Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация службы на судах 1 страница




Тема 21. Особенности безопасности жизнедеятельности на объектах водного транспорта

Вопросы для обсуждения на практическом занятии

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

Тема: Средства индивидуальной защиты

Темы выступлений (докладов)

1. Классификация средств индивидуальной защиты;

2. Противогазы, их виды и типы.

1. Средства индивидуальной защиты органов дыхания;

2. Средства защиты кожи;

3. Порядок использования противогазов;

4. Особенности использования средств защиты кожи.

 


 

 

Экипаж судна состоит из лиц командного состава и судовой команды. Минимальный состав экипажа, при котором допускается выход судна в рейс, устанавливается в зависимости от типа и назначения судна особым Положением.

Порядок приема и увольнения членов судового экипажа, назначения на должности, перемещения по службе, условия службы на судах, права и обязанности определяются: действующим Трудовым Кодексом РФ; Уставом о дисциплине работников речного транспорта; правилами технической эксплуатации судов речного флота, технической эксплуатации и обслуживания судовых технических средств, техники безопасности на судах речного и морского флота и санитарными правилам и нормам для судов смешанного река море плавания; коллективным договором и должностными инструкциями. На судах смешанного (река-море) плавания принимают и увольняют с учетом требований Кодекса торгового мореплавания.

Всех лиц судового экипажа назначают на судно с согласия капитана, кроме того, необходимо иметь медицинское заключение о годности для работы на судах и пройти инструктаж по безопасности труда.

К командному составу относятся капитан (командир, шкипер), капитаны-дублеры, штурманы (помощники капитана, командира), механики, механики-дублеры, помощники механика, начальник радиостанции, радиооператор, судовой медик. На судах смешанного (река-море) плавания — первый помощник капитана.

Командный состав судна руководит действиями подчиненных, лично участвует в управлении судном и в должном использовании его техники и оборудования. Лиц командного состава назначают на соответствующие должности при наличии диплома или квалификационного свидетельства.

Командный состав подготавливают в высших и средних специальных учебных заведениях (академиях, колледжах), как исключение — в школах командного состава (ШКС).

Судовая команда состоит из младшего командного и лиц рядового состава: боцмана, помощника шкипера, рулевых, лебедчиков, матросов, мотористов, машинистов, электриков и др.

Младший командный состав и лица судовой команды получают специальную подготовку в профессионально-технических училищах системы профессионально-технического образования, на курсах при учебно-курсовых комбинатах пароходств.

Членов судовой команды — рулевых, матросов, мотористов, машинистов и др. —- назначают на должности, если их возраст не меньше восемнадцати лет и они имеют квалификационное свидетельство и справку медицинской комиссии о годности к работе на судне. Перед допуском к исполнению обязанностей по должности каждый член судовой команды проходит вводный инструктаж по безопасности труда.

Все лица, совмещающие профессии, пользуются правами, выполняют обязанности и несут ответственность как по основной, так и по совмещаемой специальности.

Каждый член экипажа несет ответственность за точное исполнение служебных обязанностей, возложенных на него Уставом, должностной инструкцией, расписаниями по тревогам и заведованиям. В целях бесперебойного действия, исправности и готовности к использованию все технические средства, системы, устройства, предметы снабжения и оборудования, а также помещения и отдельные части судна распределяются в заведование определенных лиц экипажа судна. Член экипажа, ведающий судовым устройством, предназначенным для широкого круга лиц, обязан следить, чтобы у устройства постоянно была вывешена инструкция о порядке пользования им. В случае неисправностей в работе устройства он должен немедленно доложить об этом вахтенному, а также своему непосредственному начальнику и устранить их. Лица, обслуживающие судовые механизмы, системы, устройства, пользующиеся средствами бытового обслуживания судна, полностью отвечают за их правильную эксплуатацию и использование по назначению независимо от того, в чьем ведении они находятся. Члены экипажа несут в установленном законом порядке материальную ответственность за сохранность вверенных им ценностей.

При списании с судна члены экипажа сдают по акту дела, заведование и числящееся имущество вновь назначенному лицу или другому члену экипажа по указанию начальника.

