Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Форма обучения




 

Специалисты, работающие со спортсменами от новичка до мастера высокого класса (а таких в нашей стране много) хорошо знают, что усвоение техники учениками происходит не сразу и не вдруг. Этот процесс можно сравнить с губкой, впитывающей в себя воду — маленькая губка может впитать только определенное количество воды, и чем больше губка по размеру, тем больше воды она способна впитать. Нельзя в десять лет стремиться довести до совершенства бросок через спину, в одиннадцать до такого же уровня переднюю подножку, в двенадцать — зацеп и т. д. Тренер должен давать ученикам определенный объем движений, отводя на их усвоение нужное количество времени, а через некоторое время возвращаться к уже пройденному, но на более высоком уровне обучения, где включаются новые формы, детализируются понятия, усложняются задания и т. д. Такой метод обучения можно назвать спиральным. Тренер не стремится довести степень овладения движением до устойчивого навыка на первом этапе освоения, он понимает, что через объем всевозможных движений он возвратится к этому движению с определенным двигательным багажом и освоить его уже легче, чем на первом витке спирали. Такой процесс овладения техникой дзюдо создает «слоеный пирог» технического мастерства, где каждый слой имеет свое место и смысл, хотя на поверхности лежит украшение из крема. Те, кто знаком с дзюдо поверхностно, уже на начальном этапе в обучении используют некоторые формы тренировок и задания, взятые из тренировок мастеров высокого класса, что равносильно укладке крема на несуществующий пирог.

Из практики можно с уверенностью утверждать, что каждый «слой пирога» (технический уровень подготовки) строго связан с возрастом, уровнем мышления, состоянием костно-мышечного аппарата, нервной системой. Это как бы основа прослоек, на которых держится способность усваивать всевозможные движения.

Обучая ученика одиннадцати лет, тренер должен уметь видеть любое действие его глазами, но и представлять процесс освоения этого действия в естественной ступенчатой перспективе. Тренер понимает, что на данном этапе естественно то, что его ученик не способен освоить материал до уровня мастера высокого класса, поэтому ограничивается только нужным объемом и временем в обучении. А через некоторое время он возвратится к этому материалу уже как бы на новом витке спирали.

В связи с тем, что в группах даже одного возраста бывают ребята разных «сроков созревания», естественно и движения они усваивают по-разному. В таких случаях обучение должно вестись с учетом их индивидуальных возрастных особенностей.

В связи с тем, что не существует такого прибора, который мог бы подсказать сколько и когда изучать то или иное движение, поэтому даже зная методику, последовательность обучения, зная как обучать, чему обучать, тренер должен понимать и чувствовать, в каком объеме дать и когда переходить к следующему материалу. Видеть, что вот это отложилось в учениках и больше из этого они пока не усвоят.

Для более полного образного представления уровней технической подготовки, которые нельзя определить перечнем приемов, четким часовым объемом работы, количеством подворотов и бросков, ниже приводится пример показателей ступенчатой характеристики уровня технического мастерства в дзюдо:

1. Ступень начального овладения отдельными деталями, частями, операциями и наконец приемом в целом.

2. Прием в движении, с четким пониманием и ощущением момента для броска,

3. В движении в обе стороны.

4. Из разных захватов.

5. Несколько приемов в разные стороны и в разных направлениях доведенные до четвертого уровня.

6. Выполнение приемов с подготовкой.

7. С подготовкой и переход от приема к приему в виде простого комбинирования.

8. Выполнение приемов с длительной подготовкой.

9. Расширение характера простых подготовок.

10. Приемы после обманных движений, двойных подготовок, комбинаций.

11. Владеет техникой захватов, имеет свою схему захвата, применяет варианты захватов против конкретных вариантов соперника.

12. Определяется индивидуальная техническая схема.

13. Связывает изучение объема техники с техникой захвата.

14. Иногда выполняет броски в рандори.

15. Расширяет возможности индивидуальной технической схемы через изучение неклассической техники.

16. Появляется коронка в борьбе лежа.

17. Выполняет беспрерывную атаку.

