КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
ХарактерХарактер является центральным, стержневым свойством личности. По характеру мы судим прежде всего о личности че- ловека. Неслучайно описание индивидуально-психологических особенностей личности называют “характеристикой”. Впервые “характеристики”, описывающие индивидуальные особенности людей, были составлены древнегреческим философом Теофрас- том. В переводе с древнегреческого языка слово “характер” обо- значает “чеканку”, “отпечаток”, отражающий наиболее важную особенность какого-либо предмета или явления. В “характерис- тиках” Теофраста давалось описание нравственного облика раз- личных категорий людей. В связи с этим слово “характер” ста- ло обозначать нравственные особенности личности человека. В дальнейшем характер стал рассматриваться не только как нрав- ственное, но и психологическое свойство личности, связанное с индивидуальными особенностями интеллекта, воли и эмоций. Таким образом, характер стал рассматриваться как слож- ное психологическое образование, в структуру которого вхо- дят самые разнообразные психические явления. Структурной еди- ницей характера является черта характера. Каждая черта ха- рактера включает в себя проявление интеллекта, чувства и воли. Так, например, такая черта характера как “доброта” может проявляться у человека только в том случае, если он понимает, что такое добро, если он сочувствует человеку и если он может проявить волевое усилие, чтобы сделать добро человеку, попавшему в беду. В связи с этим чертой характера может быть только такое индивидуально-психологичес- кое явление, в котором проявляется отношение личности к чему-либо и кото- рое побуждает его совершать определенные действия и поступки. Причем, это отношение и поступки являются не случайными, а типичными для чело- века. Следовательно, характер представляет собой устойчивое сочетание индивидуально-психологических особенностей лич- ности, в которых проявляется ее отношение к окружающему миру и самому себе, и которые определяют типичные для че- ловека формы поведения. Характер человека определяет, что он делает и как он это делает. Характер проявляется в целях, средствах и способах по- ведения, направленных на достижение поставленных целей. Зная характер мы можем предвидеть поступки человека, так как он определяет и содержание и формы поведения. “Черты характе- ра, - писал С.Л. Рубинштейн, - это те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются как не совместимые с ними, им противоречащие другим”.1 Таким образом, в характере как бы запрограммирована определенная линия поведения человека и черты характера по- буждают его совершать типичные для него действия и поступ- ки. Если действия, обусловленные характером, соответству- ют обстоятельствам и в них проявляется высоконравственное отношение к людям, то говорят, что у человека хороший ха- рактер. Если же действия человека противоречат обстоятель- ствам, и наносят вред другим людям, то говорят, что у него плохой характер. Иногда человек понимает нецелесообразность своих действий, но не может удержаться от них, так как у него такой характер. В последствии он осуждает себя и не рад сво- ему характеру, но проходит некоторое время и он совершает то же самое. Практическая необходимость диагностировать характер приве- ла к появлению теорий, связывающих внешние особенности человека с определенными чертами его характера. Так Платон и Аристотель считали, что черты характера можно определить на основе сходства внешних особенностей человека и какого-либо животного, которому свойственны такие же черты характера. Например, если нос человека напоминает нос быка, то у него ленивый характер, а если нос как у льва - то важный характер, если волосы тонкие как шерсть у зайца - то робкий характер, если жесткие как у кабана - то храбрый характер. В XVIII веке И. Лафатер опубликовал книгу под названием “Фи- зиогномика”, в которой на основе изучения особенностей лица знаме- нитых людей пытался описать их характеры. Это описание носило не научный, а чисто беллетристический характер. Да и сам Лафатер не смог применить свои знания по физиогномике для распознания своего убийцы солдата-мародера, который застрелил его во время беседы. Подобного рода попытки определить характер человека по осо- бенностям строения его лица (формы носа, губ, подбородка и лба) имеют место и в наше время. Так, например, астрологи утверждают, что если у человека прямой нос, то у него твердый характер, если вздернутый - то капризный. Конечно, характер, как и любое субъективное психическое явление, имеет внешнее объективное проявление, но