Член судового экипажа должен заботиться о безопасности судна: заметив грозящую судну, людям, имуществу или грузу опасность, он обязан немедленно принять меры к ее предотвращению и доложить о случившемся вахтенному начальнику или вахтенному механику.

Все работники плавсостава обязаны иметь опрятный внешний вид и при исполнении служебных обязанностей носить установленную форму одежды, соблюдать вежливость в общении между собой. Исполнение служебных обязанностей требует взаимного официального обращения; младший по должности при обращении к нему старшего должен встать.

Распоряжения по службе отдаются в форме приказания. Получивший приказание обязан повторить его и по выполнении, равно как и при невозможности выполнения, доложить об этом отдавшему это приказание. В случае получения нового приказания от другого лица командного состава исполняющий обязан доложить ему о предыдущем приказании и в дальнейшем поступать по его указанию.

Увольняют на берег членов экипажа по распоряжению капитана. Отлучаться с судна можно только с разрешения своих непосредственных начальников. Уходя с судна и возвращаясь обратно, нужно докладывать вахтенному помощнику капитана. В день отхода судна весь экипаж должен быть на борту в срок, назначенный капитаном.

Увольняют на берег так, чтобы на борту судна оставалась часть экипажа (не менее 2/3 состава), способная обеспечить безопасность судна и выполнение необходимых работ.

Общая судовая организация. На речном и морском флоте организация управления судном построена так, чтобы в любых условиях было обеспечено надежное и гибкое руководство всем личным составом экипажа.

Чтобы каждый член экипажа знал свое место и обязанности по тревогам, составляют расписания: по пожарной тревоге, по тревоге «Человек за бортом», водяной тревоге (при оставлении судна). Расписания по тревогам составляет первый штурман до ввода судна в эксплуатацию с учетом всех особенностей судна и наличия экипажа, их утверждает капитан, изучает и отрабатывает весь экипаж. Дубликаты расписания вывешивают в помещениях команды. Над койкой каждого члена экипажа прикрепляют специальную карточку, в которой указаны значения сигналов тревог, обязанности и место сбора по всем тревогам, номер и место нахождения спасательной шлюпки.

Устанавливают следующие сигналы тревог:

общесудовая — непрерывный звонок громкого боя в течение 25–30 с, при пожаре сигнал дополнительно сопровождается частыми ударами в судовой колокол;

«Человек за бортом» — три продолжительных сигнала звонком громкого боя (продолжительность звука 5–6 с);

водяная — семь коротких и один продолжительный сигнал звонком громкого боя, сигнал повторяется 3–4 раза.

При выходе из строя звонка громкого боя сигнал тревоги повторяют паровым свистком, тифоном или сиреной короткими сигналами в течение 1 мин. Сигнал тревоги сопровождают командой по трансляции с указанием вида тревоги, места пожара, пробоины. При отсутствии трансляции вид тревоги объявляют любыми доступными средствами. Отбой тревог подают голосом по судовой радиотрансляции.

Сигналы тревог обязательны для всего экипажа судна. Руководит действиями по тревогам капитан судна.

По расписанию пожарной и водяной тревоги часть экипажа судна заступает и несет усиленную вахту на мостике и в машине, другая часть — в аварийной партии, третья - в санитарной группе, а на пассажирских судах дополнительно создают группу охраны порядка.

Часть экипажа, заступившая на вахту, управляет судном, обеспечивает бесперебойную работу главных и вспомогательных механизмов. В ее составе — наблюдатели за горизонтом, воздухом и водой. Количество секторов наблюдения зависит от состава экипажа, но всегда секторы перекрывают друг друга на 5°.

Аварийную партию собирают в указанном месте сбора, при получении пробоины заделывают ее, в случае пожара борются с огнем, не давая ему распространиться по судну. Каждый член экипажа, расписанный в аварийную партию, имеет определенные обязанности по борьбе с водой и с пожаром.

