Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

SWOT - анализ




S - сильные стороны W – слабые стороны
1.Стабильно высокий рост успеваемости студентов программы на 2-3 % ежегодно.   2. Наличие необходимых условий для реализации интеллектуальных и творческих способностей студентов программы. 1.Недостаточность курсов нового формата на основе программы Кембриджского университета для учителей.
О - меры по устранению слабых сторон Т - возможные риски в случае неустранения слабых сторон
1. Повышение квалификации преподавателей с учётом программы Кембриджского университета. 1. Снижение конкурентноспособности выпускников.

Стандарт 5. Профессорско-преподавательский состав

В настоящее время образовательная программа обеспечена высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом, имеющим базовое образование, представленным 6 кандидатами наук, 3 магистрами наук, 4 преподавателями без учёной степени и степени магистра наук. Среди преподавателей кафедры – 1 обладатель звания «Лучший преподаватель вуза Республики Казахстан», 1 обладатель звания «Отличник образования Республики Казахстан» (профессор кафедры географии Кожахмет М).

Наряду с преподавателями кафедры географии программу обслуживают преподаватели, читающие курсы общеобязательного цикла и междисциплинарной направленности. В результате этого общее число штатных преподавателей, обслуживающих программу по всем дисциплинам, составляет 36 человека, из которых 19 имеют учёную степень доктора и кандидата наук, т.е., 53%.

За отчетный период 2 преподавателя, обслуживающие специальность, стали обладателями гранта «Лучший преподаватель вуза Республики Казахстан»: профессор кафедры зоологии Мырзаханов Н.М. (2010г.) и профессор кафедры физологии Конкабаева А.Е. (2012г.). Преподавание базовых и профилирующих дисциплин на 100% обеспечено штатными преподавателями, число которых составляет 19 человек, из них 12 – с учеными степенями (63%). Средний возраст штатных преподавателей, обслуживающих программу, составил 44 года.

Обеспечивая один из основополагающих принципов кредитной системы – выборность курсов и преподавателей, факультет имеет резерв преподавателей, способных читать разные дисциплины учебного плана. Это позволяет преподавателям быть взаимозаменяемыми в случаях замены, болезни, увольнения и т.п. Механизмом обеспечения взаимозаменяемости является педагогическая нагрузка преподавателей, которая ежегодно формируется заведующим кафедрой.

Участие преподавателей в совершенствовании образовательной программы осуществляется через актуализацию образовательной программы с учётом требований рынка труда и передовых достижений науки; планирование объема кредитов на изучение элективных дисциплин; определение политики курса; планирование графика сдачи контрольных заданий; организацию контроля знаний обучающихся; корректировку форм и методов преподавания дисциплин с учётом результатов мониторинга качества; пересматриваемость тематики дипломных работ; привлечение баз практик; работу в составе Научно-методического совета университета, методических и государственных аттестационных комиссий.

Деятельность преподавателей носит плановый характер, что обеспечивает необходимый баланс учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы. Рабочая нагрузка преподавателей отражается в журналах «Индивидуальный план преподавателя» и «Учёт педагогической нагрузки», которые включают перечень мероприятий, сроки и отчёт о выполнении. Индивидуальные планы утверждаются до начала учебного года заведующим кафедрой, деканом, курирующими проректорами. Анализ выполнения и оценка деятельности преподавателей осуществляется в конце учебного года, о чём свидетельствуют протоколы заседаний кафедр, заключения заведующих кафедрами в индивидуальных планах. Журнал учёта педагогической нагрузки позволяет фиксировать распределение и выполнение учебной нагрузки по семестрам, видам занятий, контроля знаний обучающихся. Форматом журнала предусмотрено собственноручное ведение записей о дате, времени, тематике, объеме часов, виде занятий, заверенное самим преподавателем и заведующим кафедрой. По окончании семестра в журнал учёта педагогической нагрузки вносится статический отчёт о выполнении нагрузки. Выполнение педагогической нагрузки и индивидуальных планов работы преподавателей университета рассматриваются на заседаниях Советов факультетов и ректората.

