Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Взаимное познание субъектов в процессе общения




Эффективность общения во многом зависит от того насколь-

ко полно и разносторонне могут познать друг друга субъекты,

общающиеся между собой. В процессе коммуникативного по-

знания у индивидов формируется система представлений и

знаний о внешних и внутренних свойствах и качествах парт-

неров, и их отношений к миру, к людям, к самому себе и о их

социальном положении.

Начинается познание с момента установления контакта

между людьми, когда они встречаются и непосредственно вос-

принимают один другого. От того, что и как воспринимают люди

друг у друга зависит их желание вступать или не вступать в

контакт, а также последующее получение информации о лично-

сти своего партнера. Причем, первоначальная оценка личности

партнера во многом зависит от восприятия внешних особенно-

стей его лица.

Если внешние особенности лица партнера являются неприв-

лекательными, то у его оппонента не возникает желание всту-

пать с ним в контакт, и, наоборот, если он производит благопри-

ятное впечатление, то контакт состоится и может продолжаться

определенное время. Дальнейшая оценка личности партнера за-

висит от поступающей информации о нем в процессе общения,

которая или опровергает возникшее предубеждение о негатив-

ных сторонах его личности или подтверждает.

Предубеждение о личности человека может возникнуть за-

ранее, если информация о нем может быть получена до контак-

та с ним. В таком случае вступая в контакт с человеком субъект

ищет подтверждение этой информации во внешних особеннос-

тях его лица. Так, например, в экспериментах А.А. Бодалева

показывалась двум группам студентов фотография одного и

того же человека, но одним он характеризовался как видный

ученый, а другим - как преступник. После этого предлагалось дать

описание личности этого человека. Студенты, которым было оказано,

что это видный ученый написали, что он умный, добрый, отзывчивый,

а те, которым он был представлен как преступник, утверждали, что

это человек жестокий, решительный и коварный.

Предубеждение о психических свойствах человека может быть

связано не только с его внешним видом, но и с его манерами, профес-

сией и социальным положением. Под влиянием предубеждения субъект

старается избежать контакта с определенными людьми, но есть такие

профессии, где установление контактов с людьми определенной кате-

гории является их профессиональной обязанностью. Милиционер ус-

танавливает контакт с правонарушителем; следователь - с преступни-

ком, учитель - с учеником, продавец - с покупателем и т.д. Поэтому

представители этих профессий должны развивать способность к уста-

новлению контактов с нужными людьми и уметь получать от них не-

обходимую информацию.

Общеизвестно, что установление контактов и их продолжитель-

ность зависит от того как владеют партнеры искусством общения.

Обычно, вступающие в контакт люди задают вопросы друг другу и

отвечают на них. Чтобы получить нужный ответ на поставленный воп-

рос нужно уметь правильно сформулировать его. Вопросы могут быть

открытыми, закрытыми и альтернативными. Каждый вопрос пред-

полагает получение определенной информации от партнера.

При закрытых вопросах может быть получена самая общая ин-

формация в виде ответов “да” или “нет”. При открытых воп-

росах сообщается развернутая информация, так как обычно воп-

рос начинается со слов “почему”, “зачем”, “каким образом” и

т.п. Альтернативный вопрос предполагает получение информа-

ции различных вариантов. Ставится он, обычно, в развернутом

виде. Например: “Как Вы оказались здесь на этом месте?”, “Где

вы были до этого?”, “Куда Вы направлялись?” и т.д. Правильно

поставленный вопрос должен быть направлен на получение нуж-

ной информации, а не на обвинение партнера в чем-то, пусть

даже скрытое.

Как видим, умение получить нужную информацию зависит

от того как использует субъект диалогическую форму общения для

достижения своих целей. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев различают

четыре типа диалогов: фатический, информационный, дискуссионный

и исповедальный. Если нужно просто вступить в контакт и субъектом

и вызвать его на разговор, то применяется фатический диалог. Начи-

нается он обычно с ничего не значащей реплики, например: “Какая

хорошая погода. Не правда ли?”. Если нужно получить или сообщить

какую-либо информацию используется информационный диалог. На-

чинается он, например, с реплики: “Вы не знаете что произошло вчера

ночью в городе?” или “Вы слышали сенсационную новостью?”. Если

же нужно, узнать мнение собеседника по какому-либо вопросу, убе-

дить его в том, что он заблуждается, то его партнер применяет дис-

куссионный тип диалога. В этом случае диалог начинается,

например, с реплики: “А Вы уверены, что именно так обстояло

дело?” или “Это никем не было доказано!”. Исповедальный диа-

лог возникает между собеседниками, когда они начинают делить-

ся своими сокровенными мыслями, желаниями, чувствами и ду-

ховными ценностями. Начинается он, например, с реплики: “Как

тяжело думать об этом!” или “А у Вас возникают подобного рода

чувства?”.

Диалогическое общение является живым и непринужденным.

От одного типа диалога собеседники переходят к другому, осо-

бенно если общение имеет доверительный характер. Главной

целью диалога является стремление его участников добиться

взаимного понимания. Взаимопонимание предполагает не толь-

ко понимание внутреннего мира партнера по общению, но и при-

нятие его мыслей, чувств, желаний, верований и убеждений. Для

того, чтобы партнеры могли понять друг друга они должны со-

общать информацию четко и ясно, внимательно воспринимать

её и правильно обрабатывать её. В противном случае смысл ин-

формации не может быть правильно понят, вследствие чего воз-

никает недопонимание и общение прекращается.

Другим важным моментом, помогающим достигнуть взаи-

мопонимания, является способность идентифицировать себя с

другим, поставить себя на место партнера. Идентификация - это

сознательное или бессознательное отождествление субъекта с

партнером по общению. Учитель иногда не понимает ученика, а

ученик - учителя, потому, что они не могут отождествить себя с дру-

гим, так как они являются людьми разного возраста, с разным опы-

том и с разными свойствами личности.

Большое влияние на взаимопонимание оказывает способ-

ность партнеров по общению осознать как они воспринимают друг дру-

га. Проще говоря, каждый из партнеров должен посмотреть на себя

глазами другого и понять как он относится к нему: серьезно или несе-

рьезно, доверяет или нет, уважает или не уважает и т.п. Такая способ-

ность субъекта осознавать как он воспринимается партнером в про-

цессе общения называется в психологии рефлексией.

В процессе общения важную роль во взаимопонимании имеют

установки, благодаря которым у партнеров заранее возникает готов-

ность воспринимать и понимать друг друга определенным образом.

Наиболее важными из них являются две установки. Одна из них по-

рождает эффект ореола, другая - эффект стереотипизации.

Эффект ореола заключается в том, что у человека, получившего

положительную информацию о ком-то, при встрече с ним возникает

благоприятное впечатление о его личности и доброжелательное отно-

шение к нему, хотя это может не соответствовать действительности.

Если же была получена отрицательная информация, то к этому чело-

веку начинает проявляться настороженное отношение и недоверие в

процессе общения.

Явление стереотипизации имеет место в том случае, ког-

да партеры в процессе общения используют стереотипные пред-

ставления о людях определенной категории, возникшие на ос-

нове бытовых суждений, книг, кинофильмов, радио и т.д. Эти

представления могут быть правильными, а могут быть и оши-

бочными. В первом случае это упрощает процесс общения, а

во втором случае приводит к возникновению предубеждения и

к нарушению нормального общения между людьми. Стереоти-

пизация происходит от слова “стереотип”, что значит устой-

чивый образец поведения индивида, обусловленный его соци-

альными функциями.

Стереотипизация часто порождает субъективное отноше-

ние педагога к учащимся в процессе педагогического обще-

ния. Не этим ли объясняется тот факт, что некоторые учителя

неуспевающим ученикам занижают оценки, тогда как хорошо успе-

вающим - завышают.

Большое влияние на взаимопонимание в процессе общения

оказывают психические свойства и познавательные способно-

сти общающихся. Более успешно достигают взаимопонимания

люди общительные, дружелюбные, отзывчивые, обаятельные,

сострадательные, искренние и т.п. Они легко устанавливают контак-

ты в процессе общения и завоевывают доверие у своих партнеров.

Люди скрытные, застенчивые, недоверчивые, эгоистичные, необщи-

тельные, подозрительные с трудом вступают в контакт и не сразу

проявляют доверие к своим партнерам по общению.

Немаловажное значение для достижения взаимопонимания име-

ют познавательные способности партнеров по общению. Среди них

наиболее важными являются такие сенсорные и интеллектуальные

познавательные способности как чувствительность, впечатлительность,

восприимчивость, пытливость, наблюдательность, внимательность,

критичность, вдумчивость, сообразительность, проницательность и др.

Благодаря этим качествам партнеры по общению могут проникнуть в

субъективный мир своего собеседника, понять его мысли, чувства и

желания, установить с ним дружеские отношения, осуществить совме-

стную деятельность или поведение.

Другим фактором, влияющим на процесс общения, является уро-

вень самосознания и самооценки у партнеров по общению. Установле-

но, что неадекватная самооценка отрицательно влияет на межличнос-

тное общение. При завышенной и заниженной самооценке люди по-

разному ведут себя в процессе общения. Лица с завышенной само-

оценкой ведут себя с партнерами по общению нередко агрессивно, гру-

бо, вызывающе, нетактично и т.п. При заниженной самооценке субъек-

ты ведут себя робко, неуверенно, замолкают во время разговора, стес-

няются высказывать свое мнение, теряются, конфузятся и замыкают-

ся в себе.

Познание личности в процессе общения является сложным

и трудным. Не всегда удается сразу понять человека, опреде-

лить его положительные и отрицательные качества, выявить его

желания, стремления, взгляды и убеждения. Часто информация,

полученная в процессе общения, является лишь почвой для раз-

мышлений о субъективном мире человека. Наиболее же полное по-

знание личности человека может быть только на основе сопоставле-

ния информации, полученной о нем в процессе общения, с наблюдени-

ем за его действиями, поведением и поступками.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.