Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возникновение и развитие сознания у человека




Откуда и как появился человек, почему у него стало функциони-

ровать сознание как высшая форма психики, чем отличается поведе-

ние человека от поведения животных, ответ на все эти вопросы раз-

ные теории дают по-разному. Одни полагают, что человек земного

происхождения, другие - что он появился из космоса, третьи - что он

имеет божественное происхождение.

Современная наука в основном придерживается первой точки

зрения, согласно которой, человек, как сложно устроенный орга-

низма, появился на земле в результате длительного развития жи-

вотного мира. Но у человека наряду с телом есть еще душа, глав-

ным свойством которой является сознание. Каким же образом че-

ловек приобрел это свойство? Одни полагают, что сознание воз-

никло под влиянием биологических законов развития, другие -

что появление сознания связано с общественно-историческими

законами развития человека и общества.

Если стать на первую точку зрения, то следует признать, что

сознание присуще не только человеку, но и высшим животным. Если

это так, то человек тогда ничем не отличается от них. Именно к

такому выводу пришли бихевиористы и фрейдисты, а также их пос-

ледователи. Так, Д. Морис в своей книге “Голая обезьяна”, вышед-

шей в Америке в конце 60-х годов, пишет, что современный чело-

век это та же старая голая обезьяна. Отличие только в том, что

он придумал новые названия. Вместо “охота” он говорит “ра-

бота”, вместо “гнездо” - “дом”, вместо “самка” - “жена”,

вместо “спаривания” - “женитьба” и т.д.

Ясно, что такой подход не может объяснить коренные

изменения, происшедшие в процессе развития человека в

его телесной организации и в психике. В то же время нет

никакого сомнения в том, что человек произошел от чело-

векообразной обезьяны, так как между ним и ею есть мно-

го сходных анатомических и физиологических признаков.

Предком человека, как полагают, является ископаемое су-

щество - питекантроп (обезьяночеловек), сочетающий в себе при-

знаки обезьяны и человека. Это существо имело вертикальное

положение тела, хорошо развитые верхние конечности, имеющие фор-

му рук, приспособленных к осуществлению хватательных функций.

Питекантроп вел наземный стадный образ жизни. Оказавшись на зем-

ле обезьяночеловек лишился возможности легко добывать пищу, а по-

холодание климата требовало защиты от непогоды. Чтобы выжить

древний человек должен был научиться изготавливать орудия труда и

применять их для добывание пищи, изготовления одежды и строитель-

ства жилища. Все это привело к тому, что инстинктивные реакции стали

постепенно заменяться целенаправленными предметными действиями, ко-

торые стали осознаваться человеком. Так в процессе целенаправленной

трудовой деятельности у человека начинает формироваться элементар-

ное предметное сознание, направленное на преобразование природных

объектов в предметы, необходимые для удовлетворения потребностей

человека.

Рассматривая сущность различий между сознательным дей-

ствием и реакцией, С.Л. Рубинштен писал: “Сознательное дей-

ствие отличается от реакции иным отношением к объекту. Для

реакции предмет есть лишь раздражитель, т. е. внешняя причина

или толчок, ее вызывающий. Действие - это сознательный акт

деятельности, который направляется на объект. Реакция преоб-

разуется в сознательное действие по мере того, как формиру-

ется предметное сознание.”1

Основным содержанием предметного сознания становится

психический образ, отделившийся от инстинктивных реакций,

и, в силу этого, давший возможность человеку познавать окру-

жающий его мир и сознательно регулировать свое поведение.

Подчеркивая роль психического образа в становлении созна-

ния человека, А.Н. Леонтьев отмечал: “Первоначально созна-

ние существует лишь в форме психического образа, открывшего

субъекту окружающий его мир, деятельность по-прежнему остает-

ся практической, внешней.”2

Под влиянием орудийных действий, направленных на пре-

образование предмета, перцептивный образ превращается в

субъективный образ (образ осознаваемый субъектом), на базе

которого начинает функционировать предметное сознание. В

структуре предметного сознания важнейшую роль начинает иг-

рать практическое, наглядно-действенное мышление и вообра-

жение. Наглядно-действенное мышление дает возможность пер-

вобытному человеку образно отражать связи и отношения меж-

ду предметами и явлениями, вовлеченными в практическую де-

ятельность, а воображение - создавать новые образы предметов, ко-

торые будут изготовлены в процессе труда.

