их собственностью, кото­рую они активно вкладывали в расширение собственного производства либо обменивали на другой продукт. При­бавочный продукт заметно расширил возможности чело­века, он был предпосылкой частной собственности — института, радикально изменившего жизнь индивида. Частная собственность обусловила появление принципи­ально важного момента в развитии социальной жизни — обособления отдельного человека, обретения им качества автономной личности, независимой от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид, с его инте­ресами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естествен­ному обществу».

Теперь поведение автономной личности уже не опреде­ляется родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за границы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностя­ми, богатством, престижем. Однако обособление авто­номной личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности.

Дифференцированная структура интересов и потреб­ностей (прежде всего по признакам собственности, прести­жа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровно-родственных связей, обычаев, нравов, тра­диций, религиозных норм, то в дифференцированном об­ществе эти механизмы регуляции оказались недостаточ­ными для преодоления конфликта интересов. А между тем потребность в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в упорядоченном взаимодей­ствии с другими индивидами значительно возрастает.

Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда нет естественного согласия, однако существует потребность в согласованном поведении.

Потребность в согласовании различающихся групп ин­тересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т.д

В отличие от других социальных институтов (напри­мер, морали) политика служит удовлетворению не лич­ных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, облада­ющих возможностью обеспечить общеобязательные фор­мы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т.д.) неминуе­мо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других групп и слоев населения. Взаимодей­ствия групп, общностей приобретают политический ха­рактер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.

 

(?) Определите, в чем преимущества политики как регулятора общественных отношений по сравнению с религией, моралью, правом и т.д.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.