Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие учебной деятельности младшего школьника




Развитие учебной деятельности - весьма сложный и длитель­ный процесс. Она формируется в процессе совместной работы школьника с учителем. Ученик, вновь поступивший в школу, не обладает еще учебной деятельностью. Первоначально все делает учитель: он ставит школьную задачу, вводит в учебную ситуацию, показывает образцы учебных действий, дает его полный операционно-предметный состав, контролирует процесс выполнения каждого действия и операции, наконец, оценивает ход выполнения учебной задачи. Школьник должен сознавать смысл учебных ситуаций и последовательно воспроизводить все действия. Иными словами, развитие учебной деятельности есть процесс постепенной пере­дачи выполнения отдельных элементов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления без вмешательства учителя.

Первое, что необходимо для этого - помочь школьнику выделить учебную задачу. Уметь выделить учебную задачу - значит ясно представить себе, каким способом, каким правилом необходимо овладеть, чтобы суметь выполнить какое-нибудь конкретное задание. Первоклассник должен, например, понимать, что он рисует кружки, раскладывает палочки счета или работает на счетах и решает задачи для того, чтобы научиться сложению и вычитанию чисел. Это является учебной задачей. Необходимо детально и не спеша показать детям последовательность учебных действий, тщательно отрабатывать каждое из них. Развернутое введение детей в учебный материал преследует цель показать трудности решения конкретно-практических задач, необходимость поиска общего способа их анализа и в конце концов создать условия развития познавательной активности и интереса ребенка к учению.

В 1 и 2 классах ученики в основном действуют, выделяя учебные за­дачи, на основе прямых указаний учителя. Но уже с конца 2 класса они должны уметь самостоятельно выделять учебную задачу, видеть ее за разрозненными, не похожими друг на друга заданиями. Если они не овладеют этим в должной мере, им будет трудно учиться и будут непонятны многие требо­вания педагога.

Выделение учебной задачи представляет собой большую и скрытую трудность для учеников начальных классов. Поэтому надо часто проверять, как поняли ученики смысл конкретных заданий следующими вопросами:

«А зачем нужно такое упражнение? Чему ты учишься, когда его делаешь? А зачем некоторые слова пропущены и заменены многоточиями? и т.п.» Это могут быть вопросы, требующие сравнения разных задач и упражнений, относящихся как к одному и тому же правилу, так и совершенно разных.

Вопросы могут быть использованы не только для того, чтобы выяснить выделяет ли ученик учебную задачу, но они должны быть направлены для самостоятельного выделения ее.

Итак, чтобы уметь учиться, школьник должен научиться выделять учебную задачу и постепенно руководствоваться ею.

Умение учиться только этим не ограничивается. Надо еще уметь выполнить поставленную перед собой задачу, усвоить то, что подлежит усвоению. Внешняя сторона учебных действий открыта всем - школьник читает, слушает учителя, делает упражнения. А какую внутреннюю умственную работу он совершает в это время точно указать нельзя и невозможно. Учебная деятельность требует, чтобы ученик усвоил разнообразные приемы чтения, письма, счета и т.д. Только овладение многими рациональными приемами позволит школьнику успешно учиться, т.к. по мере усложнения учебного материала и возрастания его объема успешность одних приемов становится недостаточной.

Как показали исследования психологов, эффективность умственных действий (например, запоминания) определяется степенью активной работы ученика с учебным материалом.

Как мы уже знаем, контроль и самооценка - умение сознательно регулировать процесс и достаточно правильно оценивать его результат – занимают видимое место в учебной деятельности. Умение самому контролировать ход выполнения и оценивать, выучил ли уроки, насколько твердо это сделал, представляет немалые трудности для ученика, особенно в 1 и 2 классах. Контроль и самооценка не возникает в учебной деятельности ребенка сами по себе. Их обязательно надо сформировать. Первоклассники достаточно хорошо умеют контролировать свое внешнее поведение, но еще не умеют держать под контролем свою умственную деятельность. Часто у них создается впечатление, что они поняли, запоминали учебный материал после объяснения учителя или многократного повторения. А когда кого-то из них спросили, то он ничего не смог рассказать. Младшие школьники часто смешивают впечатление понятности с действительным усвоением. Их надо приучить проверке усвоения правил, содержания рассказа активным воспроизведением, как средством контроля усвоения. Тщательный контроль за работой ученика на доске всем классом, указание ошибок ученика при устных ответах, организация работы над исправлением собственных ошибок и т.п. являются действенными приемами воспитания контроля. Процесс формирования контроля идет от контроля за действиями других к контролю за своими собственными действиями.

Несформированный контроль приводит и к неумению оценить чем заключаются трудности, встреченные в учебе, ученик может констатировать факт («Я не умею решать задачи»), и не понимать что же именно вызывает трудности. Понимание детьми, что усвоено или еще не усвоено и как усвоено, является основой оценки. С этой целью надо приучать ребенка в процессе работы и по ее окончании сравнивать свою работу с каким-то образцом. Им могут быть тексты, образцы прописей, ответы и работы лучших учеников. Особое внимание следует обратить на то, чтобы у школьника постепенно складывались достаточно прочные, устойчивые критерии оценки своих знаний и самого себя. Оценка информирует ученика о его умениях и неумениях, сообщает, освоил ли он заданный способ действий, может ли двигаться дальше, или ему надо вот над тем-то и тем-то поработать.

Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста происходит трудное становление учебной деятельности – от первоначального стремления к нему как к общественно-полезной деятельности вообще к ин­тересу внутреннему, содержанию учебной деятельности.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1002; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.