Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Учебная деятельность подростка




 

Подростковый возраст отличается переходом к новому уровню учебной деятельности. Каждый учебный предмет предстает как особая область теоретических знаний, которые зачастую не соотносятся прямо с жизненными представлениями ребенка и даже теми основами знаний, приобретенными в начальной школе. Это осложняется еще и тем, что множе­ство научных понятий и зависимостей могут быть соотнесены с деятельно­стью только через другие понятия и зависимости, что тре­бует от подростка новых способов усвоения знаний. Он должен уметь самостоятель­но работать не только с учебником, но и с другими источниками знаний, формирующими высокий уровень абст­рагирования и обобщения.

Подростки склонны к тем видам работы на уроках, которые требуют умения мысленно охватить значительное количество фактов, самостоятельного формирования выводов и проверки этих выводов на практике ().

Происходит пересмотр ранее сложившихся житейских представлений; отчетливо выступает тенденция к выделению существенных признаком понятия и постепенное преодоление стремления ориентироваться на конкретные наглядные образы, что свойственно младшим школьникам ().

Содержание понятия «учение» расширяется. Оно постепенно становится самостоятельной деятельностью приобретения знаний, регулируе­мый познавательными и продуктивно-творческими задачами. Появляется целенаправленный и стойкий интерес к определенным учебным предметам и соответствующим отраслям науки, техники, искусства. Такой же интерес может быть у подростка к тем отраслям знаний, которые не входят в со­держание школьной программы. В этих случаях ценные качества личности формируются не при усвоении школьных знаний, а в самостоятельной дея­тельности, содержание которой выходит за пределы школьных программ.

Учение в этот период развития личности может побуждаться различными мотивами: позиционными мотивами (стремление подростка быть в классе в числе лучших учеников и тем самым занимать более высокое положение среди одноклассников), мотивами, связанными с формировани­ем жизненной перспективы и идеала и т.д. В первом случае, когда отноше­ние к отметке, при отсутствии интереса к усваивае­мым знаниям, становится преобладающим, то учение превращается в не интересный, тяжелый и формальный труд. Во втором, когда становятся источниками познавательной активности подростка недовольство собой и стремление исполнить задуманное, то учение приобретает интимноличный смысл и переходит во внутренний процесс. Ученик самостоятельно занимается самообразо­ванием.

Подростковый возраст характерен богатством связей подростка с окружающим миром и людьми, которые постепенно обогащаются и расши­ряются. Этот ведет к уменьшению поглощенности его учением в школе. Нередко можно наблюдать «падение» учебных интересов и интеллектуаль­ную пассивность.

Таким образом, подростки различаются по многим важным параметрам: 1) отношением к учению - от очень ответственного до довольно рав­нодушного; 2) общим развитием - от высокого уровня и значительной для возраста осведомленности в разных областях знаний до очень огра­ниченного кругозора; 3) способами усвоения учебного материала - от уме­ния самостоятельно работать и осмысливать материал до полного отсутст­вия навыков самостоятельной работы, в сочетании с привычкой заучивать дословно; 4) интересами - от ярко выраженных интересов к какой-то об­ласти знаний и наличия содержательных занятий до почти полного отсут­ствия познавательных интересов (Т.В. Драгунова, 1973).

Дефекты учебной деятельности (неправильное отношение к учению, неправильные способы усвоения учебного материала, пробелы в знаниях и т.д.) в этот период становятся ярко выраженными. Первый показатель не­благополучия в учении подростка - ухудшение успеваемости по сравнению с младшими классами.

Учебная деятельность подростка еще осложняется и тем, что вместо одного учителя его учат пять-шесть новых учителей. Необходимо подростку приспособиться к новым и разным требованиям. Характер складываю­щихся взаимоотношений иной, чем с учителем который их учил в течении трех лет. Они более поверхностные и менее личные. Подростки начинают сравнивать учителей по разным параметрам: по педагогическому мастер­ству, по требовательности, особенностями личности, поведения и по отно­шению к учащимся. В результате этого складывается дифференцированное отношение к учителям, выделение «любимых» и «нелюбимых», одного бо­ятся, другого уважают, а третьего могут считать «своим».

Подростки ценят учителей знающих и строгих, но справедливых, доброжелательных и тактичных, которые умеют интересно и понятно объяснить материал, в темпе организовать работу на уроке, вовлечь в нее учащихся и сделать ее максимально продуктивной для всех и каждого. Особо ценными для подростка являются свободное владение учителем своим предметом, стремление его дать ученикам дополнительные сведения для размышления. Подросткам не нравятся педагоги «книжные», которые требуют почти дословного воспроизводства материала и отрицательно относятся к самостоятельным суждениям их.

Для запоминания и воспроизведения учебного материала подростку уже недостаточно, как в младших классах, прочитать и пересказать прочитанное. Необходима логическая обработка, составление плана, выделение существенного. Подростки стремятся свободно, своими словами из­лагать прочитанное. Они могут решить сами познавательную задачу, кото­рый требует предварительного, мысленного решения через построение различных гипотез. Например, «открыть2 при подготовке домашних зада­ний целый свод правил, приемов работы с текстом, совпадающих с теми приемами, которыми пользуются ученые в работе с научной литературой (Концевая А.А., 1975).

В процессе учебной деятельности формируется устойчивое, произвольное внимание. Однако внимание подростков отличается быстрой отвлекаемостью, неустойчивостью. Они часто погружаются в свои мысли и переживания и нередко не замечают ошибок в выполняемых работах, пло­хо слушают учителя. Сосредоточившись на чем-либо, подростки отвлека­ются от всего остального.

Таким образом, внимание подростка характеризуется некоторой противоречивостью.

Учебная деятельность создает оптимальные условия для развития личности подростка, когда приобретение знаний становится для него субъективно необходимым и важным для настоящего и для подготовки к буду­щему, когда разные виды занятий побуждают мысль, вызывают интерес подростка и когда перед подростком встает необходимость восполнить не­достающие знания путем самообразования.

 

Вопросы и задания

1. Каковы предпосылки готовности ребенка к обучению в школе?

2. Какие личностные качества начинают формироваться у первоклассника?

3. Почему учебная деятельность является ведущей у младшего школьника?

4. Охарактеризуйте обучение как целенаправленный педагогический процесс.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 4302; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.