Учебная нагрузка формируется в соответствии с рабочими учебными планами и ГОСО РК 5.03.015-2009 «Учебная работа и педагогическая нагрузка. Основные положения», с учётом штатного расписания и контингента. За отчётный период объем годовой педагогической нагрузки преподавателей факультета составлял в среднем 726-746 часа. В учебную нагрузку входит проведение учебных занятий, консультации в рамках СРСП, экзаменов, рубежного контроля, руководство дипломными работами и практиками. Учебно-методическая и организационно-методическая нагрузкавключает разработку учебно-методических пособий, указаний, рекомендаций, электронных учебников, слайдовых презентаций, контрольно-измерительных материалов; участие в работе кафедры и методической комиссии факультета, Научно-методической комиссии университета, Учебно-методической секции, в профориентационной работе; посещение Школы лекторского мастерства, обучающих семинаров, курсов повышения квалификации; подготовка студентов к участию в предметных олимпиадах. Одним из доказательств выполнения учебно-методической нагрузки преподавателями в отчётный период является выпуск преподавателями кафедры учебно-методической литературы. Так, преподавателями кафедры за отчётный период разработано 9 учебников, 22 учебно-методических пособия, 19 методических указаний (рекомендаций), 106 учебно-методических комплекса общим объемом 388,5 п.л., из них 193,75 п.л. – на казахском языке, 17 электронных учебников с регистрацией в Министерстве юстиции. Научно-исследовательская нагрузка преподавателей включает подготовку статей, монографий; участие в работе Научно-технического совета, Совета молодых учёных, конференциях, программах академической мобильности; в разработке и реализации научных проектов; научное руководство дипломными работами. Примерами выполнения научно-исследовательской нагрузки в отчётный период могут служить опубликованные преподавателями кафедры 66 статей, из которых 8 - в зарубежных изданиях, 1 – в журналах с импакт-фактором, полученные 2 акта на внедрение, осуществление 2 фундаментальных финансируемых проектов.

Результаты научно-исследовательской работы преподавателей факультета внедряются в учебный процесс в рамках элективных курсов, подготовки дипломных работ, написания учебных пособий, научных статей, учебно-методических комплексов. В течение 5-х последних лет преподаватели кафедры географии принимали участие в республиканских и международных конференциях в Казахстане, России, Чехии, Польше, Болгарии, Украине, Беларуси, Кыргызстане и др. (таблица 6).

Таблица 6

Результаты учебно-методической и научно-исследовательской деятельности ППС кафедры географии в динамике учебных годов

Виды деятельности ППС кафедры географии 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
1.Учебно-методическая работа: - издание учебных, учебно-методических пособий (кол-во); -издание УМК (кол-во); - подготовка электронных учебников (кол-во);                          
2.Научно-исследовательская работа: - публикации научных статей (объем п.л.); - участие в научно-практических конференциях (кол-во); - акты внедрения и участие в фундаментальных научных проектах     12 п.л         11 п.л         12 п.л.         14 п.л.      

Степень участия в выполнении НИР студентов составляет 15%. Студентами кафедры географии за отчетный период было опубликовано свыше 5 п.л.

Воспитательная нагрузка включает кураторскую работу, участие в университетских студенческих мероприятиях, организацию внеучебного досуга обучающихся, Совета кураторов университета. Преподаватели факультета являются организаторами и активными участниками культурно-массовых и спортивно-оздоровительных мероприятий для студенчества.

Университет осуществляет постоянную оценку деятельности преподавателей через плановую аттестацию, контрольные посещения занятий, плановые социологические опросы, формирование электронного Банка профессиональных достижений. Разработанный в университете механизм аттестации позволяет обеспечить комплексную оценку деятельности преподавателей в контексте их функциональных обязанностей. Формат аттестации включает анализ научных и учебно-методических достижений преподавателя за три последних года; оценку общественного мнения руководителей и студентов факультета о профессиональном уровне преподавателя; экспертизу качества проведения занятий. На основании полученных результатов аттестационная комиссия, возглавляемая представителем высшего руководства университета, делает выводы о соответствии преподавателя занимаемой должности, дает рекомендации по дальнейшему совершенствованию его профессионального развития. Статистика отчетных лет показывает, что 100% преподавателей, подлежащих аттестации по графику, подтвердили соответствие занимаемой должности. Это свидетельствует об эффективном механизме конкурсного отбора преподавателей и наличии в университете благоприятных условий для профессионального развития преподавателей.

Контрольные посещения занятий осуществляют декан факультета, заведующий кафедрой, ведущие профессоры и доценты кафедры, представители методической комиссии факультета, члены Научно-методического совета университета. Критерии оценки связаны, прежде всего, со знанием предмета, владением методикой преподавания и интерактивными методами обучения, умением структурировать занятие и рационально использовать учебное время. Оценка внутренних экспертов отражается в специальных журналах кафедры и Научно-методического совета, на заседаниях которого регулярно заслушиваются краткие отчеты об уровне преподавания. Кроме того, оценка качества преподавания и методического уровня преподавателей осуществляется через анализ результатов экзаменационных сессий, контрольных срезов знаний, выпускных экзаменов. Вопросы успеваемости, уровня остаточных знаний, качества выпуска входят в планы работы ректората, Научно-методического совета, методических комиссий, Советов факультетов, деканатов. Например, занятия преподавателей, чьи дисциплины имеют низкие показатели сессии или контрольного среза знаний, посещаются членами Научно-методического совета, которые оценивают методический уровень преподавания, оказывают методическую помощь, определяют необходимость в посещении преподавателями университетской Школы лекторского мастерства. Логическим продолжением внутренней экспертизы качества преподавания стали социологические опросы, в ходе которых студенты дают оценку качеству проведения занятий конкретным преподавателем. Например, в отчетный период по результатам опроса «Преподаватель глазами студентов» был составлен общественный рейтинг преподавателей кафедры. Другой пример. В рамках опроса об удовлетворенности качеством обучения студентам предлагается указать учебные курсы, которые были прочитаны на высоком/низком методическом уровне. Помимо этого, в университете создан электронный Банк профессиональных достижений(АРМ-мониторинг ППС), который, по сути, является каталогом преподавателей и средством информирования руководства. Функциональные возможности Банка позволяют в автоматизированном режиме получить развернутые отчеты о методических и научных публикациях преподавателей, о прохождении ими курсов повышения квалификации, об участии в программах академической мобильности и т.п. Информация, заложенная в Банк, позволяет осуществлять мониторинг профессионального развития каждого преподавателя и отследить его академический рейтинг в контексте учебно-методической и научно-исследовательской работы.

