Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ощущения




Всю информацию, которой оперирует человек в процессе позна-

ния, он получает посредством сенсорных познавательных процессов,

которые возникают при непосредственном взаимодействии органов

чувств с объектами окружающей среды.

Познание окружающего мира начинается с ощущений. Ощуще-

ние является простейшим познавательным процессом, обеспечиваю-

щим функционирование всех более сложных процессов. Ощущения

возникают при непосредственном действии свойств и качеств внеш-

ней и внутренней среды на органы чувств. Информация о свойствах и

качествах предметов и явлений, поступающая от органов чувств, от-

ражается в нашем сознании в форме ощущений и впечатлений.

Ощущение является элементарным сенсорным познавательным про-

цессом, отражающем в форме впечатлений свойства и качества объек-

тов, непосредственно действующих на органы чувств. Ощущение - это

познавательный процесс, а впечатление - это форма отражения действую-

щего на органы чувств раздражителя, возникшая в нашем сознании. Та-

ким образом, ощущуние представляет собой процесс превращения посту-

пающей на органы чувств информации в факты сознания. Эта информация

существует в нашем сознании в форме разнообразных впечатлений: све-

товых, слуховых, обонятельных, вкусовых и осязательных.

Если органы чувств по каким-либо причинам перестают функци-

онировать, то связь сознания с соответствующими видами раздражи-

телей прекращается и субъект лишается возможности получать впе-

чатления о их существовании. Так, известный врач Боткин описал со-

стояние больной женщины, у которой все органы чувств не функциони-

ровали, за исключением одного глаза и небольшого участка кожи руки,

сохранившего чувствительность. Находилась в бодрствующем состо-

янии эта больная до тех пор пока был открыт глаз, посредством кото-

рого она получала информацию о внешнем мире. Как только он зак-

рывался больная впадала в дремотное состояние и засыпала. Просы-

палась она в том случае, когда открывался глаз при действии яркого

Ученики

Восприятие

информа ции

Воспроизве-

дение Осмысление Образное

отражение

1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2

света или когда кто-то прикасался к поверхности участка кожи, сохра-

нившего чувствительность.

В случае нарушения функций органа чувств ощущение ис-

кажается, а впечатление от действующего раздражителя начи-

нают не соответствовать действительности. Так, дальтоники, у

которых нарушена нормальная цветовая чувствительность глаз,

вместо красного цвета ощущают зеленый.

Искажение впечатлений о внешнем мире возможно также

при перегрузке или дефиците информации, действующей на орга-

ны чувств. Специально проведенные опыты показывают, что

если создать дефицит поступающей на органы чувств информа-

ции, то происходит нарушение нормальных ощущений. Так, если

испытуемому надевали темные очки, пропускающие только сла-

бый свет, закрывали уши, чтобы он не слышал сильных звуков,

надевали на руки и ноги цилиндры, снижающие кожную чувстви-

тельность, то у него через некоторое время возникали зритель-

ные, слуховые и осязательные галлюцинации и он просил пре-

кратить опыты.

Ощущения, хотя и являются простейшими познавательны-

ми процессами, связаны не только с органами чувств, но и с де-

ятельностью всей нервной системы. Для того, чтобы возникло

ощущение необходимо функционирование специального нервно-

го аппарата называемого анализатором.

Анализатор состоит из трех частей. Наружная часть ана-

лизатора - рецептор представляет собой разветвление нерва, ко-

торый является воспринимающей частью органа чувств. Рецеп-

тор выделяет определенный вид действующей на органы чувств

информации, трансформирует ее в нервные импульсы, которые

моделируют характеристики действующего на органы чувств

раздражителя. Например, нервные импульсы, которые возника-

ют при раздражении слухового нерва, моделируют по принципу

резонанса частоту действующего звука.

Возникшие в рецепторе нервные импульсы, несущие инфор-

мацию о внешнем воздействии, передаются посредством цент-

ростремительных (афферентных) волокон в корковое ядро ана-

лизатора, где происходит обработка и преобразование поступа-

ющей информации в субъективное впечатление о действующем

раздражителе. Корковое ядро анализатора составляют нервные

клетки, на которые проецируются соответствующие части рецептора.

Эти клетки образуют первичную проекционную зону коркового ядра

анализатора. Здесь происходит первичный анализ поступающей инфор-

мации и ее трансформация в мало дифференцированное впечатление о

раздражителе. Например, возникает впечатление о звуке, свете, вку-

се, запахе и т.п.

Над первичной проекционной зоной находится вторичная,

где информация подвергается более детальному анализу и пре-

образуется в четкие и ясные впечатления, отражающие каче-

ства раздражителя соответствующей модальности. Здесь зри-

тельные ощущения различаются по светлоте, насыщенности,

цветовому тону; слуховые - по высоте, тембру, громкости и

т. д. В этой же зоне происходит синтез впечатлений, на основе

которых возникает образ, отражающий предмет вместе со

всеми его свойствами.

Все проекционные зоны связаны посредством ассоциативных

волокон с речевыми центрами, на базе которых функционирует

сознание человека, благодаря чему ощущения становятся элемен-

тами сознания или, иначе говоря, чувственной тканью разума че-

ловека.

“Ощущение есть не что иное, как отраженный с нашим не-

посредственным индивидуальным чувством разум, личный и чув-

ственный разум,” - писал Л. Фейербах.1

Поэтому ощущения, будучи чувственными элементами ра-

зума человека, обусловлены не только внешним воздействием

стимулов на органы чувств, но и всей историей развития чело-

веческого общества и общественно-трудовой деятельностью че-

ловека. В связи с этим виды, свойства и закономерности ощу-

щений во многом обусловлены не только биологическими функ-

циями организма, но и социальными условиями существования

человека.

К основным свойствам ощущений относятся: качество, ин-

тенсивность, длительность и пространственная отнесенность.

Качество является основной характеристикой ощущений,

отличающей один вид от другого, а также ощущения внутри данно-

го вида. Качественные особенности каждого вида ощущений обус-

ловлены прежде всего действием специфических раздражителей на

соответствующие органы чувств. Качество зрительных ощущений

порождается физическими особенностями света, действующего на

орган зрения, качество слуховых ощущений зависит от физических

характеристик звуков и т.д. Качественные особенности ощущений

внутри данного вида также зависят от физических свойств соот-

ветствующего раздражителя. Зрительные ощущения имеют такие

качества как: светлота, яркость, цветовой тон, насыщенность; слу-

ховые - высоту, тембр, громкость и т.п.

Казалось бы, что качества ощущений определены самой приро-

дой, но это далеко не так. Способность человека различать качество

ощущений во многом зависит от общего развития личности и характе-

ра деятельности, которой он занимается. Так, А.Р. Лурия вместе со

своими сотрудниками изучал в 30-х годах психические особенности

жителей Узбекистана, среди которых большинство было неграмотных.

В частности исследовалась способность к цветоразличению у муж-

чин и женщин. Оказалось, что мужчины не отличали синий и голубой

цвет от зеленого. Все эти цвета они ощущали как зеленые, обозначая

их словом, которым узбеки называют зеленый чай. Женщины не толь-

ко различали эти цвета, но и видели их оттенки. Эти отличия в цветоо-

щущениях были обусловлены характером деятельности. Мужчины со-

бирали и сушили зеленый чай, а женщины, кроме того, ткали ковры,

применяя разноцветные шерстяные нити.

Интенсивность ощущений является их количественной ха-

рактеристикой. Она зависит от силы действующего раздражи-

теля. Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее ощущение.

Изучая зависимость интенсивности ощущений от силы раздра-

жителя Вебер и Фехнер открыли основной психофизический за-

кон, согласно которому, если сила раздражителя увеличивается

в геометрической прогрессии, то интенсивность ощущений из-

меняется в арифметической прогрессии.

Интенсивность ощущений зависит не только от силы раз-

дражителя, но и от функционального состояния органов чувств.

При уменьшении чувствительности анализатора интенсивность

не изменяется, даже если увеличивается сила раздражителя.

Длительность ощущений - это их временная характеристи-

ка. Она определяется временем действия раздражителя. При крат-

ковременном действии раздражителя ощущения сразу же возникают и

быстро исчезают, при длительном действии они сохраняются в тече-

нии всего времени действия. В то же время замечено, что начало и

окончание возникновения ощущений не совпадают с временем дей-

ствия раздражителя. Между началом действия раздражителя и вре-

менем возникновения ощущения есть латентный (скрытый) период.