При борьбе с водой аварийная партия устанавливает место пробоины, ее характер и размеры, подносит пластырь и его вооружение, заводит подкильные концы и ставит пластырь на пробоину, подносит материал и инструмент для заделки пробоины изнутри заделывает ее и подкрепляет переборки затопленного отсека.

При борьбе с пожаром аварийная партия устанавливает место и характер очага пожара, обеспечивает доступ к очагу, вооружает и использует шланги водяной пожарной магистрали, использует огнетушители, средства паро- и химического тушения, песок и др., не дает огню распространиться по судну. Личный состав аварийной партии должен уметь пользоваться изолирующими противогазами для работы в задымленных помещениях. В случае необходимости личный состав по указанию командира партии проводит затемнение и герметизацию помещений.

Обнаружив очаг пожара, член экипажа немедленно принимает меры к тушению любыми средствами, оставаясь около очага до прибытия аварийной партии. В помощь аварийной партии могут быть выделены дополнительные люди.

Санитарная группа должна быть готова оказать первую помощь пострадавшим при аварии или в других случаях, для чего обязана держать в готовности носилки, перевязочные средства и медикаменты.

Группа охраны порядка обеспечивает по всем тревогам высокую организованность, соблюдение порядка и предотвращение паники. Личный состав группы оцепляет место аварийных работ, обеспечивает порядок при посадке в шлюпки, оповещает пассажиров, собирает их по тревогам в назначенных местах, разъясняет им обязанности, правила надевания индивидуальных спасательных средств (жилетов, нагрудников и др.).

Расписание при оставлении судна или по водяной тревоге предусматривает равномерное распределение экипажа по спасательным шлюпкам и другим спасательным средствам коллективного пользования (плотам и др.). На каждую шлюпку назначают командира, старшину и необходимое количество гребцов. Командиры шлюпок — обычно лица командного состава, старшины - боцман, рулевые и наиболее опытные матросы I класса.

Командир обеспечивает образцовое состояние шлюпки и подготовку ее экипажа, для чего проводит регулярные тренировки и учения команды по спуску, гребле и управлению. Старшины содержат шлюпки в постоянной готовности к спуску, следят за их сохранностью, снабжением и инвентарем.

Когда объявляют водяную тревогу, экипаж собирается у предназначенных для него шлюпок или в местах, указанных для посадки (обычно самая нижняя из открытых палуб), непосредственно под шлюпками. Команды под руководством командиров спускают свои шлюпки на воду.

Во всех случаях оставления судна следует соблюдать образцовый порядок и выдержку, что обеспечит быстроту и безопасность посадки людей в шлюпки. Для этого группа охраны порядка в первую очередь пропускает в шлюпки женщин с детьми, стариков, больных. Все нарушения порядка пресекают самыми суровыми мерами. После посадки первый штурман и командир группы охраны порядка должны убедиться, что на судне никого не осталось.

Расписание по тревоге «Человек за бортом» предусматривает организацию группы, обеспечивающей спуск на воду дежурной спасательной шлюпки и команды этой шлюпки. Во время этой тревоги смена вахт не проводится, поэтому в команду дежурной шлюпки включают количество лиц больше, чем табельный состав гребцов, несущих вахту в разное время. Это обеспечивает полный состав гребцов при всех случаях.

Чтобы шлюпка как можно быстрее подошла к упавшему за борт человеку, ее путь указывает флажками специально выделенный наблюдатель, находящийся на мостике, салинге или другом удобном для обзора месте. Заметивший человека за бортом обязан сбросить ему спасательный круг (в темное время суток со светящимся буем) и одновременно сообщить на мостик: «Человек за бортом» [по правому (левому) борту]. Затем вести за ним наблюдение, направляя на него флажком (рукой) дежурную спасательную шлюпку. Спасательная шлюпка всегда следует к упавшему за борт человеку без флага. Когда же тонущего подбирают, флаг ставится на соответствующее место, что является сигналом о выполнении задачи.

Обеспечение живучести судна. Живучестью судна называется его способность противостоять аварийным повреждениям, возник­новению и воздействию взрывов и пожаров, поступлению воды, сохранять и восстанавливать при этом в достаточной мере мореходные качества, обеспечивать безопасность находящихся на борту людей и сохранность груза.