18. Способен выполнить двойную атаку в одну и разные стороны.

19. Выполняет встречную атаку.

20. Проводит ответную атаку.

21. Контрит.

22. Преследует в борьбе лежа.

23. Свободно переигрывает соперника в захватах — опережает. 24. Начинает выполнять броски в схватках соревновательного характера, уверенно защищается в партере, имеет точное представление и свою схему борьбы лежа из различных положений.

25. В тренировках сознательно моделирует соперников, способен дать анализ его технического мастерства.

26. Может в борьбе выполнить сложную комбинацию.

27. Имеет запасной надежный вариант стоя и лежа, которым в соревновательной схватке может заработать преимущество хотя бы в Кока (появляется психологическая уверенность в исходе схватки).

28. Хорошо понимает стремления соперника в схватке, тактически правильно пользуется своим техническим мастерством в достижении победы. Случайных проигрышей не допускает, может проиграть только сильнейшему.

И так далее, расширяя и повышая степень владения техникой, двигаясь по спирали.

Приведенный пример ступеней технического мастерства нельзя брать за строгую последовательность и конкретный перечень, эта как бы характеристика степени овладения техникой, уровни технической подготовки. Часто бывает, что борец владеет некоторыми уровнями (например 17 и 21), но они оторваны, вырваны из общей цепи технического мастерства. Поэтому такой борец может иметь отдельные победы, но они не закономерны и его результат будет нестабилен. Другое дело, когда постижение техники идет в соответствии со ступенями мастерства, в соответствии с возрастными особенностями, последовательно и к тому же подкрепляется в такой же последовательности другими сторонами подготовки (физическая, тактическая, психологическая), тогда можно закономерно планировать результат на любой стадии подготовки.

Стремясь овладеть всем вышеизложенным объемом и достичь соответствующего уровня технического мастерства тренер и спортсмен становятся изобретателями, творцами процесса, придумывают свои и используют уже известные формы тренировок, наполняют процесс всем многообразием форм и методов.

Вот небольшой перечень форм тренировок, которыми широко пользуются тренеры в современной практике:

1. Учебная тренировка — это процесс, во время которого ученики получают теоретическую информацию, осуществляется показ (демонстрация) и предоставляется возможность опробовать.

2. Тренировка, по направленному развитию физических качеств, в которой используются дополнительные средства — штанги, гири, гантели, резиновые амортизаторы, тренажеры и т. д. Такие же тренировки могут быть игровыми, беговыми (кросс или пробег определенных дистанций) и др.

3. Тренировка по направленному развитию путей энергообеспечения организма (аэробный, смешанный, гликолетический, алак-татный, анаболический). Эта форма чаще всего сочетается с другими формами, т. е. вся тренировка строится в определенных режимах работы и отдыха.

4. Тренировка по совершенствованию техники, на которых уже известный материал доводится до более высокого уровня овладения им.

5. Контрольная тренировка, где возможна сдача контрольных нормативов по ОФП или технике дзюдо.

6. Тренировка соревновательного плана, на которой проводятся соревновательные поединки с судейством и без него.

Тренировки по совершенствованию техники могут проходить в виде УТИКОМИ, РАНДОРИ.

УТИКОМИ с партнером — это неоднократное повторение различных элементов техники, с различной скоростью, на стоящем на месте или движущемся партнере с изменением захватов и стоек.

УТИКОМИ без партнера — это неоднократное повторение различных элементов техники без партнера (с отягощением, резиновым амортизатором, на тренажерах и т. д.).

РАНДОРИ — это свободная борьба без борьбы за захват. В рандори основные принципы дзюдо используются в условиях полусопротивления, когда оба соперника могут выполнять любые приемы нападения и защиты, соблюдая правила дзюдо (свободная рандори).