Он измеряется миллисекундами. Его наличие связано с временем про-

хождения нервного импульса от рецептора до нервных клеток коры, с

которыми связано возникновение ощущений.

Не совпадает также время окончания действия раздражителя с

временем исчезновения ощущения, так как оно еще некоторое время

остается. Это объясняется тем, что некоторое время имеет место

инерция ощущений, благодаря чему сохраняется впечатление от дей-

ствовавшего раздражителя. Так, при действии звука остается звон в

ушах, при действии света - зрительное впечатление.

Пространственная отнесенность ощущений проявляется в том,

что возникшее впечатление адресуется нашим сознанием к тому раз-

дражителю, который его вызвал. Так, свет мы видим там, где он излу-

чается, звук слышим там, где он звучит и т.п.

Закономерности ощущений: пороги и чувствительность,

адаптация; взаимодействие ощущений.

Пороги это границы, в пределах которых могут возникать

ощущения данного вида в сознании. Пороги определяются ми-

нимальной и максимальной силой раздражителя, при действии

которого могут возникать ощущения. Существуют нижний аб-

солютный и верхний абсолютный пороги ощущений. Нижний аб-

солютный порог определяется минимальной величиной раздра-

жителя, при действии которого возникает осознаваемое ощуще-

ние. Верхний абсолютный порог характеризуется максимальной

величиной раздражителя, при действии которого ощущение еще

сохраняется. При увеличении силы раздражителя, превышающей

верхний абсолютный порог, ощущение исчезает. Раздражители,

сила которых ниже или выше абсолютных порогов могут вы-

зывать ощущения, но они не осознаются и действующий раз-

дражитель не вызывает никаких впечатлений. Такие ощущения на-

зываются подпороговыми или субсенсорными.

Величина порогов ощущений у разных людей может быть раз-

ной. Она зависит от функционального состояния анализатора, возрас-

та и характера деятельности. Поэтому чувствительность людей к дей-

ствующим раздражителям тоже может быть разной. Она зависит от

величины порога, характерного для данного субъекта. Между чувстви-

тельностью и величиной порога существует обратная зависимость: чем

ниже величина порога, тем выше чувствительность; чем выше порог,

тем ниже чувствительность. Например, нижний абсолютный порог слу-

ховых ощущений равен силе звука в 20 Герц, однако некоторые люди

слышат звуки только выше 30 Герц. Как видим, у них нижний абсо-

лютный порог слуховых ощущений выше нормы, а чувствительность

ниже нормы.

Существуют также пороги различения и разностная чув-

ствительность к изменению силы действующего раздражителя.

Порог различения характеризуется наименьшей прибавкой к силе

действующего раздражителя, которая способна вызывать замет-

ное различение интенсивности ощущений. В разных видах ощу-

щений пороги различения разные. Так, для зрительных ощуще-

ний эта прибавка составляет 1/100, для слуховых - 1/10, для кож-

ных (сила давления) - 1/30.

Адаптация в сенсорных процессах связана с приспособле-

нием органов чувств к действующему раздражителю. Под вли-

янием адаптации интенсивность ощущений или понижается или

повышается. Различают негативную и позитивную адаптацию.

Негативная адаптация может быть двух видов: полная и не-

полная. При полной адаптации возникшее ощущение полностью

исчезает из сознания. Так, человек, пришедший в амбулаторию,

сначала чувствует запахи лекарств, а потом перестает их заме-

чать. При частичной адаптации ощущение не исчезает, а при-

тупляется. Если опустить руку в горячую воду, то сначала она

обжигает, но потом кожный анализатор адаптируется и вода не

кажется такой горячей.

При позитивной адаптации чувствительность анализатора

повышается и человек начинает ощущать раздражители, кото-

рые до этого не замечал. Так, если человек, находившийся раньше на

1 Фейербах Л. Критика “Анти-Гегеля”. Собрание произведения в трех томах. Т.2. М.,

1967, с. 69.

улице при дневном свете, входит в затемненное помещение, то снача-

ла там ничего не видит. Затем спустя некоторое время он начинает

различать все находящиеся там предметы. Повышение чувствитель-

ности органа зрения в темноте происходит за счет того, что осуществ-

ляется переход от дневного зрения к сумеречному. При дневном свете

функционируют колбочки, а в сумерках - палочки.

