Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 3. Психические процессы. Ощущения и восприятие




Тема 2. Методы психологии

Специфика методов психологии. Основные методы психологии: наблюдение и экс житейской и научной психологии перимент. Психологическое наблюдение в психологии и его виды. Метод эксперимента. Виды эксперимента. Дополнительные методы в психологии: социометрический метод, беседа, тестирование, виды тестов. Анкетирование, изучение продуктивных видов деятельности.

Существуют разные взгляды на развитие человека, ненаучные и научные. Научное исследование является решающим для понимания развития.

Методы исследования – способ получения фактов о проявлениях психики.

Методики исследования – конкретное воплощение метода в соответствии с целью исследования.

Эксперимент - метод сбора фактов в специально созданных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых психических явлений.

Независимая переменная – фактор, который изменяется экспериментатором.

Зависимая переменная – фактор, который изменяется под влиянием другого фактора.

Виды эксперимента: лабораторный (констатирующий, формирующий: обучающий и воспитывающий, естественный)

 

Естественный эксперимент - предлагаются естественные условия: учебные мастерские, игровые комнаты, естественные условия группы и т.д.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие и планомерное восприятие явлений, результаты которого фиксируются наблюдателем.

Анкетирование– метод сбора исследуемых данных, основанный на опросе опрашиваемых с помощью анкет.

Тестирование – это кратковременное задание, выполнение которого может служить показателем уровня развития некоторых психических функций и которое позволяет с известной вероятностью определить актуальный уровень развития у индивида необходимых навыков, знаний, умений, личностных характеристик

Основные понятия по теме:

Метод исследования

Зависимая/независимая переменная

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование

Анкетирование

 

 

Ощущение. Функции ощущений. Свойства ощущений: качество, интенсивность, длительность, локализация. Адаптация ощущений. Виды ощущений. Пороги чувствительности.

Восприятие. Функции восприятия. Свойства восприятия. Виды восприятия. Восприятие человека человеком, восприятие пространства

Ощущения и восприятие.

Ощущение - отражение отдельных свойств предметов и явлений при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Функции ощущения:

1 Основа для более сложных познавательных процессов

2 Превращение энергии внешнего воздействия в акт сознания

3 Предоставляет сенсорный материал дл создания психических образов

Свойства ощущений:

1 Качество

2 Интенсивность

3 Длительность

4 Пространственная локализация раздражителей

5 Адаптация ощущений.

Анализатор - анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема воздействия определенных раздражителей из внешней и внутренней среды и переработки их в ощущения.

Классификация ощущений

 

Виды ощущений
По взаимодействию рецептора с раздражителем По расположению рецепторов По ведущему анализатору
Дистантное Экстерорецептивное Зрительное
Контактное Интерорецептивное Слуховое
  проприоцептивное Осязательное
    Мышечно-суставное
    Обонятельное
    Вкусовое
    Температурное
    болевое

 

Пороги чувствительности. Нижний порог чувствительности. Верхний порог чувствительности. Разностный порог чувствительности.

 

Восприятие –отражение человеком в целом предмета или явления при непосредственном воздействии его на органы чувств.

Развитие восприятия выступает как овладение различными видами перцептивных действий, обеспечивающих адекватное отражение окружающих предметов и их свойств.

Проблемой развития восприятия в дошкольном детстве занимались следующие авторы: Л.А.Венгер, А.В. Запорожец, И.Д. Венеев, Т.В. Лаврентьева, Е.В. Проскура, В.В. Холмовская и др.

Одной из центральных проблем формирования перцептивных действий является проблема происхождение тех «сенсорных эталонов» (А.В. Запорожец), с которыми сопоставляются наличные свойства обследуемых объектов.

Свойства восприятий:

1 Осмысленность и обобщенность

2 Предметность восприятия

3 Целостность восприятия

4 Структурность восприятия

5 Избирательность восприятия

6 Константность восприятия

Классификация ощущений

 

Виды восприятий
По ведущему анализатору По форме существования материи По форме психической активности
Зрительное Восприятие цвета и формы. Преднамеренное
Слуховое Восприятие времени Непреднамеренное
Осязательное Восприятие пространства  
Вкусовое Восприятие человека  
Обонятельное Восприятие движений  
Кинестетическое Восприятие целого и части  

Восприятие цвета и формы. Утверждение Г. Фольклета, что ребенок до 7 лет «удивительно слеп к форме» было опровергнуто советскими психологами. Они показали ведущую роль формы предмета даже в восприятии преддошкольника, вскрыли некоторые условия, которые позволяют понять сложность соотношения формы и цвета предмета.

Восприятие целого и части. Факты, полученные исследователями В. Штерн, С.Н. Шабалин, Ф.С. Розенфельд и др. указывают, что дети преддошкольного возраста не только умеют вычленять какой-либо характерный признак, но и опираются на него при опознании целого предмета.

Синкретизм осмысление предмета по одной несуществующей его части. (Э.Клаперад).

Восприятие времени. Значительно более трудная задача, чемвосприятие пространства. Дети долго не понимают объективного движения времени.

Восприятие пространства. Развитие ориентировки в пространстве, как показывают исследования А.Я.Колодной, начинается с дифференцировки пространственных отношений собственного тела ребенка.

Восприятие человека. Этот процесс формируется вместе с развитием самого воспринимающего, с изменением его потребности в общении, познании и труде. Восприятие ребенком человека является необходимым актом проявления и удовлетворения важнейшей социальной потребности – потребность в общении.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 855; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.