КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Происхождение политикиПолитика существовала не всегда. Ее появление отражает процесс усложнения социальной жизни, обусловленный постоянным развитием человеческих потребностей и видов массовой производительной деятельности, призванной их удовлетворять. Так, примитивные общества охотников и собирателей не знали политики. Неразвитость материального производства обусловливала примитивность потребностей, сводившихся лишь к возможности физического выживания. Нерасчлененность потребностей объяснялась неспособностью отдельных индивидов к самостоятельному существованию, их зависимостью от «целого» (рода, племени). Сами эти общества еще не выделились из природы, существовали, приспосабливаясь к ней, используя ее возможности (пищу, естественные жилища и т.д.). Взаимодействия внутри подобных образований основывались на естественных связях (кровно - родственных отношениях), регулировались религиозными нормами, обычаями и традициями. Постепенное выделение из природы и создание искусственной среды обитания разрушали естественно - природный характер взаимосвязей внутри примитивных обществ. Господство «целого» над индивидуальным ослабевало по мере перехода от присваивающего к производящему хозяйству и постепенного разложения родоплеменной организации. Уже в садоводческих обществах (4-е тыс. до н.э.), по мнению современных американских социологов Г. и Дж.Ленски, появились политические структуры, отражавшие процесс социальной, этнической, культурной и религиозной дифференциации. Эти общества включали от t двух до четырех социальных слоев — групп лиц, занимающих одинаковое социальное положение и разделяющих общие ценности и интересы, множество кланов. Хотя доминирующее значение в организации социальной жизни сохраняли кровно - родственные связи, но уже появлялись первые политические институты: лидеры, советники, аппарат принуждения. Становление политики в качестве самостоятельной сферы происходило в аграрных обществах, где дальнейшее совершенствование орудий производства (создание металлического плуга) и использование животных в качестве тягловой силы позволили производить продуктов больше, чем требовалось для удовлетворения первичных жизненных потребностей людей. Остававшиеся излишки сосредоточивались у вождей, старейшин, военачальников, жрецов, тех семей и индивидов, которые были гораздо успешнее других в решении новых экономических задач, связанных с достижением материального благосостояния. Эти накопления становились их собственностью, которую они активно вкладывали в расширение собственного производства либо обменивали на другой продукт. Прибавочный продукт заметно расширил возможности человека, он был предпосылкой частной собственности — института, радикально изменившего жизнь индивида. Частная собственность обусловила появление принципиально важного момента в развитии социальной жизни — обособления отдельного человека, обретения им качества автономной личности, независимой от власти «целого» (рода, племени). Самостоятельный индивид, с его интересами и потребностями стал основой формирования гражданского общества, пришедшего на смену «естественному обществу». Теперь поведение автономной личности уже не определяется родственными связями, религиозными нормами, обычаями, поскольку социальные взаимосвязи вышли за границы общины, рода. Социальный статус обособленного человека определяется его экономическими возможностями, богатством, престижем. Однако обособление автономной личности с необходимостью требует формирования и развития общественных институтов, направленных на обеспечение прав, свобод и самостоятельности личности. Дифференцированная структура интересов и потребностей (прежде всего по признакам собственности, престижа профессии, классовым различиям) разрушила некогда монолитное единство первобытных обществ и потребовала иных средств регуляции социальных взаимоотношений. Если прежде возникавшие противоречия разрешались на основе кровно-родственных связей, обычаев, нравов, традиций, религиозных норм, то в дифференцированном обществе эти механизмы регуляции оказались недостаточными для преодоления конфликта интересов. А между тем потребность в защите и обеспечении прав и свобод самостоятельного индивида, в упорядоченном взаимодействии с другими индивидами значительно возрастает. Следовательно, политика появляется там и тогда, где и когда нет естественного согласия, однако существует потребность в согласованном поведении. Потребность в согласовании различающихся групп интересов, в обеспечении целостности общества привела к формированию институтов публичной власти: государства с бюрократическим аппаратом, армией и т.д В отличие от других социальных институтов (например, морали) политика служит удовлетворению не личных потребностей, а общезначимых групповых интересов, реализация которых невозможна без власти государства. Стало быть, появление специальных институтов, обладающих возможностью обеспечить общеобязательные формы социального поведения для всех, вызвано тем, что удовлетворение потребностей одной группы (например, повышение зарплаты, снижение налогов и т.д.) неминуемо влечет за собой ущемление интересов и социального положения других групп и слоев населения. Взаимодействия групп, общностей приобретают политический характер тогда, когда становится очевидным, что их притязания не могут быть реализованы без вмешательства государства.
(?) Определите, в чем преимущества политики как регулятора общественных отношений по сравнению с религией, моралью, правом и т.д.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 455; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |