КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Взаимное познание субъектов в процессе общения
Эффективность общения во многом зависит от того насколь- ко полно и разносторонне могут познать друг друга субъекты, общающиеся между собой. В процессе коммуникативного по- знания у индивидов формируется система представлений и знаний о внешних и внутренних свойствах и качествах парт- неров, и их отношений к миру, к людям, к самому себе и о их социальном положении. Начинается познание с момента установления контакта между людьми, когда они встречаются и непосредственно вос- принимают один другого. От того, что и как воспринимают люди друг у друга зависит их желание вступать или не вступать в контакт, а также последующее получение информации о лично- сти своего партнера. Причем, первоначальная оценка личности партнера во многом зависит от восприятия внешних особенно- стей его лица. Если внешние особенности лица партнера являются неприв- лекательными, то у его оппонента не возникает желание всту- пать с ним в контакт, и, наоборот, если он производит благопри- ятное впечатление, то контакт состоится и может продолжаться определенное время. Дальнейшая оценка личности партнера за- висит от поступающей информации о нем в процессе общения, которая или опровергает возникшее предубеждение о негатив- ных сторонах его личности или подтверждает. Предубеждение о личности человека может возникнуть за- ранее, если информация о нем может быть получена до контак- та с ним. В таком случае вступая в контакт с человеком субъект ищет подтверждение этой информации во внешних особеннос- тях его лица. Так, например, в экспериментах А.А. Бодалева показывалась двум группам студентов фотография одного и того же человека, но одним он характеризовался как видный
ученый, а другим - как преступник. После этого предлагалось дать описание личности этого человека. Студенты, которым было оказано, что это видный ученый написали, что он умный, добрый, отзывчивый, а те, которым он был представлен как преступник, утверждали, что это человек жестокий, решительный и коварный. Предубеждение о психических свойствах человека может быть связано не только с его внешним видом, но и с его манерами, профес- сией и социальным положением. Под влиянием предубеждения субъект старается избежать контакта с определенными людьми, но есть такие профессии, где установление контактов с людьми определенной кате- гории является их профессиональной обязанностью. Милиционер ус- танавливает контакт с правонарушителем; следователь - с преступни- ком, учитель - с учеником, продавец - с покупателем и т.д. Поэтому представители этих профессий должны развивать способность к уста- новлению контактов с нужными людьми и уметь получать от них не- обходимую информацию. Общеизвестно, что установление контактов и их продолжитель- ность зависит от того как владеют партнеры искусством общения. Обычно, вступающие в контакт люди задают вопросы друг другу и отвечают на них. Чтобы получить нужный ответ на поставленный воп- рос нужно уметь правильно сформулировать его. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми и альтернативными. Каждый вопрос пред- полагает получение определенной информации от партнера. При закрытых вопросах может быть получена самая общая ин- формация в виде ответов “да” или “нет”. При открытых воп- росах сообщается развернутая информация, так как обычно воп- рос начинается со слов “почему”, “зачем”, “каким образом” и т.п. Альтернативный вопрос предполагает получение информа- ции различных вариантов. Ставится он, обычно, в развернутом
виде. Например: “Как Вы оказались здесь на этом месте?”, “Где вы были до этого?”, “Куда Вы направлялись?” и т.д. Правильно поставленный вопрос должен быть направлен на получение нуж- ной информации, а не на обвинение партнера в чем-то, пусть даже скрытое. Как видим, умение получить нужную информацию зависит от того как использует субъект диалогическую форму общения для достижения своих целей. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев различают четыре типа диалогов: фатический, информационный, дискуссионный и исповедальный. Если нужно просто вступить в контакт и субъектом и вызвать его на разговор, то применяется фатический диалог. Начи- нается он обычно с ничего не значащей реплики, например: “Какая хорошая погода. Не правда ли?”. Если нужно получить или сообщить какую-либо информацию используется информационный диалог. На- чинается он, например, с реплики: “Вы не знаете что произошло вчера ночью в городе?” или “Вы слышали сенсационную новостью?”. Если же нужно, узнать мнение собеседника по какому-либо вопросу, убе- дить его в том, что он заблуждается, то его партнер применяет дис- куссионный тип диалога. В этом случае диалог начинается, например, с реплики: “А Вы уверены, что именно так обстояло дело?” или “Это никем не было доказано!”. Исповедальный диа- лог возникает между собеседниками, когда они начинают делить- ся своими сокровенными мыслями, желаниями, чувствами и ду- ховными ценностями. Начинается он, например, с реплики: “Как тяжело думать об этом!” или “А у Вас возникают подобного рода чувства?”. Диалогическое общение является живым и непринужденным. От одного типа диалога собеседники переходят к другому, осо- бенно если общение имеет доверительный характер. Главной целью диалога является стремление его участников добиться взаимного понимания. Взаимопонимание предполагает не толь- ко понимание внутреннего мира партнера по общению, но и при- нятие его мыслей, чувств, желаний, верований и убеждений. Для того, чтобы партнеры могли понять друг друга они должны со- общать информацию четко и ясно, внимательно воспринимать её и правильно обрабатывать её. В противном случае смысл ин- формации не может быть правильно понят, вследствие чего воз-
никает недопонимание и общение прекращается. Другим важным моментом, помогающим достигнуть взаи- мопонимания, является способность идентифицировать себя с другим, поставить себя на место партнера. Идентификация - это сознательное или бессознательное отождествление субъекта с партнером по общению. Учитель иногда не понимает ученика, а ученик - учителя, потому, что они не могут отождествить себя с дру- гим, так как они являются людьми разного возраста, с разным опы- том и с разными свойствами личности. Большое влияние на взаимопонимание оказывает способ- ность партнеров по общению осознать как они воспринимают друг дру- га. Проще говоря, каждый из партнеров должен посмотреть на себя глазами другого и понять как он относится к нему: серьезно или несе- рьезно, доверяет или нет, уважает или не уважает и т.п. Такая способ- ность субъекта осознавать как он воспринимается партнером в про- цессе общения называется в психологии рефлексией. В процессе общения важную роль во взаимопонимании имеют установки, благодаря которым у партнеров заранее возникает готов- ность воспринимать и понимать друг друга определенным образом. Наиболее важными из них являются две установки. Одна из них по- рождает эффект ореола, другая - эффект стереотипизации. Эффект ореола заключается в том, что у человека, получившего положительную информацию о ком-то, при встрече с ним возникает благоприятное впечатление о его личности и доброжелательное отно- шение к нему, хотя это может не соответствовать действительности. Если же была получена отрицательная информация, то к этому чело- веку начинает проявляться настороженное отношение и недоверие в процессе общения. Явление стереотипизации имеет место в том случае, ког- да партеры в процессе общения используют стереотипные пред- ставления о людях определенной категории, возникшие на ос- нове бытовых суждений, книг, кинофильмов, радио и т.д. Эти представления могут быть правильными, а могут быть и оши-
бочными. В первом случае это упрощает процесс общения, а во втором случае приводит к возникновению предубеждения и к нарушению нормального общения между людьми. Стереоти- пизация происходит от слова “стереотип”, что значит устой- чивый образец поведения индивида, обусловленный его соци- альными функциями. Стереотипизация часто порождает субъективное отноше- ние педагога к учащимся в процессе педагогического обще- ния. Не этим ли объясняется тот факт, что некоторые учителя неуспевающим ученикам занижают оценки, тогда как хорошо успе- вающим - завышают. Большое влияние на взаимопонимание в процессе общения оказывают психические свойства и познавательные способно- сти общающихся. Более успешно достигают взаимопонимания люди общительные, дружелюбные, отзывчивые, обаятельные, сострадательные, искренние и т.п. Они легко устанавливают контак- ты в процессе общения и завоевывают доверие у своих партнеров. Люди скрытные, застенчивые, недоверчивые, эгоистичные, необщи- тельные, подозрительные с трудом вступают в контакт и не сразу проявляют доверие к своим партнерам по общению. Немаловажное значение для достижения взаимопонимания име- ют познавательные способности партнеров по общению. Среди них наиболее важными являются такие сенсорные и интеллектуальные познавательные способности как чувствительность, впечатлительность, восприимчивость, пытливость, наблюдательность, внимательность, критичность, вдумчивость, сообразительность, проницательность и др. Благодаря этим качествам партнеры по общению могут проникнуть в субъективный мир своего собеседника, понять его мысли, чувства и желания, установить с ним дружеские отношения, осуществить совме- стную деятельность или поведение. Другим фактором, влияющим на процесс общения, является уро- вень самосознания и самооценки у партнеров по общению. Установле- но, что неадекватная самооценка отрицательно влияет на межличнос- тное общение. При завышенной и заниженной самооценке люди по- разному ведут себя в процессе общения. Лица с завышенной само- оценкой ведут себя с партнерами по общению нередко агрессивно, гру- бо, вызывающе, нетактично и т.п. При заниженной самооценке субъек- ты ведут себя робко, неуверенно, замолкают во время разговора, стес- няются высказывать свое мнение, теряются, конфузятся и замыкают- ся в себе. Познание личности в процессе общения является сложным и трудным. Не всегда удается сразу понять человека, опреде- лить его положительные и отрицательные качества, выявить его желания, стремления, взгляды и убеждения. Часто информация, полученная в процессе общения, является лишь почвой для раз- мышлений о субъективном мире человека. Наиболее же полное по- знание личности человека может быть только на основе сопоставле- ния информации, полученной о нем в процессе общения, с наблюдени- ем за его действиями, поведением и поступками.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |