Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Мозг, психика и поведение человека




Первоначально поведение человека пытались объяснить ис-

ключительно влиянием психики. Человек захотел и по своей воле

совершил определенное действие или поступок, соответствую-

щий его желанию. Так продолжалось до тех пор, пока не обрати-

ли внимание на непроизвольные реакции человека. Изучая по-

ведение новорожденных детей, Уотсон дал описание основных

из них. Это - чихание, икание, сосание, улыбка, плач, хаотические дви-

жения конечностей, головы, туловища и др. Все эти реакции возника-

ют при действии раздражителей из внешней и из внутренней среды на

органы чувств. Физиологами был описан и нервный путь, лежащий в

основе этих реакций. Он включал прохождение нервных импульсов

от рецепторов по афферентным волокнам к нервным центрам, рас-

положенным в спинном мозге и в столовой части головного мозга,

а от них по эфферентным волокнам к мышцам и другим органам.

Наряду с врожденными элементарными реакциями у человека в

процессе его развития появляется множество более сложных актов

поведения. Для объяснения их возникновения была использована ус-

ловно-рефлекторная теория И.П. Павлова. Согласно этой теории, если

действие стимула, вызывающего врожденную реакцию, сочетать с дей-

ствием нейтрального стимула, то в дальнейшем это стимул вызывает

сам такую же реакцию. Этот рефлекс был назван условным. В его

основе лежит образование временной связи в коре больших полуша-

рий, благодаря которой появляется возможность реагировать на но-

вые раздражители. Однако, объяснить появление новых форм поведения

у животных и способность человека к саморегулированию эта теория не

могла, так как все формы поведения замыкались на врожденных реакци-

ях. Поэтому возникла необходимость или существенным образом допол-

нить условно-рефлекторную теорию, или отказаться от нее.

Идея использования условного рефлекса, как основного спо-

соба приобретения новых форм поведения, была применена в оте-

чественной психофизиологии. Так в работах психофизиологов

Е.Н. Соколова и Ч.А. Измайлова была разработана теория кон-

цептуальной рефлекторной дуги, в структуре которой относи-

тельно самостоятельно функционируют три взаимосвязанных

нейронных системы: афферентная (чувствительная), эфферент-

ная (исполнительная) и моделирующая (управляющая совмест-

ной деятельностью первых двух систем).

В афферентную систему входят нейроны-детекторы, обра-

батывающие информацию, поступающую от рецепторов, и ней-

роны-детекторы, избирательно реагирующие только на стиму-

лы определенного рода. Эффекторная состоит из командных ней-

1 Шарапов Б. И. К вопросу о взаимоотношениях двух корковых сигнальных систем

после выключения многих периферических анализаторов. Журнал высшей нервной

деятельности, 1954 г., т. 4, вып. 1, с. 80-84.

ронов, посылающим импульсы от центра к исполнительным частям

организма. В моделирующую систему входят нейроны, перерабаты-

вающие информацию, циркулирующую в нейронах афферентной и эф-

ферентной систем, которая затем поступает на командные нейроны.

Предложенная Е.Н. Соколовым и Ч.А. Измайловым теория

концептуальной рефлекторной дуги раскрывает чисто физиологичес-

кие механизмы поведения, не касаясь роли психических процессов

в его осуществлении. Это, очевидно, объясняется тем, что основ-

ные элементы концептуальной дуги были выделены в результате

обобщения имеющихся данных о нейронных механизмах рефлек-

сов у животных.

Наиболее правильное решение проблемы о роли нервных и

психических процессов в поведении человека было сделано Н.А.

Бернштейном, который создал теорию уровней построения дви-

жений. Он сделал объектом изучения естественные движения че-

ловека не в лабораторных, а в нормальных условиях осуществ-

ления деятельности. Для этого он разработал специальные мето-

ды регистрации управления и осуществления движений.

Вместо классической рефлекторной дуги Бернштейн

предложил схему рефлекторного кольца, где наряду с “вхо-

дом” (рецептор) и “выходом” (движение) имеется несколько

центральных блоков, обеспечивающих перешифровку сигна-

лов, создание программ и сличение осуществляемых движе-

ний с программой по принципу сенсорных коррекций. Любое

более или менее сложное движение, считал он, строится по

принципу рефлекторного кольца. Причем, процесс построе-

ния движений имеет несколько уровней. Им подробно изуче-

ны и описаны пять основных уровней.

На первом уровне создается необходимый для движения то-

нус мышц. На втором уровне перерабатываются сигналы, по-

ступающие от мышц, на основе чего оценивается пространствен-

ное положение тела. На этом же уровне осуществляется также

координация сложных движений, таких как вольные движения,

потягивание, мимика, пантомимика и др. На третьем уровне про-

исходит построение переместительных движений: ходьба, лаза-

ние, бег, прыжки, движения рук и т. д. На четвертом уровне обес-

печивается осуществление предметных действий, которые свой-

ственны только человеку. К ним относятся все орудийные дей-

ствия, совершаемые человеком. На пятом высшем уровне осуществля-

ются интеллектуальные действия: речевые (чтение, письмо), символи-

ческие (счет и др.).

Все уровни построения движения взаимно связаны и совме-

стно функционируют. Вместе с тем существуют ведущие уров-

ни, которым подчинена работа нижележащих “фоновых” уров-

ней. Высшие уровени управления сложными движениями, свой-

ственными человеку, всегда связаны с сознанием. Все осталь-

ные движения на нижележащих уровнях осуществляется бессоз-

нательно. Каждое движение может быть связано с разным ведущим

уровнем. Это зависит в каждом конкретном случае от смысла или

задачи движения. “Смысл” или “задача” и есть тот психологический

механизм, который направляет и регулирует систему движений.

Построение движений на каждом уровне связано с функциониро-

ванием двигательной области коры головного мозга, где имеется пред-

ставительство всех групп мышц, при сокращении которых возникает

движение. В то же время все участки двигательной зоны коры связа-

ны с сенсорными и речевыми центрами и управляются ими. А с рече-

выми центрами, как известно, связана сознательная психическая дея-

тельность человека.

Исследование, проведенное Х. Дельгадо методом вживлен-

ных электродов в различные отделы двигательной области коры,

показывает, что при раздражении определенной группы клеток,

пациент осуществляет определенное движение. Если одновремен-

но с раздражением двигательных клеток подается словесная ко-

манда совершить какое-либо предметное действие, например,

взять лежащий на столе кошелек, то пациент выполняет ее. Если

же одновременно с раздражением этих клеток подается команда

“украсть кошелек”, то морально воспитанный человек не вы-

полняет ее.

Это доказывает, что нравственное поведение связано не

только с определенными структурами мозга, но и с механизма-

ми, находящимися за пределами нервной организации человека.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 404; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.