Борьба за живучесть судна — это организованные действия его экипажа по обеспечению непотопляемости, предупреждению возникновения и распространения взрывов, пожаров, по борьбе с водой, пожарами и по поддержанию в постоянной готовности к действию технических средств, а также ликвидация последствий аварий, взрывов, пожаров. Организация борьбы за живучесть судна — составная часть повседневной службы и предусматривает наиболее рациональное распределение экипажа, использование технических средств, аварийного и противопожарного имущества и спасательных средств.

В повседневных условиях обеспечение живучести судна и его технических средств возлагается на вахтенную службу, состав которой обязан действенно контролировать выполнение предупредительных мероприятий. Вахтенная служба (палубная и машинная) как на ходу, так и на стоянке судна (в части обеспечения его живучести) подчиняется вахтенному помощнику капитана.

Каждое судно оснащают полным комплектом исправного аварийного и противопожарного имущества и спасательных средств в соответствии с нормами, установленными Речным и Морским Регистром РФ.

В состав аварийного имущества входят: аварийный инвентарь (пластыри со снаряжением, упоры раздвижные, струбцины аварийные, болты специальные, зажимы рукавные, водоотливные средства, легководолазное снаряжение, специальный инструмент) и аварийный материал (брусья, доски, клинья, пробки, цемент, песок, сурик, парусина, войлок и т. п.).

Противопожарное имущес тво содержит переносные средства противопожарной техники, аппараты и инвентарь, применяемые при тушении, мотопомпы, ручные насосы, воздушно-пенные стволы, ручные стволы, ручные пенные и углекислотные огнетушители, пожарные рукава, дыхательные аппараты для работы в задымленных помещениях, пожарный инвентарь (ломы, багры, топоры, ведра).

К спасательным средствам коллективного пользования относятся шлюпки, надувные и жесткие плоты; индивидуального — спасжилеты, круги и др.

Аварийное и противопожарное имущество и спасательные средства должны быть всегда готовы к немедленному использованию для борьбы за живучесть судна, спасения экипажа и пассажиров и оказания помощи другому терпящему бедствие судну. Их разрешается использовать только по прямому назначению: при борьбе с водой, пожарами, дымом и паром, на занятиях, тренировках и учениях экипажа по борьбе за живучесть судна. После использования оно должно быть приведено в надлежащее состояние.

Аварийное и противопожарное имущество размещают на палубных и машинных аварийных постах. Спасательные средства коллективного и индивидуального пользования размещаются комплектно на штатных местах. Спасательные шлюпки, жесткие и надувные плоты и плавучие средства должны иметь соответствующую нумерацию (от носа к корме): правого борта — нечетную, левого — четную.

Спасательные средства и устройства, аварийное и противопожарное имущество с целью проверки их технического состояния и готовности к немедленному использованию периодически подвергают поверкам (освидетельствованию) органами Речного и Морского Регистра РФ, после чего они получают свидетельства. С этой же целью аварийное и противопожарное имущество один раз в месяц проверяют начальники аварийных партий с участием боцмана и заведующих помещениями, один раз в три месяца — первый штурман. Результаты проверки первым штурманом и принятые меры фиксируют в судовом журнале.

Большую роль в обеспечении живучести судна играют преду­предительные меры против поступления воды, т. е. меры обеспечения непотопляемости судна. К ним относятся:

- обучение экипажа правилам и привитие навыков действий по обеспечению водонепроницаемости судна;

- маркировка помещений, водонепроницаемых переборок, закрытий и организация их задраивания в различных условиях эксплуатации судна;

- контроль за исправным состоянием корпуса, водонепроницаемых переборок и закрытий, палуб, платформ и второго дна;

- контроль за нагрузкой масс и остойчивостью судна во время эксплуатации;

- контроль за хранением, исправным состоянием и постоянной готовностью к действию стационарных и переносных технических средств и аварийного имущества.

