Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 5. Философия эпох Возрождения и Нового времени




Тема 4.Средневековая философия

Тема 3. Античная философия

 

Философия Древней Греции, культурно-исторические условия ее развития, влияние культуры Египта и Вавилона на раннюю философию Древней Греции. Космоцентричность и универсализм античной философии.

Философия физиса, формирование и способы решения проблемы первоначала мира: милетская школа, пифагорейцы, Гераклит, элеаты, атомисты. Формирование и развитие «бытия» как философского понятия.

Софисты и Сократ – переворот в ориентации философской проблематики: человек как центр философского мышления. Концепция этического рационализма Сократа как основание рационального понимания человеческой природы в истории философии.

Период высокой классики философии античности: Платон и Аристотель. «Мир идей» и «мир вещей» Платона как концептуализация исходного философски-научного дуализма мышления греко-европейской цивилизации. Природа познания, представление о Благе и идея идеального общества у Платона. Философская система Аристотеля, роль формальной бинарной логики Аристотеля как важнейшего инструмента мышления и деятельности человека в истории культуры.

Эллинистический период развития античной философии: неоплатоники, перипатетики, эпикурейцы, стоики, скептики, эклектики.

 

Теоцентризм, креационизм, трансцендентализм и сотериология как основные черты средневековой философии.

Этапы философии Средних веков: апологетика, патристика, схоластика (Тертуллиан; Августин Аврелий; Боэций; Абеляр, Альберт Великий). Человеческая индивидуальность в философии Августина Аврелия и Пьера Абеляра.

Классический этап философии: Фома Аквинский. Византийская мысль: Иоанн Дамаскин. Арабская философская мысль: Авиценна, Аверроэс. Средневековая мистика: Бонавентура, Майстер Экхарт. Влияние идей Библии, Корана и Талмуда на становление и развитие философии Средних веков.

Определяющие философские вопросы средневековья: вера и знание, философия; разум и воля, божественное предопределение и свобода, теодицея, душа и тело, сущность и существование, тварное и нетварное, вечное.

Спор об универсалиях: номинализм, концептуализм, реализм. Проблема доказательств бытия Божия, представление о высшем Благе как основа развития этический идей. Философия истории и эсхатология христианства в Средние века.

(ХVI – ХVIII вв.)

Основные характеристики философии эпохи Ренессанс: тенденция секуляризации философского мышления, антропоцентризм, пантеизм, натурфилософия, гуманизм. От неоплатонизма в познании к гуманистической познавательной методологии (От Николая Кузанского к Франческо Петрарке). Натурфилософия в познании: Л. да Винчи, Н. Коперник, Дж. Бруно, Г. Галилей. Индивидуальность человека в философии Эразма Роттердамского и Б. Телезио. Преодоление средневековой схоластики в пантеистической картине мира, концепция человека как микрокосма, «малого подобия большого космоса – макрокосма», жизнеутверждающее искусство эпохи Ренессанса. Реформация М.Лютера и Ж.Кальвина, контрреформация. Концепция “открытости” истории у Н.Маккиавелли. Утопии Т. Мора, Т. Кампанеллы как идеализированные выражения цели развития социально-общественной жизни человека.

Научная революция ХVII (ХVI – ХVIII) века. Формирование новой картины мира, ее взаимосвязь с естественнонаучным мировоззрением, механистическое представление о природе и космосе (Тихо Браге, Н.Коперник, Г.Галилей, И.Кеплер, И.Ньютон.) Ориентация на гносеологическую проблематику, проблема научного метода в философии Нового времени. Поиск достоверных оснований и методов познания. Эмпиризм (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк) и рационализм (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) в философии. Монизм, дуализм и плюрализм в онтологии. Сенсуализм и субъективный идеализм в познании, поддержание объективности как функция Абсолюта (Дж. Беркли, Д. Юм). Влияние иудаизма на формирование пантеистического монизма Б.Спинозы. Влияние идей Г.Лейбница и Д.Юма на философию И.Канта. Теории происхождения государства и естественного права. Философия эпохи Просвещения: идея “гражданского общества”, механицизм и детерминизм как основные черты новоевропейского мышления в основе концепции отсутствия целей в развитии природного мира и естественнонаучном познании (помимо установления объективной истины). Развитие идеи господства человека над природой.

Тема 6. Классический этап философии Нового времени и кризис классического философского мышления

Иммануил Кант - родоначальник немецкой классической философии; концепция критического идеализма, развитие философии от наукоучения к философии духа. Априоризм как способ обоснования объективной природы научного познания. Автономия нравственной сферы человека. Трансцендентальный идеализм последователей философии И. Канта. Субъективный идеализм И.Г. Фихте и объективный идеализм Ф.В. Шеллинга. Абсолютный идеализм Г. Гегеля. Система и метод гегелевской философии. Энциклопедия философских наук. Философия истории Гегеля. Антропологический материализм Л. Фейербаха, иррационализм и теизм Ф.Г. Якоби. К.Л. Рейнгольд - его содействие популярности кантовской философии. Ф.Д. Шлейермахер, теолог и проповедник. Культурно-исторические предпосылки философии герменевтики.

Фундаментальные вопросы немецкой классической философии: методологические границы познаваемости бытия и сознания, активность сознания, связь структуры сознания и форм и результатов познания, целостность и структурированность бытия, принципы развития, природа человека, абсолютный, универсальный и всеобщий характер принципов нравственности. Трансформации идеи тождества бытия и мышления.