РАНДОРИ с заданием с определенной установкой. Такая тренировка является промежуточным этапом между отработкой без сопротивления и соревновательной борьбой. Некоторые действия способствующего характера можно отработать только при небольшом сопротивлении обоих борцов. По своему содержанию РАНДОРИ могут быть:

— РАНДОРИ без напряжения, которые проводятся с большой мягкостью, чаще в форме игры, целью которой является применение как можно большего количества приемов и комбинаций;

-РАНДОРИ с акцентом на быстроту и выносливость, это когда один из партнеров борется последовательно с несколькими противниками без отдыха;

— РАНДОРИ с односторонним и двусторонним заданием по исполнению конкретных действий и приемов;

— РАНДОРИ с заданием по разделу захватов;

— РАНДОРИ с преимущественно тактической задачей;

— контрольные РАНДОРИ;

— РАНДОРИ по совершенствованию способов защиты (один атакует, а другой защищается или контрит);

-РАНДОРИ с соперником ниже по классу;

- РАНДОРИ с изменением количества точек соприкосновения борцов друг с другом и точек опоры на татами (один на одной ноге, а второй на двух, но с одним захватом и т. д.);

- РАНДОРИ с заданием по моделированию конкретного борца;

— РАНДОРИ с заданием по использованию площади татами;

— РАНДОРИ без кимоно, только с поясом, без воздействия рук — только ногами;

— РАНДОРИ в борьбе лежа с использованием всевозможных заданий.

В Японии в процессе обучения технике дзюдо широко, с большой скрупулезностью используется такая форма тренировки, как КАТА.

КАТА — это комплексы, состоящие из техники дзюдо или напоминающие технику дзюдо, которые сначала изучаются, а затем демонстрируются в виде зачетов (экзаменов), в том числе при сдаче на пояс.

КАТА — это базовая форма тренировки, включающая в себя стойки, идеальный вариант техники захвата, передвижения, выведения из равновесия, правильный вход в бросок, бросок с правильной амплитудой движения и преследование техническим действием в борьбе лежа.

Приведенные ниже КАТА взяты и переведены на русский язык из книги «7 КАТ дзюдо». В принципе — это строгий порядок и правила сдачи экзаменов, не подлежащие изменению и перестановке, которые формировались многие десятилетия, и являются обязательными в международной практике дзюдо.

КАТА имеют свои названия, изображения, подробное описание выполнения. Изучение КАТА оказывает неоценимую помощь в процессе овладения техникой, улучшает интерес к занятиям, усиливает мотивацию, а КАТА боевого раздела раскрывает возможности использования техники дзюдо в рукопашном бою.

Особенности при освоении КАТА:

1. Освоение начинается с формирования высокой мотивации ученика.

2. КАТА разучивается в медленном темпе по частям с критической оценкой каждого движения (хороший эффект дает громкое проговаривание схемы действий), в нужном ритме, за определенное время и только на татами. Постоянно темп движения увеличивается и обязательно с броском и последующими действиями лежа.

3. КАТА бывает обязательное и произвольное в том виде, как ее задумал автор (составить КАТА может каждый тренер для своих учеников сам).

4. Для формирования КАТА необходимо систематически участвовать в соревнованиях с учебной целью. Оценку качества усвоения КАТА производить не только на учебном уроке, но и в условиях учебно-соревновательной практики. Необходимо следить за качеством выполнения и реализации установки тренера. Найти звено недостатков и продумать мероприятия для их устранения в учебных занятиях (с условием — исправление не более двух элементов за занятие).

Ошибки при обучении КАТА возникают:

1. За счет слабого закрепления навыка движений (нет слаженности, легкости, много искаженных движений, излишняя суета).

2. Отсутствие необходимых представлений образа и движений.

3. Недостатки, связанные с качеством преподавания.

При анализе техники необходимо найти истинные причины возникновения ошибок и проверить, соответствуют ли методы исправления их.

Если КАТА осваиваются с погрешностями, их нецелесообразно выполнять в полную силу и тем более в соревновательной деятельности, иначе закрепляются ошибки, которые потом не удается исправить.

Ниже описаны КАТА, вернее сделана попытка перевода книги Каваиси в той части, которая касается КАТА. Они дают хотя бы отдаленное представление об этой форме тренировки и могут быть использованы в деле обучения основам дзюдо. КАТА пяти принципов даны в разделе способствующих действий.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-15; Просмотров: 293; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.