Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нравственные ценности и их роль в человеческой жизни




Религиозные ценности. Роль религии в современном мире.

Эстетические ценности в духовном мире современного человека.

Нравственные ценности и их роль в человеческой жизни.

XVII. ЧЕЛОВЕК В МИРЕ ДУХОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

ТЕСТ 16.

ВОПРОСЫ

 

1. От чего зависит смысл жизни человека?

2. Какие концепции смысла жизни были разработаны в античной философии? Каково их содержание и сохранили ли они свое значение для современного человека?

3. В чем видели смысл жизни философы средневековья?

4. В чем видели предназначение человека русские религиозные философы В. Соловьев и Н. Бердяев?

5. Как соотносятся сущность и существование в философии экзистенциализма?

6. Раскройте взаимосвязь проблемы смерти и мировоззренческих оснований культуры.

7. Смысл человеческого существования предзадан или вносится самим человеком?

 

 

1. Что определяет смысл жизни человека?

 цели

 ценности

 сущность

 мировоззрение

 все факторы

2. В чём заключается смысл жизни человека с точки зрения конфуцианства?

 в содействии победе добра над злом

 в слиянии с духовной сущностью космической организации

 в нравственном совершенствовании на основе этики долга

 в следовании естественному порядку – дао

3. Что означает стоический идеал жизни?

 жить приятно и разумно

 отрешенность от земных привязанностей и страстей

 подчиненность общественному долгу

 подчиняясь судьбе, сохранять внутреннюю свободу

4. В философии какого мыслителя западноевропейской школы идея смысла жизни как реализации долга нашла свое наиболее полное воплощение?

 И. Канта

 стоицизма

 Сократа

 Гегеля

5. С чем в русской религиозной философии связывалась проблема смысла жизни?

 с проблемой общественных преобразований

 с интеллектуальны развитием человека

 с проблемами нравственного развития человека

 с космической природой человека

6. Кто является основоположником современной философской антропологии?

 Н. Бердяев

 М. Шелер

 М. Хайдеггер

 Х. Ортега-и-Гассет

7. Кому принадлежит мысль, что «…Сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду, в своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений»?

 Гегелю

 К. Марксу

 Ницше

 В.И. Ленину

8. В какую эпоху смерть начинает восприниматься как личная трагедия?

 в средние века

 в Новое время

 в античности

 в эпоху Возрождения

 

 

 

 

 

Трем сферам внутреннего мира человека - разуму, чувствам и воле – соответствуют три способа освоения мира: научно-теоретический, чувственно-эстетический, ценностно-ориентирующий. Научно-теоретическое познание дает человеку объективное знание о мире. Оно развивается в противоположности истины и заблуждения. Эстетическое освоение действительности осуществляется в образной, конкретно-чувственной форме в рамках противоположности прекрасного и безобразного. Ценностно-ориентирующее освоение действительности связано с отношением человека к другим людям, к самому себе и к природе и основано на представлениях о добре и зле. Такие ценности составляют содержание нравственных отношений между людьми.

Знаний самих по себе недостаточно для ориентации человека в мире, поскольку знания могут служить и добру, и злу, прогрессу и регрессу, возвышению человека и его уничтожению, объединению и разобщению людей. Только система нравственных ценностей ориентирует человека в жизни, направляя его поступки и действия, определяя смысл его жизни.

Ценности не являются объективным свойством предметов. Они являются результатом субъектно-объектных отношений и зависят от потребностей, желаний, интересов, целей человека. К ценностям можно отнести все, что значимо для человека и что способно удовлетворить какую-либо его потребность. Ценности различают по видам: материальные, духовные, религиозные, научные, нравственные, эстетические. По содержанию: наслаждение, польза, власть, красота, счастье. По знаку ценности подразделяются на положительные и отрицательные: наслаждение – страдание, польза – вред, слава – позор. Ценности подразделяются также на низшие и высшие. Одни ценности обеспечивают материальное благополучие, другие – социальный престиж, третьи – удовлетворение биологических потребностей. Над всеми ними возвышаются нравственные ценности. Человек свободен в выборе своих целей и может взять в качестве ориентиров любые ценности. Однако только ориентация на положительные нравственные ценности способствует совершенствованию личности, раскрытию его духовной и социальной сущности, достижению подлинного счастья. Только мораль способствует утверждению в обществе человеческих отношений, основанных на идеалах добра и справедливости.

Мораль – это форма общественного сознания, регулирующая взаимоотношения людей на основе представлений о добре и зле. Мораль является духовно-практическим способом освоения действительности, который связан с осознанием человеком самого себя, своего места в мире, своей сущности и предназначения. Это такой способ регулирования поведения человека, который осуществляется через выработку духовных ценностей: понятий добра и зла, долга, справедливости, стремления к целям, составляющим смысл человеческого существования. Мораль фактически задает цели всей духовной культуры, формулирует критерии ее оценки. Мораль является ценностно-смысловым ядром культуры, без нее культура лишается своего гуманистического содержания.

В центре морали стоит соотношение должного и сущего. Реальная жизнь человека полна противоречий и несовершенства. Человек по определению является незавершенным, постоянно развивающимся существом. Стремление к совершенству, к реализации своей духовной и социальной сущности в неком идеале – отличительная особенность человека. Человек живет в обществе и только в обществе становится личностью и может самореализоваться. Общественные отношения на всех этапах исторического развития никогда не были идеальными, но мечта о совершенном обществе никогда не покидала людей. Нравственные ценности в своей совокупности образуют идеальную модель такого общества. Только в обществе, основанном на идеалах Добра, Справедливости, Любви, Уважения, Взаимопонимания, человек может быть по-настоящему счастлив.

Своим содержанием моральное сознание дает представление о том, какой действительность должна быть. Мораль как бы задает впереди субъекта линию горизонта, символизирующую более совершенное и лучшее будущее. Моральное сознание не только провозглашает идеал, но и включает момент долженствования. Она оценивает и повелевает. Свойство морали требовать определенного поведения называется императивностью. Замкнутость морали на идеал, совершенство выражается в том, что моральные поступки не объясняются из закона причинности и принципа полезности. Моральные поступки бескорыстны, они совершаются без расчета на получение выгоды, пользы, вознаграждения. Ничто не может оправдать предательства друга, измену Родине, потому что и дружба, и любовь к Родине ценны сами по себе, они бескорыстны. Мораль есть та область героического и бескорыстного в человеке, которая не выводится из обстоятельств и не сводится к ним, а имеет автономный, т.е. самозаконодательный характер. Моральное сознание призвано осознавать и выражать не интересы отдельных социальных групп, коллективов, а некие абсолютные потребности общеисторического развития и интересы человека вообще независимо от групповых, социальных, национальных, расовых и других различий. В силу этого мораль предписывает в каждом человеке видеть, прежде всего, человека, относиться к нему как к цели, а не как к средству.

Важнейшим условием нравственной регуляции является свобода, возможность нравственного самоопределения. Свобода – это возможность выбора, возможность реализовать свою волю. Там, где человек лишен возможности выбора, где он не может повлиять на ход событий, он не может нести ответственность за происходящее. Что касается личных поступков и действий человека, то они зависят от его воли, над которой никто не властен, кроме его самого. Воля - – важнейшая характеристика человека. Если человек с сильной волей не захочет что-либо сделать, то никакая внешняя сила, даже угроза смерти, не заставит человека подчиниться. В данном случае человек всегда одерживает моральную победу. Свобода невозможна без ответственности. Она характеризует способность человека соизмерять свои действия с требованиями морали, долга, устанавливает меру должного и сущего, мотива и поступков. Свободный выбор может быть только тогда, когда у свободной воли есть ориентиры: идеалы, ценности, цели.

Идеал – это наиболее общее, универсальное, абсолютное (т.е. не зависящее от обстоятельств) нравственное представление о благом и должном. Идеал занимает ключевое место в структуре морального сознания.

В широком смысле слова добро и зло означают положительные и отрицательные ценности вообще. К добру относится все, что связано с жизнью, процветанием, полнотой бытия, что позволяет человеку и обществу жить, развиваться, благоденствовать, достигать гармонии и совершенства. Важно различать добро в относительном и абсолютном смысле. Доброе, в одном случае, - это ценное ради чего-то другого и связанное, как правило, с пользой. В другом - добро ценно само по себе и не служит средством ради иной цели. Добро во втором значении морально. Оно выражает положительное значение в отношении к идеалу. Основной формой морального требования является моральная норма. Она включает императивные и ценностные моменты, имеет всеобщий характер, апеллирует к автономному нравственному субъекту. Моральные нормы налагают запрет на совершение зла и предписывают делать добро. Но что такое добро и зло, в каждом конкретном случае человек определяет сам. Переход нравственной нормы во внутреннюю установку, в собственное внутреннее воление называется долгом.

Важнейшим внутренним механизмом нравственной регуляции является совесть. Она есть форма самоконтроля над выполнением индивидом нравственного долга, показатель меры нравственной ответственности человека.

Особенно остро проблема морали в общественной жизни встала в наше время, когда стало очевидным, что самые выдающиеся достижения технического прогресса оборачиваются катастрофическими последствиями для человека, если не происходит соответствующего развития нравственного сознания. Мораль всегда выражала глубочайшее устремление человечества в его духовном развитии, открывала перспективы совершенствования человека и общества, придавала жизни достоинство и смысл.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1579; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.