Неклассическая философия середины ХIХ века как выражение кризиса традиционной формы философского мышления: С. Кьеркегор (экзистенциальные идеи), К. Маркс (экономические идеи), Ф. Ницше (философия жизни). Социокультурные основания плюрализма философских идей. Натурализм А. Шопенгауэра и О. Конта. Новые подходы к философствованию: неогегельянство, шелленгианство, марксизм, иррационализм, сциентизм.

Тема 7. Современная западная философия: от неклассического к постнеклассическому мышлению

Первый позитивизм О. Конта, Д.С. Милля и Г. Спенсера. Отрицание метафизики и эволюционизм. Второй позитивизм (махизм или эмпириокритицизм). Гносеологический кризис в физике. От эволюционизма к психологизму, Э. Мах. Конвенционализм А. Пуанкаре. Aналитическая философия Л.Витгенштейна и Б.Рассела. Неопозитивизм "Венского кружка" (Мориц Шлик, Курт Гедель, Рудольф Карнап, Нейрат Отто). От психологизма к логицизму.

Постпозитивизм. Логическая критика позитивизма К.Поппером и проблемы "теоретической нагруженности" эмпирических утверждений и неотделимости эксперимента от интерпретации. Неокантианство (направление в немецкой философии второй половины XIX — начала XX веков) и методология гуманитарных наук. Марбургская школа неокантианства Герман Коген, Пауль Наторп, Эрнст Кассирер. Баденская школа: Вильгельм Виндельбанд, Генрих Риккерт. Антифундаменталистские и некумулятивные модели развития науки; Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд. Укрупнение анализируемых в философии и методологии науки "единиц": от "высказываний" к теориям, системам теорий, "исследовательским программам", "парадигмам" и пр.

Антропология экзистенционализма (от сущности к существованию). Проблема "свободы воли" у С. Кьеркегора. Немецкий экзистенционализм (К. Ясперс, М. Хайдеггер). Проблемы свободы воли, теодицеи и атеизма во французском экзистенционализме (А. Камю, Ж.-П. Сартр, Персонализм. Диалогический: М. Бубер, М. Недонсе́ль, Н. А. Бердяев, М.М. Бахтин, В.С. Библер. Этический персонализм М. Шелера. “Критический персонализм” У. Штерна и “Теологическая этика” Х. Тиллике. Концепция ноосферы. Тейя́р де Шарде́н, теория ноосферы. Вернадский В.И. Джеймс Лавлок; гипотеза Геи. Массовая культура ХХ в. и Х. Ортега-и-Гассет.

Философия жизни. От бытия к воле и жизни: (Шопенгауэр, Ф. Ницше, А. Бергсон).

Философия культуры (цивилизации): Н.Я́. Даниле́вский как русский социолог, культуролог, публицист и естествоиспытатель; геополитик, один из основателей цивилизационного подхода к истории, идеолог панславизма. О. Шпенглер: «морфология всемирной истории»: своеобразие мировых культур (или «духовных эпох»).

Философская антропология. Макс Шелер и Арнольд Гелен, Хельмут Плеснер. Психоанализ З. Фрейда. Психология бессознательного К.Г. Юнг Психофизическая проблема в ХХ в. и кризис разума Нового времени. Иррационализм и мистика в ХХ в. Феноменология Э. Гуссерля. Герменевтика как метод познания культурно-исторических явлений у В. Дильтея. Критика герменевтического психологизма М. Шелером.

Фундаментальная онтология М. Хайдеггера. Учение о языке как "доме бытия". Философская герменевтика Х.Г. Гадамера. Неогегельянство.

Марксизм в XIX и XX вв. Философское, политическое и экономическое учение и движение, основанное Карлом Марксом. Люсьен Сэв и Луи Альтюссер (XX в.)

Структурализм: структурная антропология К. Леви-Стросса, Роман Якобсон (лингвистика), Ролан Барт, Мишель Фуко, Жак Лакан (психоанализ), Жан Пиаже (психология).

Постиндустриальное общество, постструктурализм и постмодернизм. Ж.Ф. Лиотар о "Ситуации постмодерна" и ее особенностях. "Археология знания" М. Фуко. Понятие об эпистеме; культура как знаковая система, "генеалогия власти" и поиск техники "заботы о себе". Деконструктивизм Ж. Дерриды, критика им "бинарных оппозиций", "онто-тео-телео-фалло-фоно-логоцентризма". Ж. Деррида как постмодернист. Американская философия и культура: прагматизм (Ч. Пирс, У. Джэймс, Дж. Дьюи, А. Уайтхед).

Романтически-мистическая философия трансцендентализма Р. Эмерсона и "абсолютный волюнтаризм" Дж. Ройса. Радикальный конструктивизм (эпистемология). Предпосылки: общая семантика Альфреда Кожибски, концепция аутопоэзиса Умберто Матураны и Франсиско Варелы, кибернетическая эпистемология Гр. Бейтсона. Основные представители: Эрнст фон Глазерсфельд, Пауль Вацлавик, Герхард Рот и Хайнц фон Фёрстер. Философия сознания (современная) — Дэниел Клемент Деннет, Джон Сёрль — развитие теории речевых актов, философия искусственного интеллекта. Дональд Герберт Дэвидсон — философия сознания и философия языка.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 526; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.