Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Деятельности




Профессиональная адаптация и подготовка личности к

Человеческое общество находится в постоянном развитии.

Развивается производство, наука, техника, культура, искусст-

во, образование и т.д. Естественно, что у каждого человека, за-

нимающегося определенным видом деятельности, должны раз-

виваться соответствующие профессионально-деловые качества.

Человек не получает от природы этих качеств. Они представля-

ют собой прижизненные образования, хотя природные предпо-

сылки для их формирования существуют.

Такими природными предпосылками являются задатки,

благодаря которым у индивида проявляется предрасположен-

ность к определенным видам деятельности. Но для того, что-

бы на основе задатков развивались профессиональные каче-

ства необходимо наличие трех условий. Прежде всего необ-

ходимо, чтобы индивид был способен адаптироваться к выб-

ранной профессии. Далее, индивид должен получить общее

образование. И, наконец, он должен быть специально подго-

товлен к профессии, которую он сознательно выбрал.

Первым делом, для того, чтобы личность могла успешно

заниматься деятельностью она должна быть внутренне адапти-

рована (приспособлена) к этой деятельности. Это значит, чтобы

у индивида появилось осознанное желание заниматься какой-то

деятельностью. Для этого общество, семья, школа, средства

массовой информации должны помочь личности сформировать

на основе врожденной потребности в активности готовность

принять участие в трудовой деятельности для того, чтобы принес-

ти пользу себе и обществу.

Общее желание трудиться должно быть конкретизировано

и направлено на определенную профессию. Но прежде чем про-

изойдет профессиональное определение необходимо, чтобы ин-

дивид получил хотя бы общие знания о существующих профес-

сиях. Таким образом, профессиональная ориентация является началь-

ным этапом внутренней адаптации к профессии.

Вторым этапом внутренней адаптации является выбор про-

фессии, которой желал бы заниматься субъект. Этот этап явля-

ется очень важным и имеет большое значение для личности, так

как неправильный выбор профессии окажет неблагоприятное

воздействие на человека и на весь его жизненный путь. Неудов-

летворенность профессией может привести к деформации лич-

ности, к занижению своих возможностей и к проявлению комп-

лекса неполноценности.

Причиной необоснованного выбора профессии является не-

правильно сформированная мотивация. В основе этого могут ле-

жать самые разнообразные факторы. Чаще всего это имеет мес-

то в результате внешнего благоприятного впечатления о про-

фессии, полученного на основе поверхностного ознакомления с

ней. Примером этого является увлечение романтической профес-

сией геолога, связанной с работой в неизведанных краях, с жиз-

нью на природе, с различного рода приключениями и т.д. На деле

же это напряженный повседневный труд, сопровождающийся ли-

шениями и неудобствами, изнуряющий жарой, проливными дож-

дями, докучливыми насекомыми и т.д. Иногда выбор профессии

связан с ее престижностью. Стать дипломатом, например, явля-

ется очень заманчивым для многих юношей, девушек же привле-

кает профессия артистки, балерины, манекенщицы, фотомодели

и т.д.

Необоснованный выбор профессии иногда связан с желани-

ем родителей и близких людей, со стремлением подражать ав-

торитетному человеку. В некоторых случаях выбор профессии про-

исходит совершенно случайно под влиянием друзей, которые ре-

шили заниматься какой-то профессией. Иногда при поступлении в

высшую школу выбирают такую специальность, где наименьший

конкурс.

Конечно, имеются и такие критерии, под влиянием которых воз-

никают правильные и обоснованные мотивы при выборе профессии.

Одним из таких мотивов является глубокий интерес к профессии, ув-

леченность и склонность заниматься ею. Но для того, чтобы субъект

мог успешно заниматься избранной деятельностью необходимо,

чтобы наряду с адаптацией внутренних условий происходила адап-

тация внешних условий, в которых она осуществляется.

Адаптация внешних условий предполагает создание такой обста-

новки в помещениях, где осуществляется деятельность, которая бы

обеспечивала высокую активность и работоспособность человека и

чувство комфорта. К внешним факторам, которые должны быть адап-

тированы к человеку, относят социальную и физико-химическую сре-

ду, в которой осуществляет профессиональную деятельность субъект.

Благоприятная социальная среда предполагает наличие хорошего пси-

хологического климата, установления дружеских отношений между

людьми, сотрудничество и взаимопомощь в процессе деятельности.

Физико-химическая среда должна обеспечить благоприятный микро-

климат в помещении, оптимальный состав воздуха, температуру, влаж-

ность, освещение и акустику.

Кроме адаптации большое значение для успешного осуще-

ствления деятельности имеет подготовка к ней, которая предпо-

лагает получение общего и специального образования. Общее

образование дает возможность овладеть общественно-истори-

ческим опытом человечества, а специальное - получить науч-

ную и практическую информацию, необходимую для выполне-

ния профессиональной деятельности.

На успешную подготовку к профессии большое влияние ока-

зывают не только способности, но и мотивация, которой руко-

водствуются в процессе обучения учащиеся специальных учеб-

ных заведений. Исследования показывают, что “сильные” сту-

денты имеют не только хорошие способности, но им свойствен-

на также внутренняя мотивация, направленная на прочное ус-

воение профессиональных знаний и умений. “Слабые” же сту-

денты руководствуются внешней мотиваций, побуждающей их

не получать плохих оценок и избегать порицания и наказания за

низкую успеваемость.

Между мотивацией и способностями существует прямая связь.

Отсутствие способностей может компенсироваться положительной

мотивацией, благодаря чему учащиеся могут иметь высокую успева-

емость, и, наоборот, никакие способности, при отсутствии должной

мотивации, не могут обеспечивать успешную деятельность.

Успешное формирование профессионально-деловых качеств тре-

бует не только усвоения специальных знаний, но и приобретения прак-

тических профессиональных навыков и умений. Первоначальное овла-

дение ими происходит в процессе обучения на практических занятиях

и на производственной практике. Но профессионального мастерства

человек достигает, когда начинает заниматься интенсивно избранной

деятельностью. Кроме того он должен успешно пройти профессиональ-

ную адаптацию и непрерывно совершенствовать свое мастерство.

Возможность для непрерывного совершенствования мастерства

заложена в правильном использовании резервов своей психики. Но для

этого каждый должен знать свои возможности и пути их повышения.

Первый путь связан с активизацией психических процессов, обеспечи-

вающих успешное выполнение деятельности. Второй путь предполага-

ет непрерывное совершенствование профессиональных навыков и уме-

ний. Это достигается посредством специальных упражнений и аутоген-

ной тренировки.

Посредством аутогенной тренировки человек может овла-

деть психическими процессами и состояниями, развивать и со-

вершенствовать их в соответствии с требованиями своей про-

фессии, а при помощи специальных упражнений совершенство-

вать практические приемы и способы выполнения деятельности.

Главная задача аутогенной тренировки снять избыточное

напряжение, возникшее при интенсивной профессиональной дея-

тельности. Аутогенная тренировка очень проста: нужно рассла-

биться, закрыть глаза, отключиться от всех посторонних мыс-

лей, сосредоточиться на органических ощущениях, проговари-

вать словесные формулы, отражающие требуемое состояние,

вызывать наглядные представления о психических и физических

состояниях, желательных для человека.

Успешное овладение более рациональными приемами и спо-

собами выполнения деятельности предполагает постепенный пе-

реход от аналитического этапа к синтетическому, от напряженного вы-

полнения к свободному, от сознательного регулирования к автомати-

зированному. Большое значение при этом имеет сознательный само-

контроль, который дает возможность отличить правильно выполнен-

ные действия от ошибочных и найти пути исправления допущенных

ошибок.

Каждый здоровый человек может заниматься любой профес-

сией и психология дает рекомендации при выборе профессии, вы-

являя при этом посредством психодиагностики наличие специаль-

ных способностей и других индивидуальных свойств личности.

Но в то же время существуют сложные и трудные профессии, доступ к

которым осуществляется путем специального профессионального от-

бора. Направлен профотбор на выявление наличия у субъекта физичес-

ких и психических качеств, соответствующих требованиям профессии и

на отсеивание людей, непригодных для нее, в связи с тем, что они могут

стать причиной аварий и поломок в механизмах, с которыми они долж-

ны работать.

Таким образом, пригодность человека к определенной про-

фессии зависит от наличия у него таких физических и психи-

ческих свойств, на основе которых в процессе специальной

подготовки будут сформированы такие профессионально-де-

ловые качества, которые необходимы для успешного выпол-

нения данного вида деятельности.

Литература

Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.

Виноградова М.В., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятель-

ность и воспитание школьников. М., 1977.

Климов Е.А. Психология профессионала. М., 1996.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982.

Психология. Учебник. М.,1998.

Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. СПб. 1991.

Раздел IV.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 290; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.