КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 6. Психологическое развитие в младшем школьном возрасте
Схема распределения часов самостоятельной работы студентов в связи с ее видами и содержанием
Семинар 3. Психология младшего школьника Цель: углубить и закрепить знания об особенностях и закономерностях развития младшего школьника. Ключевые понятия: готовность к школе,учебная деятельность, учебная мотивация, внутренняя позиция школьника,произвольность, рефлексия, внутренний план действий, самоконтроль. План : 1. Показатели готовности к школе. 2. Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте. 3. Учебная деятельность как ведущий вид деятельности. 4. Особенности познавательных процессов. Семинар 4. Психология младшего школьника План : 1. Развитие личностной и эмоционально-волевой сферы в младшем школьном возрасте. 2. Особенности взаимоотношений младшего школьника со взрослыми (учителями, родителями) и сверстниками. 3. Основные трудности в обучении и поведении младшего школьника, психологические причины и пути оказания психологической помощи.
Задания для самостоятельной работы студентов 4 Темы докладов и рефератов: 1. Основные причины неуспеваемости младших школьников и пути предупреждения. § Божович Л.И., Благонадежина Л.В. Изучение мотивации детей и подростков – М.: Педагогика, 1972 § Венгер А.Л. Готов ли ребенок к школе? – М.: Просвещение, 1994 § Венгер А.Л., Цукерман А.Г. Психологическое обследование младших школьников – М.: Издательство «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2004
? Тема для эссе: Трудности первых дней пребывания ребенка в школе.
´ Вопросы и задания: 1. Что такое ведущая деятельность? Перечислите основные виды ведущей деятельности в детских возрастах и младшем школьном возрасте. 2. В чём заключается произвольность психических процессов и поведения? 3. Как возникает и реализуется внутренний план действий? 4. Как реализуется взаимодействие в системе «учитель-ученик» у младшего школьника? 5. Какие мотивы учения чаще встречаются у младших школьников? 6. Какова роль первого учителя в развитии личности ребенка? 7. Чем определяются отношения сверстников в младших классах? 8. Закончите предложение: § В младшем школьном возрасте ведущей деятельностью является … § Сензитивность младшего школьного возраста заключается в том, что … § Новообразованием младшего школьного возраста является…. § Отношение к одноклассникам у младших школьников складывается под влиянием … § Ведущими мотивами учения в младшем школьном возрасте являются … § Внутренние мотивы учебной деятельности у младших школьников являются § Характерной особенностью младшего школьного возраста является то, что дети связывают оценку не со своими знаниями, а с … § Внимание на протяжении всего возраста преобладает … § Восприятие младших школьников характеризуется … § Память у младших школьников преобладает …, но постепенно развивается и … память.
§ По теории Пиаже мышление младшего школьника находится на стадии § Характерная черта развития воли - это … § Ребёнок считает, что друг - это тот, кто: в 1-2 классе …, в 3-4 классе … § Чтобы помочь осознать ребёнку младшего школьного возраста учебную задачу, следует … § Поступки в младшем школьном возрасте отличаются …, что отражает возрастные особенности формирования характера. 9. Установите аналогию: Дошкольный возраст – анализирующее восприятие Младший школьный возраст - … 10. Верно – не верно: А – В младшем школьном возрасте заканчивается общее соматическое развитие. Б – Для младшего школьного возраста характерно непроизвольное внимание. 11. Исключите лишнее: § мотивы учения § учебная задача § рефлексия § действие контроля § действие оценки 12. Перед вами характеристика второклассника. Заполните пропуски, учитывая возрастные особенности. У мальчика преобладает … внимание. Память …, развивается в двух направлениях …… и осмысленности. С трудом запоминает … материал. Учебный материал воспринимает правильно, но не …. Преобладает … внимание. Мышление - …. В учёбе в первую очередь привлекает …. Оценивая себя и сверстников ориентируется на оценки…… 13. Сформулируйте рекомендации учителю по учёту возрастных психологических особенностей младших школьников, закончив предложения. § На уроках в начальной школе требуется частая смена заданий и упражнений, потому что… § Одним из ведущих принципов обучения младших школьников является принцип наглядности, что объясняется… § Запоминание у младших школьников преобладает механическое, поэтому учителю следует… § В начальной школе велик авторитет учителя, что можно использовать для… § Для школьника очень значима оценка учителя, которая должна применяться грамотно, то есть… § Восприятие младших школьников отличается слабой целенаправленностью, имеет поверхностный характер, поэтому учителю следует на уроке… § На уроках в начальной школе следует чаще использовать игру как метод обучения, так как… § Дети часто не понимают переносного значения слов, выражений, смысла пословиц, так как… § При обучении обязательно опираться на наглядный материал, так как…
§ Нельзя одновременно демонстрировать более двух картин, иллюстраций и давать задания, делать уточнения во время выполнения детьми начальных классов какой-то работы, потому что…
& Список литературы: Основной ‑ рекомендуемые учебники: 1. Кулагина, И. Ю. Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие. – М.: Сфера; Юрайт, 2005. – 464 с. 2. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. для студ. – М.: Академия, 2002 - 456 с.
Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 6857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |