Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социально-культурные последствия информатизации




 

Информатизация в первую очередь оказывает влияние на научно-техническую и экономическую сферы жизни общества. Уже сейчас в развитых странах происходят существенные перемены в экономике. Производственные процессы все более автоматизируются и компьютеризируются, возрастает эффективность самого производства, производительность труда. Информатизация обеспечивает ускорение темпов внедрения достижений науки в производство. Индустрия переориентируется на создание более оптимальных технологических циклов, принципиально новых видов производств. Производство становится все менее материало- и энергоемким, и соответственно более «экологичным». Падает общая доля неквалифицированного, ручного труда в промышленности.

Серьезно изменяется и структура общественного производства. Информационная сфера, постоянно увеличиваясь, требует притока в нее большого числа специалистов и средств, и этот приток обеспечивается за счет уменьшения занятости и капиталовложений в сферу производства.

Перестраивается и сама система управления как производственными, экономическими, так и другими общественными процессами. Система информационного обеспечения позволяет быстро и качественно получить и обработать данные по любому вопросу общественной жизни, что даст возможность оперативно разрешать многие проблемы, встающие перед человеком. Передача информации через компьютеры сокращает время необходимое для связи в системе управления. Обеспечивается двусторонний характер связи в системе «управляющий-исполнитель», качество и своевременность команд, рекомендаций.

Информатизация стала одной из наиболее важных основ такой отрасли управления как текущее и стратегическое плакирование. Научно-технические, социально-экономические планы, программы, прогнозы разрабатываются на базе информационных данных и компьютерных систем анализа.

Средства связи, электронно-вычислительные машины, персональные компьютеры прочно вошли в жизнь и быт жителей развитых стран, влияя на изменении социально-политических реалий в обществе. Так с одной стороны, стало легче выявлять и изучать протекающие социально-политические процессы, прогнозировать их развитие, чтобы управлять ими. С другой стороны, граждане получили возможность очень быстро получать любую информацию, в том числе о событиях, происходящих в любой точке планеты, дать оценку предвыборным программам различных партий, их кандидатов, решениям правительства, чтобы в дальнейшем опять-таки при помощи средств информации повлиять на ход событий. Программирование подобных перспектив информатизации позволило даже говорить об этапе «информационной» или «компьютерной» демократии, в который вступают развитые страны.

Изменяется и привычный уклад человеческой деятельности в научной и духовной сферах. Разработка компьютеров колоссально обогатила возможности экспериментального познания и теоретического анализа. Компьютеры повышают «разрешающую силу» человеческого мозга и все в большей степени становятся участниками научного поиска.

Благодаря компьютерам происходит совершенствование самих способов и форм теоретического воспроизведения действительности, языка научного описания, все более приспособляемого для отображения внутренней структуры и динамики развития различных явлений и объектов окружающего нас мира. Применение компьютеров стало мощным фактором развития таких фундаментальных исследований, как познание материи вглубь, развитие геофизики, проникновение в глубины Мирового океана и космоса. Массовая компьютеризация не только оптимизирует и ускоряет процессы обучения в обществе, но и предъявляет постоянно растущие требования к специалистам, ученым, ко всем слоям населения. В этой связи овладение компьютерной грамотностью во многих странах начинается с детства, с дошкольных учреждений.

Компьютеры привлекаются и к процессу сугубо творческой, духовной деятельности в искусстве. Они активно используются при написании художественных произведений в прозе и поэзии, при разработке архитектурных ансамблей. Даже игровая деятельность все в большей степени строится на основе компьютера. Компьютерные игры, различного рода развлекательные программы вошли в досуг не только детей, но и взрослых.

Вместе с тем нельзя не отметить противоречивого характера последствий информационной революции.

– Несмотря на возникшую компьютерную эйфорию, веру в то, что информационная технология может решить все проблемы в обществе, не следует возлагать на информатизацию чрезмерные ожидания. Заблуждение в этой области чревато "информационной технократизацией" общественного развития, пренебрежением к роли человеческого, духовного фактора, нивелированием личности до уровня одной из "информационных систем" в общем механизме «информационной индустрии».

– Не менее сложна проблема социально-политической направленности использования информатизации в обществе. Все зависит от того, в чьих целях будет использоваться индустрия информации. Правящие, заинтересованные круги могут манипулировать ею в своих интересах, чтобы воздействовать на сознание и общественное мнение людей. Тогда вместо ожидаемого общества «информационной демократии» установится режим «информационной диктатуры» или «информационной олигархии», иначе говоря, система дезинформации наделения.

– Общение с компьютером намного проще, чем общение с другими людьми. «Уход» в мир компьютеров, вживание в роль демиурга, главного действующего лица может привести к упрощенному восприятию жизни. Следствие этого – отчуждение от реалий жизни, растерянность перед сложностью настоящей жизни.

– Острые проблемы встают и в результате использования компьютеров в процессе обучения. Если ученик знает своего учителя, то при передаче знаний компьютером, помещении их в, своего рода, экспертные программы, знания обезличиваются. Следствием этого может быть:

– снижение творческой активности специалистов, производящих знания;

– снижение познавательной активности учащихся при овладении специальностью, т.к. они будут надеяться, что упущенное знание можно компенсировать за счет подбора соответствующих экспертных программ;

– мощное наступление информатики на социальную сферу жизни человека вызывает социально-экологический дисбаланс. Уже сейчас изучается группа новых болезней под общим названием «информационные неврозы». Им наиболее подвержены специалисты в области информатики, планово-финансовые работники, управленческие работники, врачи, телефонисты, учителя и артисты;

– наконец, утверждение в сознании людей информационно-технической картины мира, «механизация» мышления человека грозят разрушением основ духовного мира индивида, т.е. обезличиванием общения.

Каковы же пути преодоления надвигающихся негативных последствий информатизации, пути ее гуманизации?

В первую очередь, это осознание места человека и места компьютера, информатики в развитии общества и последующее адекватное распределение их ролей. Основной движущей и преобразующей силой общественного развития остается человек - ему и решать эти проблемы. Компьютеры, информационная индустрия являются наиболее современными, но лишь "орудиями труда" человека, его подручными средствами. Надо, чтобы не человек приспосабливался к информационным системам, а информационные системы были приспособлены под язык и формы мышления, психологию и физиологию человека. Здесь нужно сотрудничество инженеров, психологов, обществоведов, лингвистов в проектировании новых видов и форм человеческой деятельности, предметом которой являются знания. Задача специалистов в области информатики, философов, обществоведов, психологов – найти путь преодоления разрыва между высокой степенью абстрагирования, присущей символическому языку компьютера и сложными проблемами бытия, которые необходимо оперативно решать.

Особо следует остановиться на проблеме предотвращения негативных последствий информатизации в социально-политической сфере. Так, политики, законодатели, юристы, ученые должны совместно разработать эффективную систему юридических, социально-политических заслонов на пути использования информации в качестве средства манипуляции общественным сознанием. Создание системы борьбы с общественной дезинформацией должно происходить на общем фоне демократизации страны, утверждения основ правового государства, где все в равной степени отвечают перед законом.

Стоящую перед современным обществом угрозу трансформации в технизированный информационный механизм, нивелирующий индивида, невозможно преодолеть без развития духовного потенциала личности и всего общества в целом. Это развитие особенно необходимо для возрождения нашей страны, оказавшейся на долгие годы отрезанной от своих духовных, культурно-исторических корней. Именно высокий уровень духовной культуры может помочь человечеству критически оценить социальную значимость результатов общественного, научно-технического прогресса, гуманизировать его, направить на сохранение и развитие «человеческого в человеке».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1006; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.