Каждый водонепроницаемый отсек судна имеет свой номер. Нумеруют отсеки от носа к корме и снизу вверх: по левому борту — четные номера, по правому — нечетные. Аналогично нумеруются трюмы и танки (цистерны). Палубы и платформы, отделения и помещения имеют свои наименования. На каждой водонепроницаемой переборке наносят номера отсеков, которые она разделяет, и номер шпангоута, на котором она установлена, например, II-Ш/30. В помещениях машинно-котельного отделения и в других больших помещениях (трюмах, гаражах) на видном месте нанесены номера шпангоутов и ватерлинии. На всех закрытиях (дверях, люках и горловинах) наносят стационарные надписи с кратким указанием наименования этих помещений.

Для обеспечения порядка задраивания водонепроницаемые и противопожарные закрытия делят на две группы:

с буквой «3» (задраено) — закрытия на переборках ниже палубы, на водонепроницаемых переборках, палубах, платформах, двойном дне и ведущие в грузовые помещения, трюмы, танки (цистерны) для хранения взрыво- и пожароопасных грузов, водяные танки (цистерны), междудонные и бортовые отсеки;

с буквой «Т» (тревога) — закрытия, обеспечивающие герметизацию корпуса судна и его помещений, и противопожарные, не вошедшие в группу закрытий с буквой «3». Отнесение закрытий в ту или другую группу определяется приказом по судну с расписанием их в заведование членам экипажа.

Закрытия с буквой «3» должны быть всегда задраены и отдраиваться только с разрешения вахтенного помощника капитана в присутствии заведующего помещением или специально выставляемых вахтенных, обеспечивающих водо- и пожаробезопасность. Об их вскрытии и задраивании делается запись в судовом журнале.

Закрытия с буквой «Т» и все иллюминаторы задраивают по тревоге, по приказанию вахтенного помощника капитана при грузовых и швартовных операциях, при плавании в штормовых условиях, ледовой обстановке, в тумане, в опасных районах, при буксировке, при входе (выходе) в шлюз, док.

Шпангоуты нумеруют не реже чем каждый пятый. Номера ставят на фальшборте с внутренней стороны; в трюмах эту нумерацию наносят в верхней части под палубой. Нумерация отсеков, закрытий, шпангоутов помогает аварийным партиям быстро ориентироваться, указывать и находить места аварий и др.

Экипаж судна обязан строго соблюдать правила и выполнять все мероприятия по обеспечению водонепроницаемости корпуса судна при любых условиях плавания. Особое внимание следует обращать на герметичность наружной обшивки, второго дна, платформ, палуб, водонепроницаемых переборок и закрытий, закрытий подводных отверстий. Заведующие помещениями систематически наблюдают за ними, проверяют герметичность (по наружному осмотру) и, обнаружив неисправности, немедленно докладывают первому штурману.

Периодически проверяют исправность и готовность к действию забортных отверстий (клинкетов, кингстонов, клапанов и др.). До начала и после окончания каждой грузовой операции проверяют также отсутствие водотечности грузовых трюмов и действие приемных отростков водоотливной и осушительной систем.

Первый штурман совместно со старшим механиком раз в 3 месяца контролируют техническое состояние "водонепроницаемых частей судна (наружной обшивки, поперечных и продольных водонепроницаемых переборок, второго дна и др.), о чем делают запись в судовом журнале. Органы Речного и Морского Регистра РФ проводят периодические освидетельствования судна.

Экипаж судна обязан строго соблюдать противопожарный режим и выполнять все мероприятия по обеспечению взрыво- и пожаробезопасности судна. Сварочные работы и работы с применением открытого огня разрешаются только капитаном и ведутся на судне под контролем вахтенной службы с приведением в готовность противопожарных средств. Мелкие работы в машинно-котельном отделении (наплавка подшипников, заправка инструментов, пайка и т. п.) проводят с разрешения старшего механика с соблюдением всех мер пожарной безопасности.

