Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Примеры сокращения фраз




Конспектирование фраз

 

Рассмотренные в предыдущем разделе приемы, стоит только понять их смысл и значение, осваиваются легко, почти автоматически. Они экономят время при чтении конспекта, но не экономят при записи, хотя и не увеличивают его.

Научиться конспектированию фраз сложнее, зато и польза от освоения приемов, составляющих это умение, более ощутимая. Конспективная запись, получаемая с помощью таких приемов, быстрее пишется, легче читается и лучше запоминается.

Первое, чему следует научится, можно называть умением держать паузу. Если начать записывать фразу сразу же после того, как мы услышим (или при чтении с листа - увидим) ее начало, то слов в конспекте будут столько же, сколько в исходном тексте. В библиотеке время на это еще можно найти, но на лекции... На лекции нужна пауза. Никогда не следует начинать записывать фразу, не дослушав ее до конца и не уловив основного смысла. Смысл сказанного всегда может быть записан короче и не обязательно в том же порядке, в котором его доносит до нас автор. Некоторые их приемов конспектирования фраз приведены в табл. 6. Поясним их.

Почти каждый раз, когда в тексте фразы мы встречаем слова "состоит из" или "включает в себя", а в научных текстах такие словосочетания встречаются довольно часто, их можно заменить "скобкой", значительно сократив число слов в конспективной записи (пример 1).

 

Таблица 6.

 

Не менее распространенными в научных текстах являются также словосочетания типа "подразделяется на", "бывают следующих видов". С тем же успехом они могут быть заменены "вилкой" (примеры 2, 3).

Скобку и вилку можно комбинировать (пример 4).

Дальнейшего сокращения фразы можно достичь за счет использования контекста. "Русский язык, как и большинство естественных языков, обладает избыточностью порядка 80%. Это означает, что если из текста убрать случайным образом 80% символов, то еще можно будет понять, о чем шла речь" [59].

Эта избыточность позволяет нам легко понимать друг друга, несмотря на особенности произношения каждого человека и естественные помехи, например, шум, доносящийся с улицы. Правда, после удаления 80% символов, как отмечает сам автор, текст надо уже не читать, а расшифровывать, что совершенно неприемлемо для конспекта. Однако, если из текста убрать не 80%, а меньше, и не случайным образом, а по определенным правилам, то текст можно существенно сократить, не потеряв его информативности.

Таким образом, использование контекста - это прием простого выбрасывания слов, которые без труда могут быть восстановлены по смыслу.

Может возникнуть вопрос, почему этот прием не использует сам лектор? Дело в том, что речь лектора - это главным образом монолог, то есть речь одного лица, обращенная ко многим. Именно потому он должен говорить так, чтобы его понимал каждый. Кроме того, учитывая естественные колебания внимания, лектор время от времени вынужден возвращаться назад, как бы углубляя смысл и подводя итог сказанному, что обычно называют концентричностью изложения. Кроме того, для лучшего восприятия и соответствующего эмоционального настроя аудитории лектор использует различные стилистические приемы и разные по произношению, но одинаковые по смыслу слова и словосочетания, которые фактически дублируют друг друга. Все это делает речь лектора развернутой и подробной. Подобная избыточность, оправданная на лекции, сыграв свою роль, вполне может быть опущена в конспекте. Однако сделать это должен сам студент. При этом он может руководствоваться следующими правилами.

П р а в и л о 1. Не употреблять в конспекте или употреблять очень редко слова и словосочетания, составляющие название темы. Выше на стр. 88 был приведен план лекции на тему "Внимание". Если из всех последующих подзаголовков убрать слова "внимание", "внимании", "внимания" и т.д., то и без того будет понятно, о чем идет речь. Давайте убедимся:

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1871; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.