Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Символика животных в скульптурном декоре Владимиро-Суздальских храмов




Скульптурный декор Владимиро-Суздальской архитектуре (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Успенский собор во Владимире, церковь Покрова на Нерли, Дмитриевский собор во Владимире, Георгиевский собор в Юрьеве Польском, Собор Рождества Богородицы в Суздале - расположение на фасадах, эволюция формы и стиля, символика).

Искусство Владимиро-Суздальского княжества, ХИ-ХШ вв. (основные памятники скульптуры, монументальной живописи и декоративно-прикладного искусства).

Росписи Спас-Мирожского монастыря во Пскове (особенности стиля, формы и цвета, расположение в пространстве храма).

Древнерусские иконы XI-XIII веков (Новгород, Киев, Псков, Владимир).

Система росписей древнерусского храма (на примере памятников Киева и Новгорода).

Росписи Софийского собора в Новгороде.

В верх части архангелы, пророки, на предалтар столбах-Благовещение. Юж врата-романс ис-во, Купол-пантократор обним небо, Барабан купола-Царь Соломон. Мартир паперть-деисис 7 фигур. София Новгородская построена в середние 11 века, но расписана позднее, отсюда другой стиль росписи(отличный от Софии Киевской)

В главном куполе Иисус-Панторкратор 2го типа, не сохранился. Тёмный синий фон, обилие белого. Главное украшение храма – большие иконы, иконостас низкий. В куполе – архангел, в верхней части свода или в барабане – пророки! Отличит.особ-ть Новг.храмов.

Фрагмент из купола: царь Соломон, пророк Иеремия;

Новый сюжет – воздвижение креста(Конст.и Елена)

Деисус: в центре Иисус-Пантократор, справа Иоанн Предтеча, слева Богоматерь(всего было 7 фигур)

 

София Киевская 1037г.Алтар помещения и центр. подкупол пр-во украш мозаикой, столбы нефов, бок помещ под хорами, стены-фресками, Полы-мозаичные. В куполе в окруж 4 архангелов-пантократор,в простенках между 12 окнами барабана-12 апостолов, в парусах, поддерж купол-евангелисты, на подпруж арках в медальонах-4о мучеников севастийских. На столбах триумф арки-благовещение:2архМих и Гавриил и Богоматерь(на столбах)В ц.апсиде=в конхе-Оранта в мо

итв позе, с воздетыми вверх руками, заступница-образ восход к языч. обр праматери. Ниже Оранты-Евхаристия=Причащение, обряд превращ хлеба и вина в тело и кровь Христа, еще ниже в простенках между окнами, над сидалищем-фигуры святителей.

 

1.Пётр и павел (икона Софийского собора в Новгороде) середина 11 века

о преданию эту икону привёз из Корсуни великий князь Владимир Мономах и икона получила название «Корсунская».[2] По мнению академика В. Н. Лазарева значительные размеры иконы скорее всего свидетельствуют, что она была написана вНовгороде и являлась настолпным образом.[1] Икона написана неизвестным мастером (византийским, киевским или местным новгородским[3]), её стиль навеян фресковыми изображениями. Вскоре после написания икону покрыли окладом из позолоченного серебра, выполненным различными мастерами

2.

«Дмитрий Солунский» из Дмитрова к12-нач13 Монументальная, спокойная фигура, полна силы,в жесте правой руки, выним меч из ножен, чувствуется огромная внутренняя собранность

Алипий «Богоматерь Великая Панагия (Оранта)» из Ярославля ок 1224.Их отличает мягкость письма и тонкая гармония красок;

Стиль мирожских росписей отличается большой оригинальностью. Его прежде всего характеризует подчеркнутая линейность. Фигуры и лица очерчены тяжелыми линиями, при помощи таких же линий исполнены все одеяния, тела, деревья, горки и т.д. Даже нанесенные на лица оттенки света облечены в форму тонких, графически четких линий. Там, где новгородский мастер пользовался мазком, автор мирожских фресок прибегал к линии.

 

13. Изображение Евхаристии в древнерусской монументальной живописи (на примерах киевских мозаик и псковских росписей: расположение в пространстве храма, цвет и форма, развитие композиции в XI-XII вв.).+5

Евхаристия — одно из главных церковных таинств, в котором хлеб и вино мистическим образом пресуществляются в тело и кровь Христову. Совершение евхаристии составляет суть основного христианского богослужения — литургии. На причастии верующие, вкушая хлеб и вино, в которых воплощены «истинное тело» и «истинная кровь» Спасителя, соединяются с ним и приобретают залог жизни вечной.В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде.

киевские мозаики:Ниже «Богоматери» в апсиде помещены традиционные для этой части храма «Евхаристия» Наиболее удачны цветовые сочетания в дважды повторенной фигуре Христа, облаченного в пурпурный хитон с золотыми ассистами и светло-синий плащ, — его одежды контрастно выделяются на золотом фоне.Пропорционально укороченные, с укрупненными головами фигуры скованны в своих движениях и не отличаются разнообразием поз и жестов.Композиция «Евхаристии» включает в себя фигуры Иисуса Христа (часто он пишется дважды) в центре композиции и подходящих к нему для причастия апостолов, которых возглавляют Петр и Павел. Господь стоит у престола и подает своим ученикам хлеб и вино. Ему могут прислуживать ангелы. В храме изображение «Евхаристии» традиционно помещается в алтаре, в центральной апсиде. За этим сюжетом специально закреплено место, где осуществляется таинство литургии, ибо он наглядно поясняет смысл происходящего богослужения. «Евхаристия» может также помещаться над Царскими Вратами или в праздничном ряду иконостаса.

 

Прясла которые украшены скульптурными рельефами.Романские черты появились в осн в декоре.Фигура давида Псалмопевца(с гуслями на коленях,в окружении зверей и птиц, поющее все многообразие мира, прославляющего всю тварь земную.Часто встречается так же мотив женской маски.

Дмитровский собор в Вл.-особенностью собоа является его резьба,мощный колончатый пояс делит фасады по горизонт на две частти.вся верхняя часть полностью украшена украшена резьбой.В средних закомарах изобр Давид, а на одном из прясел – портрет князя Всеволода с сыном дмитрием и подходящими к нему с двух сторон старщими сыновьями.

Остальное прост занято изображением зверей, в изобилии растительным орнаментом,мотивами сказочными и бытовыми, Отд фигуры святых из сцены священного писания выполнены в горельефе.О монументаль живописи мы можем судить по сохранившимся фрагментам сценам страшного суда Дмитриевского собора.Богоматерь Оранта – Великая Панагия.Суть образа – не в предстоянии Богоматерии Христу как в киеве, а в обращении ее к предстоящем,молящемся.

 

Владимиро-суздальская скульптура представляет собой самостоятельное явление в древнерусском искусстве. Целостность мышления отличает общий замысел скульптурного декора, его стиль, содержание образов. Здесь воплотилась идея мира и объединения Руси. «Церковь есть небо на земле».

В скульптуре храма Покрова на Нерли (1165) влад-сузд пластика делала свои первые шаги, мастера-резчики только нащупывали пути к соединению отдельных скульптурных групп в зрительно единый ряд. Стены трех фасадов храма венчают скульптурные фигуры царя Давида - библейского певца, восседающего на троне с музыкальным инструментом в руках, окруженного львами и грифонами. Это гимн всему живому: птицам, зверям, растениям. В скульптурных рельефах на сюжет Псалтиря воплотились представления русских людей о мире и жизни. Здесь прославляется Творец и все его творение.

В скульптуре Георгиевского собора в Юрьеве-Польском (1230-1234) главной становится тема человека и человеческого в мире. Место царя Давида, который символизировал в Дмитриевском соборе Христа, теперь занял сам Христос. Главные сюжеты Успенского собора во Владимире, такие как «Три отрока в пещи вавилонской», оказались в Георгиевском соборе в боковой закомаре. Звериные мотивы отступили на второй план. Во фризе помещены Деисус, святые воины-мученики. Самостоятельный пояс образовали фигуры пророков. Растительный орнамент здесь спускается до цоколя. Скульптурный рельеф, покрывающий стены собора от барабана до цоколя содержит разные циклы евангельских и библейских сюжетов. Резьба здесь сплошь покрывает стены, переходит на пилястры и арки.

 

Больше всего здесь фантастических животных — грифонов, барсов, львов с «процветшими» хвостами и других сказочных зверей и птиц, а также изображений деревьев. Скульпторы, украшавшие храм, как будто задались целью изобразить все, что их окружало в жизни, что казалось им важным и значительным. В результате составился многоголосый хор, славящий жизнь и все сущее.

Вопреки догматам церкви скульпторы переосмысляли библейскую историю в духе народных верований и представлений. Не случайно в рельефах рядом с фигурами Давида, Всеволода, Александра Македонского оказались фантастические образы животных. Аналогии последним легко найти в языческом искусстве славян, которые в свою очередь восприняли многие мотивы, близкие искусству Древнего Востока.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1262; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.