Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сходство и различие психики человека и животных




Происхождение человека и его психики из животного мира

привело некоторых ученых к утверждению, что между психи-

кой человека и животных нет существенных различий. Одни из

них низводили человека до уровня животных, другие, наоборот,

наделяли животных качествами, присущими человеку. Антро-

пологизация психики животных широко применялась как в пси-

хологии, так и в художественной литературе. Так, американский

психолог Титченер писал, что психолог “старается, насколько это

возможно, поставить себя на место животного, найти условия,

при которых его собственные выразительные движения были бы

в общем того же рода; и затем он старается воссоздать сознание

животного по свойствам своего человеческого сознания”.

Естественно возникает вопрос о том, в какой мере суще-

ствует сходство между психикой человека и животных, и в чем

заключается их различие.

1. Прежде всего сходство психики человека и животных

заключается в том, что им свойственны низшие формы психи-

ки: сенсорная и перцептивная. И те и другие ощущают свой-

ства и качества, действующих на органы чувств стимулов, и

воспринимают их. Животные, как и человек, имеют зритель-

ные, слуховые, обонятельные, вкусовые и кожные ощущения.

Как у тех, так и у других возникают образы воспринимаемых

предметов. Но перцептивные образы человека качественно

отличаются от образов животных, так как они имеют не только

внешнюю, но и внутреннюю, субъективную направленность.

На основе субъективных образов у человека начинает функ-

ционировать предметное сознание, содержание которого оп-

ределяется образами, составляющими внутренний духовный

мир человека, связанный как с внешней действительностью, так и

с телесным бытием человека.

2. Элементы сходства в психике человека и животных

имеют место также и в интеллектуальном плане. У высших

животных начинает проявляться наглядно-действенное мыш-

ление, что позволяет им улавливать связи и отношения между

воспринимаемыми объектами, и находить выход из создавшей-

ся проблемной ситуации. Однако способность к интеллекту-

1 Выготский С.Л. Проблемы общей психологии. Мысль и слово. Собр. соч., Т.2. М.,

1982, с. 311.

альным действиям у высших животных является лишь потенциаль-

ной возможностью и редко реализуется в естественных условиях,

так как проблемные ситуации возникают только в исключительных

случаях.

3. Сходными для человека и животных являются некоторые

способы общения. И человек и животные общаются посредством

движений, поз, мимики, прикосновений и т.п. Им свойственно так-

же и звуковое общение. Но у животных звуки являются лишь

сигналами для осуществления биологических функций, тогда как

у человека они приобретают смысловое значение и становятся

орудием интеллектуальной деятельности. Благодаря этому у

человека появляется высшая форма интеллекта - отвлеченное

теоретическое мышление, которое дает ему возможность осво-

бодиться от воздействий непосредственно воспринимаемой сре-

ды и произвольно регулировать свое поведение. На основе от-

влеченного мышления у человека формируется высший иде-

альный духовный мир, содержанием которого являются взгля-

ды, убеждения, идеалы и мировоззрения.

4. И животные, и человек способны передавать свой опыт

последующим поколениям. Но у животных он передается био-

логическим путем посредством наследуемых врожденных форм

поведения, тогда как у людей он передается посредством специ-

ального социального научения, осуществляемого при помощи

языка и речи, которые являются средством закрепления, суще-

ствования и передачи общественно-исторического и индивиду-

ального опыта.

5. Животные, как и человек, способны испытывать эмоции

наслаждения и страдания, привязанности и благодарности, но

только человеку свойственны социально обусловленные мораль-

ные чувства. Благодаря этим чувствам у человека формирует-

ся нравственный облик личности, связанный с переживанием чув-

ства долга и совести перед людьми и перед самим собой.

6. Сходными у человека и у животных являются естествен-

ные потребности, без удовлетворения которых они не могут жить

и развиваться как живые существа. Но у человека, наряду с ес-

тественными потребностями, существуют духовные потребно-

сти, благодаря которым человек обретает свободу и независи-

мость в своих действиях, как по отношению к телесным, так и

душевным состояниям. В свободе духа человек заключается

главное отличие высоконравственного человека не только от

животных, но и от своих сородичей, заботящихся только о

своем телесном благополучии.

7. Животные и человек способны к саморегуляции. Но у

животных саморегуляция имеет бессознательный характер,

тогда как у человека она осуществляется сознательно и име-

ет волевой характер. Воля присуща только человеку. Она дает

ему возможность целенаправленно осуществлять поведение,

мобилизуя физические и психические ресурсы на преодоление

препятствий, возникающих на пути к достижению сознатель-

но поставленной цели.

Таким образом, в психике человека и животных имеется мно-

го сходных черт, основанных на общих истоках возникновения

элементарной психики в животном мире. Но если психика жи-

вотных обусловлена исключительно природными условиями су-

ществования, то у человека она имеет не только природный, но

и социальный характер. Психика обеспечивает не только теле-

сное существование человека, но и духовное, нравственное бы-

тие, которое является достоянием только человека. Но духов-

ное развитие человека происходит не самопроизвольно, а осу-

ществляется под влиянием целенаправленного воспитания, ко-

торое происходит в семье, школе и в обществе.

Литература

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 1988.

Выготский Л.С. Собрание сочинений. Т. 2, М., 1982.

Ладыгина-Котс Н.И. Развитие психики в процессе эволюции организмов.

М., 1958.

Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. Т. 11. М., 1983.

Лурия А.Р. Эволюционное введение в психологию. М., 1975.

Немов Р.С. Психология. Книга 1. Общие основы психологии. М., 1994.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989.

Титченер Э. Учебник психологии. М., 1914.

Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976.

Глава 6.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1651; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.026 сек.