Таблица 7

Динамика развития и совершенствования процесса обучения и подготовки студентов за отчетный период

Мероприятия по совершенствования процесса обучения 2009-2010 2010-2011 2011-2012 2012-2013 2013-2014
Остепенённость кафедры (%) 26.3        
Аттестация преподавателей (%)          
Повышение квалификации ППС (%)          
Стажировка ППС и магистрантов (кол-во) - Россия доц. Акпамбетова К.М. Чехия- магистр Аманжол А.И. Румыния Преподаватель Жомартова Г.Ж. Чехия- магистр Жангожина Г.М.   Франция Ст.препод. Жомартова Г.Ж.
Академическая мобильность студентов (кол-во) -   - - -
Подготовка специалистов по полиязычной программе (кол-во) - -      

 

В университете созданы необходимые условия для профессионального развития преподавателей и их стимулирования. Например, научная библиотека предоставляет преподавателям единый читательский билет для бесплатного использования книжного фонда и электронных ресурсов во всех учебных корпусах; осуществляет электронную доставку заказанных источников; обеспечивает бесплатный доступ к международным подписным базам данных; проводит бесплатное обучение преподавателей в тренингах по использованию международных подписных баз данных; организовывает по заявкам преподавателей кафедр выездные тематические выставки литературы. Другой пример. Наличие в университете системы повышения квалификации преподавателей. В отчётный период до изменения правового статуса вуза в университете функционировал Факультет повышения квалификации, который разрабатывал и реализовывал программы по менеджменту образования и современным технологиям обучения. Все преподаватели факультета прошли обучение на курсах ФПК, позволяющих эффективно работать в условиях кредитной и дистанционной технологий. Повышению методического уровня преподавателей способствует функционирующая в университете Школа лекторского мастерства. За отчётный период повысили квалификацию 12 преподавателей кафедры. С появлением института послевузовского образования преподаватели факультета получили возможность повышать свою квалификацию в магистратуре: за отчётный период степень магистра наук получили 3 преподавателя кафедры. Помимо этого преподаватели факультета повышают свой профессиональный уровень, посещая обучающие семинары, конференции.

Созданию условий личностного развития преподавателей способствует комплекс мер социальной поддержки, в числе которых льготы на медицинское обслуживание в профилактории университета, на посещение зон отдыха университета, право на бесплатное пользование тренажёрным залом, интернет-каналами во всех учебных корпусах и общежитиях. Формами стимулирования являются также внебюджетные надбавки к должностному окладу; вознаграждение за опубликование статей в научных журналах с импакт-фактором и за получение патента; финансирование расходов за регистрацию патентов в государственном реестре и поддержание их в силе (согласно патентному законодательству Республики Казахстан); финансирование издания методических разработок по организации СРСП в рамках образовательных программ, предоставление скидок на публикации в «Вестнике Карагандинского университета»; предоставление преподавателям и их детям льгот по оплате за обучение; присвоение звания «Заслуженный работник КарГУ» с ежегодной выплатой премии в размере должностного оклада; выделение стипендий Совета молодых учёных и именных премий Учёного совета; бесплатный перевод научных статей преподавателей на английский язык для опубликования в журналах с импакт-фактором; бесплатное техническое оформление электронных учебников и их государственная регистрация; предоставление аренды квартир в семейном общежитии университета. Система стимулирования преподавателей подкреплена «Положением о надбавках профессорско-преподавательскому составу и сотрудникам КарГУ им. Е.А. Букетова», «Положением о предоставлении льгот по оплате за обучение студентов», «Положением о порядке присвоения звания «Заслуженный работник КарГУ им. Е.А. Букетова», «Положением о порядке присуждения ежегодных университетских премий лучшим преподавателям и студентам КарГУ им. Е.А. Букетова», решениями ректората, Учёного совета, редакционной коллегии «Вестника Карагандинского университета».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 981; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.