Дальнейшее развитие сознания у человека происходило под

влиянием другого мощного фактора - языка и речи. Возникнове-

ние языка и речи у первобытного человека является закономер-

ным процессом, так как трудовая деятельность с самого начала

имела общественный характер. Изготовление орудий труда и

их применение требовали от человека совместных действий, а

обмен орудиями и продуктами труда способствовал интенсив-

ному общению между людьми. Потребность в общении привела

к появлению языка и речи, посредством которых люди не только

общаются между собой, но и передают друг другу свои знания и

свой опыт. Благодаря общественному труду и речевому общению

инстинктивные отношения в стаде стали заменяться осознанными

отношениями, а стадо стало превращаться в общество.

На ранней стадии формирования языка и речи слово и образ

вещи, которую оно обозначало, были неотделимы друг от дру-

га. Обозначая словом предмет, человек начал осознавать зву-

ковой образ слова и образ предмета как одно и то же. Такое не-

расчлененное осознание смыслового значения слова и образа

вещи, которую оно обозначает, наблюдающееся на ранней

стадии формирования языка и речи, получило название при-

митивного языкового сознания.

“Слово и его звуковое строение, писал Л.С. Выготский, -

воспринимается ребенком как часть вещи или как свойство ее,

неотделимое от других свойств. Это явление, по-видимому, при-

суще всякому примитивному языковому сознанию”.1

Даже у взрослых людей, отмечал Л.С. Выготский, не имею-

щих теоретических знаний, слово и образ неотделимы друг от

друга. На это же указывал известный языковед А. Потебня. Он

писал, что немец поражается тому, что француз может назвать хлеб

как-то иначе чем “брот”, так как для него самого хлеб и есть “брот”.

На стадии примитивного языкового сознания образ определя-

ет смысловое значение слова, а применение слова дает возмож-

ность оперировать образами, не совершая практических действий

с предметами. Так с появлением примитивного языкового сознания

у человека начинает функционировать наглядно-образное мышле-

ние, которое дает ему возможность совершать умственные дей-

ствия, направленные на познание и преобразование внешнего мира,

создание произведений искусства и культуры.

Дальнейшее развитие сознания было связано с тем обстоятель-

ством, что в связи с усложнением трудовой деятельности человек стал

применять наряду со словами разнообразные знаки, которые имели

определенное смысловое значение. Используя знаки, как орудие ум-

ственной деятельности, человек получил возможность обобщенно и

отвлеченно отражать предметы и явления внешнего и внутреннего мира

и благодаря этому произвольно управлять своим поведением и своей

психической деятельностью. Так постепенно у человека стало форми-

роваться самосознание как способность осознавать самого себя и про-

извольно регулировать внешнюю практическую и внутреннюю теоре-

тическую деятельность. Сначала люди применяли в качестве знаков

зарубки на деревьях, узелки на веревке, звуки рожка и т. д. Затем ста-

ли применяться более сложные знаки, имеющие отвлеченное симво-

лическое значение, такие как знаки письма, математические симво-

лы, схемы, модели и т. п. Благодаря применению этих знаков человек

получил возможность закреплять на длительное время результаты

практической и теоретической деятельности и передавать их посред-

ством письменной речи всем последующим поколениям. Все это ока-

зало огромное влияние на развитие производства, науки, техники, ис-

кусство и культуры, под воздействием которых формируются высшие

формы психической деятельности, свойственные абстрактно-симво-

лическому сознанию, ведущим в структуре которого становится тео-

ретическое мышление.

Таким образом, возникновение сознания у человека было под-

готовлено филогенетическим развитием животного мира, а его раз-

витие обусловлено общественно-историческими условиями суще-

ствования, которые определяли характер деятельности и психоло-

гические особенности сознания. Под влиянием предметно-практи-

ческой деятельности формировалось элементарное предметное со-

знание, речевая деятельность и применение знаков привели внача-

ле к появлению примитивного языкового сознания, а затем способ-

ствовали возникновению высшей формы сознания, свойственной

человеку, абстактно-символическому сознанию.

1 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1946, стр. 15-16.

2 Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975, с. 132.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 531; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.