Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы лидеров и их функции




Проявления лидерства достаточно разнообразны. Пред­принимавшиеся попытки типологизации столь сложного явления обусловлены стремлением прогнозировать веро­ятное поведение лидеров на основе тех или иных призна­ков.

Одну из первых и авторитетных попыток классифика­ции лидерства предпринял М. Вебер. Его типология опирается на понятие «авторитет». М. Вебер понимал под лидерством способность отдавать приказы и вызы­вать повиновение. В основе этой способности лежат различные ресурсы, которые обеспечивают подчинение лидеру со стороны населения. Добровольное повиновение лидеру (это и есть авторитет) достигается различными средствами. М.Вебер различал три типа лидерства. Пер­вый тип — традиционное лидерство, которое основано на вере в святость традиций передачи власти по на­следству. Примером такого лидерства является власть старейшин, вождей, монархов. Второй тип — рациональ­но-легальное лидерство, исходящее из признания закон­ности формальных правил избрания лидера и передачи ему управленческих функций. Этот тип лидерства уста­навливается через всеобщие свободные выборы, опирает­ся на учет интересов выборщиков и лидера. Третий тип — харизматическое лидерство, он связан с верой в сверхъестественные, выдающиеся способности лидера, от которого ожидают чуда.

 

(?) Какой из трех типов лидеров, выделенных М.Вебером, наиболее распространен в современных условиях? Приведите примеры.

 

Одной из наиболее современных и общераспростра­ненных типологий лидеров является система профессора Университета штата Огайо (США) Маргарет Дж.Херманн. Она классифицирует лидеров в зависимости от их имиджа. «Имидж» в переводе с английского означает «образ», а в обыденной жизни под ним подразумевают визуальную привлекательность личности. Естественно, каждый человек стремится к тому, чтобы его признали другие; это тем более свойственно лидерам. М.Херманн выделяет четыре собирательных образа лидеров (по подобию идеальных типов М.Вебера) на основе учета четырех переменных: характера лидера; свойств его конституентов; способов взаимосвязи лидера и его сто­ронников; конкретной ситуации, в которой осуществля­ется лидерство.

Первый образ (имидж) — лидер-знаменосец. Его отли­чают собственный взгляд на реальность, наличие образа желаемого будущего и знание средств его достижения. Лидер-знаменосец определяет характер происходящего, его темп и способы преобразований. Для понимания этого типа лидерства важно знать личные черты лидера, сред­ства его воздействия на своих сторонников. К таким лидерам можно отнести одного из руководителей нацио­нально-освободительного движения Индии, создателя фи­лософии ненасилия М. К. Ганди (1869—1948), В.И. Ленина, лауреата Нобелевской премии Мира (1964), борца за гражданские права негров в США Мартина Л.Кинга (1929—1968) и некоторых других.

Второй образ — лидер-служитель. Он достигает при­знания благодаря тому, что наиболее точно выражает интересы своих приверженцев. Лидер действует от их имени, он агент группы. На практике лидеры такого типа руководствуются тем, чего ожидают, во что верят и в чем нуждаются их избиратели. Примерами подобного типа лидеров в' советской России можно назвать Л.И. Брежне­ва (1906—1982), К.У. Черненко (1911—1985), выражав­ших интересы партийной бюрократии.

Третий образ (имидж) — лидер-торговец. Существен­ная черта его состоит в способности убеждать. 33-й президент США (1945—1953) Г.Трумэн (1884—1972) за­метил в свое время, что «суть власти президента в том, чтобы объединить людей и попытаться убедить их делать то, что они должны делать без всякого убеждения». Признания со стороны своих сторонников он добивается знанием их потребностей, желанием их удовлетворить. Благодаря способности убеждать лидер-торговец вовлека­ет в осуществление своих планов и проектов собственных приверженцев. Образцом подобного типа лидера можно считать 40-го американского президента (1981—1989) Р.Рейгана (род. 1911).

Четвертый образ — лидер-пожарный. Его отличает быстрая реакция на насущные требования времени, сфор­мулированные его сторонниками. Он способен эффективно действовать в экстремальных условиях, быстро прини­мать решения, адекватно реагировать на ситуацию. Боль­шинство лидеров в современных обществах могут быть отнесены к этой категории.

Выделение четырех собирательных образов лидеров в достаточной мере условно, поскольку в чистом виде они встречаются редко. Чаще всего те или иные свойства от каждого идеального типа сочетаются в лидерстве одной личности на различных этапах ее политической карьеры.

 

(?) 1. Назовите критерии, которые используют для типологизации лидеров.

2. В чем достоинства и недостатки системы М.Херманн?

3. Используя принципы и методологию М.Херманн, оп­ределите, какие образы, типы характерна для современных российских лидеров.

Функции лидера в конкретном обществе зависят от степени экономической, политической, культурной зре­лости сфер его жизни, культуры населения, политичес­кого режима, индивидуальных качеств самого лидера. Граждански зрелое общество с высокой степенью разде­ления социальных и политических ролей и функций заметно сокращает возможности доступа на лидирующие позиции непрофессионалов-политиков, и наоборот.

Среди общезначимых функций лидеров выделим сле­дующие:

1) интегративная: объединение и согласование различ­ных групп интересов на основе базовых ценностей и идеалов, признанных всем обществом;

2) ориентационная: выработка политического курса, отражающего тенденции прогресса и потребности групп населения;

3) инструментальная: определение способов и методов осуществления поставленных перед обществом задач;

4) мобилизационная: инициирование необходимых из­менений с помощью создания развитых стимулов для населения;

5) коммуникативная: обеспечение устойчивых форм политической самоорганизации на основе тесных контак­тов с общественностью, различными организациями, группами и слоями;

6) гаранта справедливости, законности и порядка (от произвола бюрократии, беззакония, нарушения прав и свобод личности и т.д.).

 

(?) 1. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать современный лидер?

2. Какие из функций лидера, на ваш взгляд, наиболее существенны?

 

Вопросы и задания

1. В чем смысл понятия «политическая элита»?

2. Каковы критерии деления общества на «правящее меньшин­ство» и «управляемое большинство»?

3. В чем назначение термина «элитизм»?

4. Почему общество не может обходиться без элиты?

5. Что является критерием отбора в элиту? Как эти критерии изменялись по мере развития общества?

6. В чем отличия экономических, военных, творческих, техни­ческих и политических элит друг от друга?

7. Что представляет собой современная политическая элита? Каковы ее наиболее характерные признаки?

8: В чем корни современного политического неравенства?

9, Чем отличаются друг от друга современные системы отбора в

117элиту? При какой системе обеспечивается более высокое качество элиты?

10. Что такое номенклатура?

11. Каковы причины появления института лидерства?

12. Назовите факторы, обусловливающие форму лидерства.

13. Какова природа лидерства? Какие подходы к этой проблеме существуют в науке?

14. Сравните теории лидерства с точки зрения их соответствия политической практике и способности более полного раскры­тия содержания лидерства.

15. Почему лидерство может перерастать в культ личности (край­няя, максимально завышенная оценка функций и роли поли­тического лидера)? Приведите конкретные примеры культа личности в истории.

16. Назовите критерии, которые используются для классифика­ции лидеров.

17. В чем, на ваш взгляд, состоят достоинства и недостатки системы М. Херманн? Используя принципы и методологию М. Херманн, выделите характерные типы среди современных российских лидеров.

18. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать совре­менный лидер?

19. Каковы функции лидеров, которые они выполняют в обще­стве? Какие функции, на ваш взгляд, слабо осуществляются российскими лидерами?

 

РАЗДЕЛ ШЕСТОЙ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.