Категорически запрещается пользоваться открытым огнем:

- в трюмах, грузовых и балластных танках, помещениях, используемых для перевозки (хранения) взрывоопасных грузов, и в хранилищах всех видов легковоспламеняющихся жидкостей;

- в помещениях грузовых насосов;

- в аккумуляторных помещениях;

- вблизи вскрываемых танков (цистерн) с горючесмазочными маслами и в местах топливного трубопровода;

- в фонарных, малярных кладовых и кладовых грузовых шлангов;

- в шкиперских кладовых и кладовых ветоши и пакли;

- в кладовых муки и сухой провизии;

- в плотницкой мастерской; вблизи шахт и головок вентиляции;

- в непосредственной близости от легковоспламеняющихся материалов и баллонов с горючими газами;

- для целей освещения во всех помещениях судна;

- на верхней палубе при грузовых операциях с баллонами легковоспламеняющихся газов и взрывоопасных грузов;

- при промывке деталей главных и вспомогательных механизмов керосином, бензином;

- вблизи места вскрытия каких-либо частей котлов, их механизмов и арматуры, при вскрытии частей двигателей внутреннего сгорания.

Курение на судне разрешается только в специально отведенных местах, где устанавливают урны с водой и имеются надписи «Место для курения». Выбрасывание окурков и горящих предметов за борт, в том числе в иллюминаторы, запрещается. При погрузке и выгрузке пожароопасных грузов, топлива и баллонов с легковоспламеняющимися газами курение запрещается даже в установленных приказом по судну местах на открытых палубах.

На танкерах в повседневной жизни курение разрешается только в помещении, специально установленном приказом по судну, и категорически запрещается во всех помещениях при погрузке, выгрузке и перекачке топлива из одного танка в другой, балластировке, при очистке и дегазации танков после грузовых операций.

Во время грузовых операций взрыво- и пожароопасных грузов в наиболее опасных местах выставляют вахтенных по пожарной безопасности, обеспечивающих соблюдение всех правил погрузки опасных грузов и в случае необходимости принимающих меры к ликвидации угрозы взрыва- или пожара.

Предусматриваются также меры пожарной безопасности в жилых помещениях, где демонстрируют кинофильмы, и т. п.

Борьба за живучесть на судах смешанного (река – море) плавания организуется и проводится в точном соответствии с Наставлением по борьбе за живучесть судов морского флота, где предусматриваются организационно-технические и предупредительные мероприятия, даются рекомендации приемов и способов борьбы за живучесть, методика подготовки экипажей к этой борьбе и особенности обеспечения живучести судна, вступающего в эксплуатацию, находящегося в ремонте, консервации и отстое.

Подготовка экипажа к борьбе за живучесть судна проводится в соответствии с планом-календарем, утвержденным капитаном, и контролируется первым штурманом. Она включает занятия, тренировки и учения, которые должны проводиться с максимальным использованием плакатов, учебных кинофильмов и диафильмов, технических средств, аварийного, противопожарного имущества и спасательных средств, днем и ночью, в хорошую и плохую погоду, на ходу и на якоре, в условиях исправного и условно поврежденного или охваченного пожаром судна.

Выучка и натренированность экипажа должны быть такими, чтобы все действия по борьбе за живучесть судна выполнялись уверенно, быстро и точно, а аварийное и противопожарное имущество, спасательные и технические средства использовались с полной эффективностью. Тренировки позволяют изучить устройство судна, технические средства борьбы за живучесть, аварийное и противопожарное имущество, освоить предупредительные мероприятия по борьбе за живучесть. Учения — высшая форма подготовки экипажа. В ходе учений с использованием всего аварийного и противопожарного имущества и спасательных средств отрабатывают связь, взаимодействие аварийных партий, групп и ходовых вахт.

Вахтенная служба. На всех судах, находящихся в эксплуатации, устанавливается круглосуточная вахта для обеспечения жизнедеятельности судна (нормальная работа механизмов, порядок и безопасность судна). Вахтенная служба (вахта) — особый вид выполнения служебных обязанностей, требующий повышенного внимания и непрерывного присутствия на посту или рабочем месте. Персональное распределение членов экипажа по вахтам и время смены вахт указывают в Расписании вахт.

Ответственность за организацию вахтенной службы несет капитан, а непосредственное руководство ее организацией осуществляют первый штурман и старший механик.