оно связано не с особенностями строения лица, а с его выражением. Если у человека приветливое выражение лица, то мы считаем, что у него доброжелательный характер, а если оно самодовольное, пренеб- режительное - то у него высокомерный характер. Но иногда за доброжелательным выражением лица скрывается злой, расчетли- вый характер, который недобросовестная личность старается скрыть, замаскировать, чтобы обмануть доверчивого человека. Единственным объективным критерием проявления харак- тера человека являются его действия и поступки, в которых про- является истинное отношение к людям и к окружающей действи- тельности. Конечно, отношение человека к действительности может проявляться и в форме его речи и в ее содержании, но что- бы понять истинный характер человека надо знать не только то, что он говорит, но и сопоставлять слова с его делами. Характер является сложным системным образованием, в структу- ре которого насчитывается большое количество самых разнообраз- ных черт. Однако все черты существуют не рядоположенно, а объеди- няются в различные комплексы, которые образуют структуру харак- тера. Выделяют четыре основных комплекса черт характера в кото- рых проявляется отношение человека к различным сторонам действи- тельности. В первый комплекс входят черты характера, в которых про- является отношение к другим людям: чуткость, внимательность, от- зывчивость, честность, правдивость, грубость, высокомерие, лжи- вость, угодливость и т.п. Как видим, в комплексе могут иметь ме- сто черты характера, имеющие как положительную, так и отрица- тельную направленность. Во второй комплекс входят черты характера, в которых вы- ражается отношение к самому себе: скромность, гордость, дос- тоинство, застенчивость, самолюбие, честолюбие, самомнение, зазнайство и т.п. В третий комплекс входя черты характера, в которых про- является отношение к деятельности: трудолюбие, добросовест- ность, ответственность, исполнительность, деловитость, пред- приимчивость, безответственность, халатность и т.п. Четвертый комплекс составляют черты характера, в ко- торых проявляется отношение к вещам: бережливость, акку- ратность, расчетливость, щедрость, расточительство, небреж- ность, скупость и т.п. В зависимости от того, какие черты характера (положитель- ные или отрицательные) преобладают у человека, зависит нрав- ственная характеристика личности. Одни люди характеризуются как высоконравственные, другие как безнравственные, принци- пиальные или беспринципные, альтруисты или эгоисты, совест- ливые или бессовестные и т.п. Кроме моральных черт характера, выделяют также черты характера, которые связаны с волевыми, интеллектуальными и эмоциональными особенностями человека. Наибольшее влияние на характер человека оказывают во- левые качества личности. К волевым чертам характера отно- сятся: решительность, настойчивость, упорство, самооблада- ние, выдержка и др. По мнению некоторых психологов, эти черты являются основой “хребтом” характера человека. При яр- кой выраженности этих черт личность оценивается как сильная, в противном случае - как слабая. К интеллектуальным чертам характера относятся: наход- чивость, остроумие, хитрость, наблюдательность, злопамят- ность, мечтательность, фантазерство и пр. В зависимости от того в какой мере проявляются или не проявляются эти черты характера личность оценивается как находчивая, хитроумная, или доверчивая, простодушная. К эмоциональным чертам характера относятся: страстность, сентиментальность, восторженность, аффективность и пр. При яр- кой выраженности этих черт личность характеризуется как страс- тная, эмоциональная, а при их отсутствии - как хладнокровная, бес- страстная. Для некоторых групп людей присущи одни и те же отноше- ния к жизни, обществу, ценностям и одни и те же типичные соци- альные формы поведения. Попытку описать социальные типы характеров, сложившихся у определенной категории людей под влиянием общего для них способа жизни, сделал врач-пси- хиатр Э. Фромм. Он описал четыре основных социальных ти- пов характера: характер садиста, мазохиста, конформиста и не- крофилиста. Садист - человек с характером насильника. С окружающи- ми людьми он ведет себя агрессивно и если считает их причиной своих неудач, то начинает терроризировать, стремясь причинить им боль и страдания, наслаждаясь при этом их муками. Мазохист - это человек с характером самоистязателя. Он считает себя неудачником в жизни, неполноценной и ничтожной личностью. Мазохист винит в неудачах прежде всего самого себя, казнит себя за грехи мыслимые и немыслимые, возводит на себя напрасные обвинения, занимается самобичеванием и “са- моедством”, даже если он ни в чем не виноват. Причем, у мазо- хистов иногда проявляются садистские наклонности, проявляю- щиеся в стремлении приобрести власть над другими, эксплуати- ровать их и наслаждаться своей властью. Конформист - человек, привыкший всем беспрекословно под- чиняться. У него нет ни собственного мнения, ни собственных убеждений, ни собственного “Я”. Если у него есть друг, то он во всем подчиняется ему. Если он находится в группе людей, то во всем подчиняется ее требованиям. Конформист - это тип социального при- способленца. Некрофилист - человек с характером разрушителя. Чувствуя свое бессилие, свое ничтожество и неспособность создать, что- нибудь ценное, некрофилист направляет свою активность на раз- рушение и уничтожение всего, что ему встречается на пути. При социальных потрясениях некрофилисты являются основной си- лой, разрушающей существующий социальный строй, экономику, науку и культуру в угоду своим личным амбициям. На основе исследований А.Е. Личко и К. Леонгардом были описаны типы акцентуаций характера. Акцентуация характе- ра - это крайнее выражение каких либо его черт, находящихся на грани нормы и патологии. У А.Е. Личко насчитывается 11 таких типов, а у К. Леонгарда - 12. Причем, некоторые типы у них совпадают, а некоторые - нет. Совпадающие типы: гипертим- ный, циклоидный и др. Некоторые типы акцентуации относятся не к характеру, а к темпераменту. Так, например, лабильный тип, сен- зитивный тип, возбудимный тип, экстровертированный и интро- вертированный типы относятся в большей степени к темперамен- ту и в меньшей - к характеру. Рассмотрим наиболее важные из них. Гипертимный тип - характеризуется общительностью, ини- циативностью, самоуверенностью, хвастливостью, легкомысли- ем, несерьезным отношением к своим обязанностям. Дистимный тип - мало общительный, серьезный, добросо- вестный, справедливый, но в то же время неповоротливый, пас- сивный и эгоистичный тип. Циклоидный тип - характеризуется непостоянством, раз- дражительностью, изменчивостью настроения, низкой контак- тностью при плохом настроении и повышенной - при хорошем, активностью при душевном подъеме и пассивностью и замк- нутостью - при спаде. Застревающий тип - чувствителен к социальной неспра- ведливости, самолюбив, честолюбив, обидчив, подозрителен и мстителен. Педантичный тип - отличается пунктуальностью, добросо- вестностью, серьезностью, аккуратностью, надежностью и в то же время - педантизмом, формализмом и бюрократизмом. Шизоидный тип - характеризуется замкнутостью, безразличием, сдержанностью, фантазерством и индивидуализмом. Истероидный тип - отличается эгоцентризмом, ревнивостью, стремлением заслужить похвалу окружающих, желанием влиять на других людей, главенствовать и быть авторитетом. Тревожный тип - отличается робостью, неуверенностью, сла- бой контактностью, беззащитностью, но в то же время - друже- любием, внимательностью и самокритичностью. Эмотивный тип - характеризуется добротой, сострадательнос- тью, чувством долга, совестливостью, доверчивостью, чувствитель- ностью и плаксивостью. Демонстративный тип - отличается позерством, склоннос- тью к театральности и интриганству, стремлением к лидерству, проявлять обходительность, если это нужно, но в то же время ему свойственно лицемерие, хвастовство и эгоизм. Характер человека не является врожденным, он формирует- ся и развивается в течение всей его жизни. Основные черты ха- рактера формируются в детском возрасте начиная с 3-х до 10 лет. Под влиянием поучения, подражания и требования взрослых ре- бенок усваивает формы поведения, необходимые для жизни в об- ществе. Общаясь со взрослыми и подражая им дети приобретают как положительные, так и отрицательные черты характера. У одних детей формируются такие черты как общительность, при- вязанность, отзывчивость, честность, правдивость. У других - замкнутость, эгоистичность, равнодушие, лживость и т.д. В школьном возрасте формируются черты характера, в ко- торых проявляется отношение к учебной и трудовой деятельно- сти и к предметам, которые использует ученик в быту и в шко- ле. Это -трудолюбие, организованность, дисциплинированность, ответственность, аккуратность. В подростковом возрасте, кроме этого, формируются воле- вые черты такие как настойчивость, усидчивость, упорство, выдержка, инициативность. В раннем юношеском возрасте закладываются черты ха- рактера, связанные с мировоззрением человека: убежденность, принципиальность, преданность нравственным идеалам, бес- компромиссность.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 466; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |