Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характер




Характер является центральным, стержневым свойством

личности. По характеру мы судим прежде всего о личности че-

ловека. Неслучайно описание индивидуально-психологических

особенностей личности называют “характеристикой”. Впервые

“характеристики”, описывающие индивидуальные особенности

людей, были составлены древнегреческим философом Теофрас-

том. В переводе с древнегреческого языка слово “характер” обо-

значает “чеканку”, “отпечаток”, отражающий наиболее важную

особенность какого-либо предмета или явления. В “характерис-

тиках” Теофраста давалось описание нравственного облика раз-

личных категорий людей. В связи с этим слово “характер” ста-

ло обозначать нравственные особенности личности человека. В

дальнейшем характер стал рассматриваться не только как нрав-

ственное, но и психологическое свойство личности, связанное с

индивидуальными особенностями интеллекта, воли и эмоций.

Таким образом, характер стал рассматриваться как слож-

ное психологическое образование, в структуру которого вхо-

дят самые разнообразные психические явления. Структурной еди-

ницей характера является черта характера. Каждая черта ха-

рактера включает в себя проявление интеллекта, чувства и воли.

Так, например, такая черта характера как “доброта” может

проявляться у человека только в том случае, если он понимает, что такое

добро, если он сочувствует человеку и если он может проявить волевое

усилие, чтобы сделать добро человеку, попавшему в беду. В связи с этим

чертой характера может быть только такое индивидуально-психологичес-

кое явление, в котором проявляется отношение личности к чему-либо и кото-

рое побуждает его совершать определенные действия и поступки. Причем,

это отношение и поступки являются не случайными, а типичными для чело-

века.

Следовательно, характер представляет собой устойчивое

сочетание индивидуально-психологических особенностей лич-

ности, в которых проявляется ее отношение к окружающему

миру и самому себе, и которые определяют типичные для че-

ловека формы поведения.

Характер человека определяет, что он делает и как он это

делает. Характер проявляется в целях, средствах и способах по-

ведения, направленных на достижение поставленных целей. Зная

характер мы можем предвидеть поступки человека, так как он

определяет и содержание и формы поведения. “Черты характе-

ра, - писал С.Л. Рубинштейн, - это те существенные свойства

человека, из которых с определенной логикой и внутренней

последовательностью вытекает одна линия поведения, одни

поступки и которыми исключаются как не совместимые с

ними, им противоречащие другим”.1

Таким образом, в характере как бы запрограммирована

определенная линия поведения человека и черты характера по-

буждают его совершать типичные для него действия и поступ-

ки. Если действия, обусловленные характером, соответству-

ют обстоятельствам и в них проявляется высоконравственное

отношение к людям, то говорят, что у человека хороший ха-

рактер. Если же действия человека противоречат обстоятель-

ствам, и наносят вред другим людям, то говорят, что у него

плохой характер. Иногда человек понимает нецелесообразность

своих действий, но не может удержаться от них, так как у него

такой характер. В последствии он осуждает себя и не рад сво-

ему характеру, но проходит некоторое время и он совершает

то же самое.

Практическая необходимость диагностировать характер приве-

ла к появлению теорий, связывающих внешние особенности человека

с определенными чертами его характера. Так Платон и Аристотель

считали, что черты характера можно определить на основе сходства

внешних особенностей человека и какого-либо животного, которому

свойственны такие же черты характера. Например, если нос человека

напоминает нос быка, то у него ленивый характер, а если нос как у

льва - то важный характер, если волосы тонкие как шерсть у зайца - то

робкий характер, если жесткие как у кабана - то храбрый характер.

В XVIII веке И. Лафатер опубликовал книгу под названием “Фи-

зиогномика”, в которой на основе изучения особенностей лица знаме-

нитых людей пытался описать их характеры. Это описание носило не

научный, а чисто беллетристический характер. Да и сам Лафатер не

смог применить свои знания по физиогномике для распознания своего

убийцы солдата-мародера, который застрелил его во время беседы.

Подобного рода попытки определить характер человека по осо-

бенностям строения его лица (формы носа, губ, подбородка и лба)

имеют место и в наше время. Так, например, астрологи утверждают,

что если у человека прямой нос, то у него твердый характер, если

вздернутый - то капризный.

Конечно, характер, как и любое субъективное психическое

явление, имеет внешнее объективное проявление, но оно связано

не с особенностями строения лица, а с его выражением. Если у

человека приветливое выражение лица, то мы считаем, что у него

доброжелательный характер, а если оно самодовольное, пренеб-

режительное - то у него высокомерный характер. Но иногда за

доброжелательным выражением лица скрывается злой, расчетли-

вый характер, который недобросовестная личность старается

скрыть, замаскировать, чтобы обмануть доверчивого человека.

Единственным объективным критерием проявления харак-

тера человека являются его действия и поступки, в которых про-

является истинное отношение к людям и к окружающей действи-

тельности. Конечно, отношение человека к действительности

может проявляться и в форме его речи и в ее содержании, но что-

бы понять истинный характер человека надо знать не только то,

что он говорит, но и сопоставлять слова с его делами.

Характер является сложным системным образованием, в структу-

ре которого насчитывается большое количество самых разнообраз-

ных черт. Однако все черты существуют не рядоположенно, а объеди-

няются в различные комплексы, которые образуют структуру харак-

тера. Выделяют четыре основных комплекса черт характера в кото-

рых проявляется отношение человека к различным сторонам действи-

тельности.

В первый комплекс входят черты характера, в которых про-

является отношение к другим людям: чуткость, внимательность, от-

зывчивость, честность, правдивость, грубость, высокомерие, лжи-

вость, угодливость и т.п. Как видим, в комплексе могут иметь ме-

сто черты характера, имеющие как положительную, так и отрица-

тельную направленность.

Во второй комплекс входят черты характера, в которых вы-

ражается отношение к самому себе: скромность, гордость, дос-

тоинство, застенчивость, самолюбие, честолюбие, самомнение,

зазнайство и т.п.

В третий комплекс входя черты характера, в которых про-

является отношение к деятельности: трудолюбие, добросовест-

ность, ответственность, исполнительность, деловитость, пред-

приимчивость, безответственность, халатность и т.п.

Четвертый комплекс составляют черты характера, в ко-

торых проявляется отношение к вещам: бережливость, акку-

ратность, расчетливость, щедрость, расточительство, небреж-

ность, скупость и т.п.

В зависимости от того, какие черты характера (положитель-

ные или отрицательные) преобладают у человека, зависит нрав-

ственная характеристика личности. Одни люди характеризуются

как высоконравственные, другие как безнравственные, принци-

пиальные или беспринципные, альтруисты или эгоисты, совест-

ливые или бессовестные и т.п.

Кроме моральных черт характера, выделяют также черты

характера, которые связаны с волевыми, интеллектуальными и

эмоциональными особенностями человека.

Наибольшее влияние на характер человека оказывают во-

левые качества личности. К волевым чертам характера отно-

сятся: решительность, настойчивость, упорство, самооблада-

ние, выдержка и др. По мнению некоторых психологов, эти

черты являются основой “хребтом” характера человека. При яр-

кой выраженности этих черт личность оценивается как сильная, в

противном случае - как слабая.

К интеллектуальным чертам характера относятся: наход-

чивость, остроумие, хитрость, наблюдательность, злопамят-

ность, мечтательность, фантазерство и пр. В зависимости от

того в какой мере проявляются или не проявляются эти черты

характера личность оценивается как находчивая, хитроумная,

или доверчивая, простодушная.

К эмоциональным чертам характера относятся: страстность,

сентиментальность, восторженность, аффективность и пр. При яр-

кой выраженности этих черт личность характеризуется как страс-

тная, эмоциональная, а при их отсутствии - как хладнокровная, бес-

страстная.

Для некоторых групп людей присущи одни и те же отноше-

ния к жизни, обществу, ценностям и одни и те же типичные соци-

альные формы поведения. Попытку описать социальные типы

характеров, сложившихся у определенной категории людей под

влиянием общего для них способа жизни, сделал врач-пси-

хиатр Э. Фромм. Он описал четыре основных социальных ти-

пов характера: характер садиста, мазохиста, конформиста и не-

крофилиста.

Садист - человек с характером насильника. С окружающи-

ми людьми он ведет себя агрессивно и если считает их причиной

своих неудач, то начинает терроризировать, стремясь причинить

им боль и страдания, наслаждаясь при этом их муками.

Мазохист - это человек с характером самоистязателя. Он

считает себя неудачником в жизни, неполноценной и ничтожной

личностью. Мазохист винит в неудачах прежде всего самого

себя, казнит себя за грехи мыслимые и немыслимые, возводит

на себя напрасные обвинения, занимается самобичеванием и “са-

моедством”, даже если он ни в чем не виноват. Причем, у мазо-

хистов иногда проявляются садистские наклонности, проявляю-

щиеся в стремлении приобрести власть над другими, эксплуати-

ровать их и наслаждаться своей властью.

Конформист - человек, привыкший всем беспрекословно под-

чиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных

убеждений, ни собственного “Я”. Если у него есть друг, то он во

всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем

подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального при-

способленца.

Некрофилист - человек с характером разрушителя. Чувствуя

свое бессилие, свое ничтожество и неспособность создать, что-

нибудь ценное, некрофилист направляет свою активность на раз-

рушение и уничтожение всего, что ему встречается на пути. При

социальных потрясениях некрофилисты являются основной си-

лой, разрушающей существующий социальный строй, экономику, науку

и культуру в угоду своим личным амбициям.

На основе исследований А.Е. Личко и К. Леонгардом были

описаны типы акцентуаций характера. Акцентуация характе-

ра - это крайнее выражение каких либо его черт, находящихся

на грани нормы и патологии. У А.Е. Личко насчитывается 11

таких типов, а у К. Леонгарда - 12. Причем, некоторые типы у

них совпадают, а некоторые - нет. Совпадающие типы: гипертим-

ный, циклоидный и др. Некоторые типы акцентуации относятся не

к характеру, а к темпераменту. Так, например, лабильный тип, сен-

зитивный тип, возбудимный тип, экстровертированный и интро-

вертированный типы относятся в большей степени к темперамен-

ту и в меньшей - к характеру. Рассмотрим наиболее важные из них.

Гипертимный тип - характеризуется общительностью, ини-

циативностью, самоуверенностью, хвастливостью, легкомысли-

ем, несерьезным отношением к своим обязанностям.

Дистимный тип - мало общительный, серьезный, добросо-

вестный, справедливый, но в то же время неповоротливый, пас-

сивный и эгоистичный тип.

Циклоидный тип - характеризуется непостоянством, раз-

дражительностью, изменчивостью настроения, низкой контак-

тностью при плохом настроении и повышенной - при хорошем,

активностью при душевном подъеме и пассивностью и замк-

нутостью - при спаде.

Застревающий тип - чувствителен к социальной неспра-

ведливости, самолюбив, честолюбив, обидчив, подозрителен

и мстителен.

Педантичный тип - отличается пунктуальностью, добросо-

вестностью, серьезностью, аккуратностью, надежностью и в то

же время - педантизмом, формализмом и бюрократизмом.

Шизоидный тип - характеризуется замкнутостью, безразличием,

сдержанностью, фантазерством и индивидуализмом.

Истероидный тип - отличается эгоцентризмом, ревнивостью,

стремлением заслужить похвалу окружающих, желанием влиять

на других людей, главенствовать и быть авторитетом.

Тревожный тип - отличается робостью, неуверенностью, сла-

бой контактностью, беззащитностью, но в то же время - друже-

любием, внимательностью и самокритичностью.

Эмотивный тип - характеризуется добротой, сострадательнос-

тью, чувством долга, совестливостью, доверчивостью, чувствитель-

ностью и плаксивостью.

Демонстративный тип - отличается позерством, склоннос-

тью к театральности и интриганству, стремлением к лидерству,

проявлять обходительность, если это нужно, но в то же время

ему свойственно лицемерие, хвастовство и эгоизм.

Характер человека не является врожденным, он формирует-

ся и развивается в течение всей его жизни. Основные черты ха-

рактера формируются в детском возрасте начиная с 3-х до 10 лет.

Под влиянием поучения, подражания и требования взрослых ре-

бенок усваивает формы поведения, необходимые для жизни в об-

ществе. Общаясь со взрослыми и подражая им дети приобретают

как положительные, так и отрицательные черты характера. У

одних детей формируются такие черты как общительность, при-

вязанность, отзывчивость, честность, правдивость. У других -

замкнутость, эгоистичность, равнодушие, лживость и т.д.

В школьном возрасте формируются черты характера, в ко-

торых проявляется отношение к учебной и трудовой деятельно-

сти и к предметам, которые использует ученик в быту и в шко-

ле. Это -трудолюбие, организованность, дисциплинированность,

ответственность, аккуратность.

В подростковом возрасте, кроме этого, формируются воле-

вые черты такие как настойчивость, усидчивость, упорство,

выдержка, инициативность.

В раннем юношеском возрасте закладываются черты ха-

рактера, связанные с мировоззрением человека: убежденность,

принципиальность, преданность нравственным идеалам, бес-

компромиссность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.