Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблемы бытия, сущности и существования. Реализм и номинализм




Основные этапы развития философии Средневековья.

IV. ФИЛОСОФИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ

ТЕСТ 3

ВОПРОСЫ

1. Сравните мифологию и философию как формы мышления.

2. В чем особенность античной натурфилософии?

3. Кто является основоположником атомистической философии?

4. Чем отличается древний атомизм от современного?

5. Почему философия Сократа может быть определена как этический идеализм?

6. В чем заключается рационализм этической концепции Сократа?

7. Раскройте суть учения Платона.

8. В чем суть теории припоминания Платона?

9. Почему учение о государстве Платона называют утопией?

10. Изложите основные положения метафизики Аристотеля.

11. Каков вклад Аристотеля в развитие науки?

12. Что такое диалектика в понимании античных философов.

 

1. Кто считается основоположником философии?

 Аристотель

 Пифагор

 Сократ

 Платон

 Фалес

2. Кто является автором атомистической концепции?

 Анаксимандр

 Пифагор

 Демокрит

 Эпикур

3. Кто из философов утверждал, что числа правят миром?

 Пифагор

 Сенека

 Фалес

 Гераклит

 Диоген

4. Кто из философов утверждал, что единственным объектом философского анализа должен быть человек?

 Пифагор

 Гераклит

 Сократ

 Демокрит

 Аристотель.

 

5. Кто является основоположником объективного идеализма?

 Анаксимен

 Платон

 Аристотель

 Демокрит

 Фалес

6. Кому принадлежат слова: «Человек – это общественное животное, наделенное разумом»?

 Гераклиту

 Сократу

 Демокриту

 Платону

 Аристотелю

7. Кто утверждал, что «все течет, все изменяется» и «в одну и ту же реку нельзя войти дважды»?

 Гераклит

 Демокрит

 Пифагор

 Протагор

 Анаксимандр

8. Кто утверждал, что добродетель и знание добродетели – одно и то же?

 Демокрит

 Платон

 Сократ

 Аристотель

 Пифагор

9. Из каких слоев, по мнению Платона, состоит общество?

 рабы, воины, философы

 рабы, торговцы, воины

 рабы, ремесленники, философы

 ремесленники, воины, философы

 ремесленники, торговцы, философы

10. Кого из философов античности можно назвать основоположником формальной логики?

 Аристотеля

 Фалеса

 Гераклита

 Пифагора

 Демокрита

1. Средневековая философия Европы: исторические условия и общая характеристика.

4. Учения Августина и Фомы Аквинского о природе и человеке.

1. Средневековая философия Европы: исторические условия и общая характеристика.

 

Средневековье занимает длительный период от распада Римской империи (V в.) до эпохи Возрождения (XV в.). Этот период характеризуется формированием европейских государств после падения Римской империи, становлением и утверждением феодализма. В духовной жизни происходят существенные изменения – утверждается новая культура, новая вера, основанная на религии единобожия (христианство, ислам), новая философия.

В это время основу жизни составляют не накопление материальных богатств и плотских радостей, а вера и служение Богу. Вся культура Европы средних веков – это христианская культура. Отсюда начинается подлинно европейское искусство и литература, берет свои истоки наука.

В основе средневекового мировоззрения лежат идеи творения, откровения и спасения.

Идея творения исходит из того, что все сотворено Богом. Отсюда естественно следует вопрос о сущности мира и человека.

Согласно идее откровения, Бог, как первооснова всего существующего, не может быть познан самостоятельными усилиями человека. Однако сам Бог открывает о себе человеку то, что ему нужно знать. Это было сделано через явление людям Божьего сына Иисуса Христа, и сказанное им о Боге запечатлено в Евангелии. Впоследствии же Бог открывался и открывается праведникам – людям, достигшим при жизни состояния святости. Таким образом, идея откровения связана с познанием.

Идея спасения – это спасение души для вечной жизни. Согласно христианству, небытия нет. Если Бог вечен, то вечно и бытие. Поэтому после краткого пребывания в этой жизни душу человека ожидает либо последующая вечная жизнь, либо вечные страдания. Спасутся же лишь души людей, которые вели в этом мире праведную жизнь. Как видно, идея спасения выходит на нравственно-этическую проблематику.

В связи с этим понятно, что философия в средние века была связана с учением о Боге – теологией (греческое: теос – Бог, логос – учение), с религией. Всю свою интеллектуальную силу философия использовала для подтверждения и пояснения догматов религии.

Поэтому особенностями средневековой философии являлись, во-первых, теоцентричность (в центре всех проблем философии – Бог), во-вторых, разработка с точки зрения христианства учения о человеке, в-третьих, умозрительный характер философских учений.

Тем не менее, отношения теологии и философии были сложными. Одни философы (Ансельм Кентерберийский) считали, что истины, которые противоречат авторитету священного писания, должны быть отвергнуты. Другие (П. Абеляр) пытались рационально обосновать христианство и требовали сначала исследовать религиозные истины с помощью разума для того, чтобы сделать вывод о том, что они заслуживают веры.

При всей противоречивости средневековой философии она внесла свой вклад в развитие теоретической мысли: разрабатывала логику и диалектику мышления, проблему соотношения эмпирического, рационального и интуитивного знания, проблему духовного мира человека, его свободы, индивидуальности, сознания, самосознания, психологии. Именно в средние века возникли силы, ставшие источником возрождения науки и культуры. «Заданное христианскими ценностями двойственное отношение к мирской жизни, отвергаемой ради спасения души, устремленной к Богу, но нуждающейся в упорядочении и усовершенствовании ради любви к ближнему, также необходимой для спасения души, было важной составляющей духовного климата средневековья, когда начинается и набирает силу технико-экономическое развитие в Европе» (В.П. Гайденко, Г.А. Смирнов. Западноевропейская наука в средние века.- М.: Наука, 1989. С. 52).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1041; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.