Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Транспортный комплекс в мировой экономике XXI века




Бурный экономический рост мировой экономики в ХХ в., интеграционные процессы, многие геополитические причины способствовали мощному прогрессу на транспорте, быстрому увеличению грузопотоков.

Транспорт – это совокупность путей сообщения и подвижных перевозных средств, а также различных сооружений и устройств, создающих оптимальные условия для завершения производственных процессов по выработке различной продукции.

Транспорт выполняет инфраструктурную роль в мировой экономике в целом и в народном хозяйстве отдельных стран и регионов. Будучи материальной базой и инструментом товарообмена между отдельными регионами, транспорт одновременно выступает в качестве фактора, создающего и организующего единое мировое экономическое пространство, способствует дальнейшему развитию территориального развития труда и реализации сравнительных региональных преимуществ.

Актуально, в этой связи, дальнейшее совершенствование системы транспортирования, внедрение технологий перевозки грузов, адекватных процессам мобильности факторов производства в глобальной экономике.

На рубеже веков мировой транспорт демонстрировал небывалый прогресс как в количественном, так и в качественном отношении. Возникли целые транспортные отрасли, не существовавшие ранее, в частности, автомобильный, авиационный и далее – трубопроводный.

Качественные перемены в отрасли продолжаются и в текущем столетии, в частности, происходит постепенная подготовка к активным космическим перелётам с пассажирами и грузами, освоение Североморского пути.

Мощный толчок развитию транспорта дал процесс глобализации мировой экономики, который привёл к резкому расширению кооперационных связей в подавляющем большинстве отраслей.

Все пути сообщения и транспортные средства образуют мировую транспортную систему. Современная мировая транспортная система представляет собой взаимодополняющее сочетание различных видов транспорта: наземного (автомобильного и железнодорожного), водного (морского, речного), воздушного и трубопроводного.

По имеющимся оценкам, общая протяжённость мировой транспортной сети по видам путей сообщения в целом стабилизировалась. В настоящее время преобладают не столько количественные, сколько качественные связи транспортной сети, направленные на повышение скорости перевозок, увеличению грузоподъёмности транспортных средств.

В общем объёме грузооборота лидирует морской транспорт (~ 60 %), далее следует железнодорожный (~ 14 %), трубопроводный (~ 12 %), автомобильный (~ 12 %). В структуре пассажирооборота лидирует автомобильный транспорт (80 %), далее железнодорожный (10 %), третье – авиационному транспорту (9 %).[26]

Объём грузов, перевозимых морским транспортом растёт (1980 г. – 3,7 млрд т; 2000 г. – 5 и в 2005 г. более 6 млрд т).[27]

Одновременное с увеличением тоннажа перевозимых грузов возрастает и дальность перевозок, т.к. транспортировка грузов крупными партиями (особенно сырьевых) более выгодна.

В процессе развития мирового морского транспорта сформировался ряд специализированных направлений в судостроении (танкеры, рефрижераторы и др.). Так, удельный вес танкеров в середине ХХ в. составляет около 24 % мирового тоннажа, а в настоящее время – около 40 %. Кроме того, появились специализированные танкеры по перевозке химических и других веществ, в частности, сжиженного природного газа (СПГ). В связи с ростом морских перевозок топливно-сырьевых товаров (нефть, уголь, руды, минеральные удобрения, зерновые и др.) стали строиться крупнотоннажные суда (сухогрузные, наливные и др.) а в дальнейшем балкеры и танкеры грузоподъёмностью в несколько сот тысяч тонн.

В перевозке сухогрузов настоящую революцию «совершили» контейнерные перевозки.

Контейнерные перевозки – современный, наиболее экономичный вид транспортировки грузов, используемый как во внутреннем, так и международном сообщении. Ежегодный объём перевозимых морем грузов в контейнерах ежегодно растёт (8 – 10 % в год) и более половины всех контейнеро-пригодных грузов перевозится в контейнерах.

Контейнеризация способствовала быстрой и дешёвой транспортировке промышленных товаров, позволила перейти к прямым перевозкам грузов с использованием в одном («смешанном») процессе перевозок наряду с морским и других видов транспорта (железнодорожный, автомобильный, речной). Доля контейнеровозов в мировом торговом флоте более 10 % и возрастает опережающими темпами.

Значительный прирост тоннажа контейнеровозов отражает увеличение доли готовых изделий в морских перевозках, которые, как правило, транспортируются в контейнерах. Для снижения удельных издержек в последнее время расширяется строительство больших судов-контейнеровозов.

Что касается железнодорожного транспорта, то он, как главный наземный вид, доминировал до половины ХХ в. Далее положение стало меняться, темпы роста железнодорожного транспорта постепенно стали снижаться. По имеющимся оценкам, протяжённость железных дорог в мире к настоящему времени остановилось на уровне 900 тыс. км (данные по 67 странам Европы, Азии и Америки). Однако и здесь всё время происходит техническое совершенствование железных дорог, путевого хозяйства, подвижного состава и т.д. Качественные показатели работы железнодорожного транспорта улучшались: возрастала пропускная способность, скорости движения, обеспечивалась лучшая сохранность грузов, быстрота их доставки, возможность слежения за продвижением партий товаров, в особенности перевозимых в контейнерах и других наиболее современных транспортных ёмкостях. На железнодорожном транспорте широко стали использоваться автоматические системы управления, новейшая компьютерная техника. Появились скоростные линии, «транспортные коридоры».

Снижение позиций мирового железнодорожного транспорта произошёл в пользу автомобильного транспорта, который со второй половины ХХ в. принял на себя основные перевозки грузов и пассажиров на короткие и средние расстояния, в то время как авиация стала обслуживать большую часть транспортировки пассажиров, ценных грузов и срочной почты на дальние расстояния, что объясняется в основном экономическими причинами.

В условиях чрезвычайно быстрого хозяйственного развития, которое сопровождалось переменами в географии, объёмах и структуре грузо- и пассажиропотоков, автомобильный транспорт смог предложить более адекватные условия (по доступности до потребителей, сроков доставки «от двери до двери» и др.). Важно учитывать и то сдерживающее обстоятельство в развитии железнодорожного фактора, которое связано с обширным обеспечение железных дорог, их жёстким и постоянно зафиксированным положением на определённых (в основном магистральных) направлениях, что ограничивает возможности в их изменениях. Однако, с начала XXI в. железные дороги стали обретать своё «второе дыхание» в совместных транспортных структурах, кооперируя свою работу с автомобильным и другими видами транспорта (так называемое интермодальное сообщение).

В текущем столетии приоритетным направлением мировой транспортной системы является формирование международных транспортных коридоров. И в этом направлении открываются благоприятные возможности для России.

Россия, занимая выгодное геополитическое положение между странами Западной Европы и АТР, является транспортным коридором между Европой и Азией. Расширение международного транспортного транзита через российскую территорию по транспортным коридорам обеспечит поступление дополнительных доходов. Международные транспортные коридоры пересекают регионы РФ с богатейшими месторождениями полезных ископаемых, перспективными для освоения. Благодаря их формированию Россия должна вновь стать одной из ведущих транспортных держав мира посредством увеличения грузопотоков с Запада на Восток и с Севера на Юг (и обратно) через российскую территорию и порты РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1156; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.