Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим




1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Задача № 2.

Ниже описаны действия человека, характеризующие процессы памяти. Определите, какой процесс памяти проявляется в описанных действиях:

а) запечатление, б) сохранение, в) воспроизведение, г) узнавание.

1. Ученику задали вопрос: «В каком году был напечатан роман И.С. Тургенева «Накануне»?» Ученик, подумав, стал отвечать: «По поводу романа «Накануне» в свое время разгорелись жаркие споры в редакции журнала «Современник». Когда же это было? Это был год большого политического накала, когда проходила и литературная борьба, год накануне крестьянской реформы 1861 года. Стало быть, роман «Накануне» был напечатан в 1860 году».

2. Известный мнемонист Ш. отличался выдающейся памятью. Однажды ему была дана искусственная и ничего не означающая сложная математическая формула. Ш. внимательно смотрит на таблицу с формулой, несколько раз поднимает ее к глазам, опускает ее и идет с закрытыми глазами, затем возвращает таблицу, делает паузу, внутренне «просматривая» запоминаемое.

3. Ученик излагает материал по истории, заданный неделю назад и воспроизводит 70 % содержания учебника. Спрошенный через месяц по тому же вопросу, он воспроизводит лишь 45 %.

4. На экзамене по математике ученик К. долгое время никак не мог воспроизвести необходимую формулу. Стоило учителю показать юноше только часть формулы, как К. безошибочно определил: «Это формула бинома Ньютона».

Задача № 3.

Ниже приводятся специфические особенности памяти и ее проявлений. Выберите, какие из них соответствуют особенностям человеческой памяти, а какие ‑ особенностям памяти машин.

A. Весь объем материала никогда не запоминается целиком.

Б. Информация запечатлевается лишь при условии, что в запоминающем устройстве произошли какие-то изменения под воздействием поступающей информации.

B. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством электрохимических изменений в белковых соединениях.

Г. Весь объем материала может запомниться целиком.

Д. Сигналы информации являются внешними, случайными по отношению к запоминающему устройству.

Е. Процессы восприятия, хранения и обработки информации осуществляются посредством процессов в электронных устройствах.

Ж. Процессы восприятия, хранения и обработки информации носят избирательный характер.

3. Запоминает нестандартизированную информацию.

И. Запоминает строго стандартизированную информацию.

Задача № 4.

Какие психологические механизмы памяти лежат в основе описанных фактов?

A. В известном рассказе А.П. Чехова «Лошадиная фамилия» говорится о том, что исчезнувшая из памяти фамилия Овсов всплыла снова, как только доктор напомнил о продаже овса.

Б. Девочка Маша, персонаж рассказа А.П. Чехова «Мальчики», взглядывая на Чечевицына, задумывалась и говорила со вздохом: «Когда пост, няня говорит, надо кушать горох и чечевицу». Или вспоминала при этом: «А у нас вчера чечевицу готовили».

B. Ученик много раз подряд повторял стихотворение, которое ему поручили выучить к празднику, и никак не мог прочесть его без запинки. Решив, что с этой задачей ему не справиться, он лег спать. Утром, вспомнив о выступлении, он попытался воспроизвести стихотворение, и повторил его без ошибки с первого раза.

Г. Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят тут же пересказать ее, дети не в состоянии точно воспроизвести все события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.

´ Вопросы для самопроверки

· Дайте характеристику памяти как познавательному психическому процессу.

· Какие физиологические теории памяти вы знаете?

· Какие психологические теории памяти вы знаете?

· Дайте характеристику основным видам памяти.

· Охарактеризуйте основные виды запоминания.

· Какие основные приёмы и способы произвольного запоминания вы знаете?

· Охарактеризуйте процессы воспроизведения и узнавания.

· Расскажите о законе забывания, открытом Г. Эббингаузом. Какие способы и методы, направленные на замедление процессов забывания, вы знаете?

· Расскажите о явлениях проактивного и ретроактивного торможения.

· Каков основной способ борьбы с забыванием?

? Выполните тест:

1. Закончите предложение, выбрав правильный вариант из предложенных.

"Сенсорная память…":

а) сохраняет информацию в пределах 1 минуты;

б) действует на уровне рецепторов;

в) обладает ёмкостью, не превышающей 11 элементов;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

2. Выберите верное утверждение из предложенных:

а) длительность хранения информации в долговременной памяти зависит от важности запоминаемого материала;

б) мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить;

в) всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых стимулов;

г) процессы памяти не связаны с процессами мышления;

д) долговременная память обладает ограниченной ёмкостью.

3. Что такое реминисценция?

а) непроизвольное воспроизведение давно казалось бы забытого, более полное и красочное;

б) воспроизведение при повторном восприятии объекта;

в) активное воспроизведение, во многом зависящее от ясности поставленных задач;

г) все ответы верны;

д) все ответы неверны.

4. Какая теоретическая концепция лежит в основе приведённого мнения? "Процесс памяти сводится к следующему: если определённые психические образования возникли в сознании одновременно или непосредственно друг за другом, то между ними образуется связь, и повторное появление какого-либо из элементов этой связи необходимо вызывает в сознании представление всех её элементов. Свидетельством этому является известный житейский приём завязывания узелка на память".

а) психоаналитическая концепция;

б) ассоциативная психология;

в) бихевиоризм;

г) деятельностный подход;

д) когнитивная психология.

5. Установите соответствие:

а) биохимическая теория памяти 1) оперативная память
б) вид памяти, обслуживающий рабочие процессы 2) генетическая память  
в) яркая, образная память 3) память на тексты
г) словесно-логическая память 4)эйдетическая память
  5) сенсорная память
  6) иконическая память
  7) эхоическая память





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 5084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.