Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие, функции и виды цен




 

Цена – денежное выражение стоимости товара.

Тариф – денежное выражение стоимости выполненных работ или оказанных услуг.

 

Цены выполняют следующие функции:

· уравновешивающая;

· распределительная;

· стимулирующая;

· учетно-измерительная;

· информационная;

· размещения производства.

Уравновешивающая (балансирующая) функция заключается в формировании важнейших пропорций в экономике, в первую очередь, между спросом и предложением.

Распределительная функция цен состоит в распределении создаваемых национального дохода и валового внутреннего продукта между предприятиями, отраслями, регионами путем товарообмена.

Стимулирующая функция означает, что посредством системы цен реализуются экономические интересы всех участников процесса воспроизводства и общества в целом. Через цены стимулируется увеличение объема производства, улучшение качественных параметров товаров, обновление ассортимента, эффективное использование транспортных средств и т.д.

Учетно-измерительная функция определяется сущностью цены как денежного выражения стоимости. При помощи цен исчисляется большинство стоимостных показателей, используемых при оценке результатов деятельности отдельных трудовых коллективов, отраслей, регионов, государства в целом. Планирование и государственное регулирование производства, оперативный, бухгалтерский и статистический учет базируется именно на стоимостных показателях.

Информационная функция состоит в том, что цена доводит до всех участников экономики сведения о конъюнктуре рынка, ориентирующие их действия.

В настоящее время в странах с переходной экономикой возрастает значение функции цены как средства более рационального размещения производства. С помощью цен происходит перелив капитала в те сектора экономики, где имеется высокая норма прибыли, что осуществляется под действием конкуренции и движения спроса. Однако в условиях переходной экономики при монополизме многих производителей, слабой конкуренции, наличии инфляции масштабы перелива капитала невелики. Более развита торгово-посредническая деятельность, где быстрее оборот капитала и выше норма прибыли.

Важнейшим признаком классификации цен является их подразделение в зависимости от стадии товародвижения, на которой они формируются:

- отпускная – цена, применяемая в расчетах между предприятием-изготовителем продукции и другими предприятиями-покупателями за исключением населения;

- оптовая – цена, применяемая при продаже продукции предприятием-посредником или снабженческо-сбытовой организацией другим предприятиям-покупателям с учетом всех рыночных факторов.

- розничная – цена, по которой товар приобретается населением у розничных торговых предприятий любых форм собственности, на рынках. Является ценой конечного потребления.

В зависимости от государственного воздействия и регулирования:

- фиксированныецены – цены, устанавливаемые на определенном уровне, изменять который предприятия не имеют право;

- регулируемые цены – цены, на которые соответствующими органами управления устанавливается максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятия не имеют права;

- свободные (рыночные) цены – цены, устанавливаемые производителями продукции и услуг на основе спроса и предложения в соответствии с конъюнктурой рынка.

В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли различают:

- оптово-отпускные цены на промышленную продукцию;

- закупочные цены – цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою продукцию государству, фирмам, промышленным предприятиям или сбытовым организациям;

- сметные цены в строительстве – цены, по которым оплачивается продукция строительства (здания, сооружения);

- тарифы на различные производственные (транспортные, ремонтные услуги, услуги связи) и непроизводственные (медицина, образование, туризм) услуги – это особые виды розничных цен




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.