Между ощущениями имеет место взаимодействие. Одни ощуще-

ния могут повышать или понижать интенсивность других. В основе вза-

имодействия ощущений лежит повышение или понижение чувствитель-

ности в одних анализаторных системах под влиянием раздражения дру-

гих. Так, сильный свет понижает слуховую чувствительность, тогда как

слабый свет повышает ее.

Повышение чувствительности может происходить также

под влиянием упражнений. У детей, занимающихся музыкой, раз-

вивается звуковысотная чувствительность. Повышение чув-

ствительности под влиянием слабых раздражителей или в про-

цессе упражнения называется сенсабилизацией.

На основе взаимодействия ощущений возникает такое яв-

ление как синестезия. При синестезии имеет место возникнове-

ние ощущений в одной анализаторной системе при действии раз-

дражителей на другую. Возможна, например, зрительно-слухо-

вая синестезия, когда под влиянием звуков музыки у субъекта

возникают цветовые ощущения. Это явление получило назва-

ние цветовой музыки. Проявление синестезии в обыденной жиз-

ни зафиксировано в таких выражениях как: “сладкие слова”,

“горькие слезы” и т.п.

Человеку свойственны разнообразные виды ощущений.

Одни из них возникают при действии раздражителей на органы

чувств, расположенных на поверхности тела. Это, так называе-

мые, экстероцептивные ощущения. Другие возникают при раз-

дражении рецепторов, находящихся во внутренних органах -

это интероцептивные ощущения. Третий вид ощущений свя-

зан с раздражением рецепторов, расположенных в мышцах -

это проприоцепривные ощущения.

К экстероцептивным ощущениям относятся: зрительные,

слуховые, вкусовые, обонятельные и кожные. Одни из них явля-

ются дистантными (зрительные, слуховые и обонятельные), другие -

контактными (вкусовые и кожные).

Зрительные ощущения являются наиболее важными для челове-

ка. Они дают возможность отражать свет и цвет. Возникают зритель-

ные ощущения при действии на глаз электромагнитных волн в преде-

лах от 380 до 770 миллимикрон.

Цветовые ощущения бывают ахроматическими и хромати-

ческими. К ахроматическим цветам относят: белый, серый и чер-

ный. Они отличаются между собой только светлотой. К хромати-

ческим цветам относят: красный, оранжевый, желтый, зеленый,

голубой, синий, фиолетовый. Первые три характеризуются как

теплые цвета, остальные как - холодные. Хроматические цвета

отличаются цветовым тоном, насыщенностью и светлотой.

Зрительные ощущения оказывают большое влияние на че-

ловека. Все теплые цвета положительно влияют на работоспо-

собность человека, возбуждают его и вызывают хорошее настро-

ение. Холодные цвета успокаивают человека. Темные цвета уг-

нетающе действуют на психику. Цвета могут нести предупреж-

дающую информацию: красный говорит об опасности, желтый -

предостерегает, зеленый - сигнализирует о безопасности и т.п.

Слуховые ощущения тоже имеют большое значение в жиз-

ни человека. Источником слуховых ощущений являются разно-

образные звуки, действующие на орган слуха. Слуховые ощу-

щения отражают шумовые, музыкальные и речевые звуки.

Ощущения шума и шороха сигнализируют о наличии пред-

метов и явлений, издающих звуки, о месте их нахождения, о при-

ближении или удалении. Они могут предупреждать об опаснос-

ти и вызывать определенное эмоциональное переживание.

Музыкальные ощущения характеризуются эмоциональным

тоном и мелодичностью. Эти ощущения формируются у челове-

ка на основе воспитания и развития музыкального слуха и свя-

заны с общей музыкальной культурой человеческого общества.

Речевые ощущения являются чувственной основой речевой

деятельности человека. На базе речевых ощущений формирует-

ся фонематический слух, благодаря которому человек может

различать и произносить звуки речи. Фонематический слух ока-

зывает влияние не только на развитие устной и письменной речи,

но и на овладение иностранным языком.

Обонятельные ощущения слабо развиты у человека, так как они

не имеют существенного значения в его жизни. Источником обоня-

тельных ощущений являются запахи, которые сигнализируют о нали-

чии пахнущих веществ, о состоянии пищи, ее качестве и свежести. Ни

в одном языке нет специальных терминов, которые обозначали бы ка-

чество обонятельных ощущений. Как правило, определяя запах чело-

век соотносит его с запахом предмета, которому он в наибольшей сте-

пени соответствует: “пахнет черемухой”, “пахнет яблоками”, “пахнет

мускусом” и т.п. Оценивается также эмоциональное впечатление, ко-

торое вызывает запах: “приятно пахнет” или “дурно пахнет”.

Вкусовые ощущения возникают при раздражении вкусовыми

веществами рецепторов, находящихся на поверхности языка. Они

обеспечивают отражение вкусовых качеств пищи. Различают че-

тыре качества вкусовых ощущений: соленое, сладкое, кислое, горь-

кое. Оценка качества осуществляется не только на основе вкусо-

вых, но и обонятельных и тактильных ощущений. Возможны две

оценки качества пищи; вкусная и невкусная пища. Причем такие

оценки имеют субъективный характер и связаны с восприятием

человека и существующими в обществе традициями.

По описанию чешских журналистов, Зигмунда и Ганзелки, кото-

рые в 60-х годах путешествовали по Африке, в одном селении их гос-

теприимно встретили и начали угощать различными вкусными яства-

ми, в том числе и тухлыми яйцами. Все чем их угощали они попробо-

вали, исключая тухлые яйца, и поблагодарили гостеприимных жите-

лей. Однако, вождь, заметив, что они даже не притронулись к яйцам,

поинтересовался, почему они их не стали есть. Путешественники от-

ветили, что в их стране в таком виде яйца не едят. Тогда вождь прика-

зал принести сырые яйца. Когда они стали есть вождь брезгливо от-

вернулся и заметил, что он не стал бы есть такую гадость, так как они

мокрые, скользкие и ничем не пахнут, тогда как яйца, которыми им

предлагали, твердые, хорошо пахнут и очень вкусные.

Кожные ощущения возникают при раздражении рецепторов, распо-

ложенных на поверхности кожи. Существует три вида кожных ощущений:

тактильные (ощущения прикосновения), температурные и болевые. Каж-

дый вид кожных ощущений возникает при раздражении соответствующих

рецепторов, расположенных в различных местах кожи. Больше всего так-

тильных рецепторов находится на ладони, на кончиках пальцев и на губах.

Температурные рецепторы, чувствительные к теплу и холоду, неравно-

мерно распределены по всему телу. В наибольшей степени чувствитель-

ной к холоду является спина, в наименьшей степени - грудь.

Кинестезические ощущения сигнализируют о сокращении мышц и о

движениях различных частей тела. Они дают знания о силе, скорости и

траектории движений, а также о положении частей тела в пространстве.

Кинестезические ощущения являются необходимыми компонента-

ми предметно-практической и речевой деятельности человека.

Тактильные ощущения, объединяясь с двигательными ощуще-

ниями руки, образуют специфический для человека вид чувстви-

тельности - осязание, дающее возможность человеку, потерявше-

му зрение, отражать форму, величину и пространственное положе-

ние предметов.

Органические ощущения сигнализируют о состоянии организма. В

структуре органических ощущений выделяют: болевые ощущения, ощу-

щения жажды, голода, ощущение насыщенности и т.п. Органические

ощущения возникают при раздражении рецепторов, находящихся во внут-

ренних органах. Вместе с органическими ощущениями возникают поло-

жительные и отрицательные эмоции, которые определяют самочувствие

человека.

Существуют индивидуальные различия в области ощущений. У

одних хорошо развиты зрительные ощущения, у других - слуховые, у

третьих - обонятельные, у четвертых - вкусовые и т.д. Эти различия

начинают проявляться только у взрослых. У детей, как свидетельствует

Б.Г. Ананьев, не существует значительных различий в развитии всех

видов ощущений. Это объясняется тем, что индивидуальные особен-

ности ощущений не являются врожденными, а формируются прижиз-

ненно под влиянием условий жизни и характера ведущей деятельнос-

ти. Так, красильщики различают до 40 оттенков черного цвета, шли-

фовальщики видят просветы до 0,0005 миллиметра, сталевары могут

определить температуру расплавленной стали по слабым цветовым

оттенкам, дегустаторы могут определить не только качество продук-

та, но и год и место его изготовления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 393; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.158 сек.