Вахты делятся на ходовые и стояночные. Продолжительность ходовой вахты — 4 ч; продолжительность стояночной — исходя из условий стоянки судна. Очередная смена предупреждается о вступлении на вахту за 30 мин. Вахтенная смена обязана явиться к месту несения вахты заблаговременно, чтобы до вступления на вахту ознакомиться с условиями плавания и режимом работы механизмов. Лица командного состава являются за 10 мин до начала вахты, остальные — за 5 мин. Сменившаяся вахта называется подвахтенной и в случае необходимости может быть использована для временного усиления вахты или подмены отдельных вахтенных.

Вахтенные должны быть в установленной форме одежды. На стоянке судна в порту вахтенный помощник капитана обязан на левом рукаве иметь повязку с тремя полосами: синей, белой, синей; вахтенный матрос и проводник — повязку с красной, белой и красной полосами. Общая ширина повязки 4,5 см, каждой полосы — 1,5 см. Вахтенные не имеют права самостоятельно без разрешения или приказания вышестоящего по вахте начальника оставлять пост или передавать кому-либо исполнение своих обязанностей.

Во время тревоги вахтенные занимают свои места согласно расписанию по тревогам только после передачи своего поста лицам, заступающим на вахту соответственно расписанию по тревогам.

Вахтенные лица командного состава (штурман, механик, радиооператор) в течение вахты ведут записи, отражающие несение вахтенной службы на судне в соответствующих журналах.

Вахтенная служба на ходу судна включает: вахтенного штурмана (капитана), вахтенного механика (электромеханика), вахтенного радиооператора, вахтенных матросов, мотористов, электриков, рулевых, рулевых-мотористов.

При совмещении профессий (судоводитель-судомеханик или судомеханик-судоводитель) вахтенным начальником является лицо командного состава, которое в равной степени отвечает как за судовождение, так и за работу машин и механизмов.

На всех самоходных судах, где штатным расписанием предусмотрены должности рулевых (рулевых-мотористов), во время движения судна на посту управления должны находиться два члена экипажа — вахтенный начальник и рулевой (рулевой-моторист).

Вахтенный штурман является вахтенным начальником, возглавляет вахтенную службу самоходного судна и подчиняется капитану, а в его отсутствие — первому штурману. Никто, кроме капитана, не имеет права отменять или изменять распоряжения вахтенного начальника. Он отвечает за надлежащее несение вахтенной службы и обеспечение безопасности судна, людей, груза и всего имущества.

Основные обязанности вахтенного начальника: выполнение всех правил, конвенций и соглашений, касающихся безопасности плавания, технического состояния судна; организация надлежащего несения вахтенной службы; обеспечение строгого выполнения экипажем и пассажирами требований безопасности труда; принятие всех необходимых мер' по обеспечению безопасности судна и его нормальной эксплуатации; при возникновении опасности для судна (пожара, взрыва, пробоины, а также падения человека за борт) — объявление тревоги и принятие мер предотвращения опасности; инструктаж своей вахты.

Вахтенный механик — начальник всех лиц, несущих вахту в машинно-котельном отделении (МКО). Он подчиняется непосредственно старшему механику. В отношении обеспечения заданной скорости судна или ее изменения, обеспечения живучести судна и выполнения судового распорядка вахтенный механик подчиняется вахтенному начальнику.

Вахтенный механик несет ответственность за всю вахту и ее надлежащее несение в МКО, за исправное состояние и работу всех механизмов, систем и устройств, обеспечивающих безопасность судна и его нормальную навигационную эксплуатацию.

Вахтенный механик обязан: соблюдать установленный режим работы механизмов и моторов; организовать надлежащее несение вахтенной службы в МКО; следить за работой машинной команды; принимать немедленно меры к устранению неисправностей, возникающих в судовых механизмах; следить за правильным и экономным расходованием во время вахты топлива, воды, смазочных и других материалов. Во время ходовой вахты он должен немедленно выполнять и повторять все распоряжения, переданные в машину с мостика. Самостоятельно изменять заданный с мостика режим работы главных двигателей и других механизмов не разрешается.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 3936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.