Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Априорная настройка аудитории




А оратором можно стать

Поэтом нужно родиться,

Актуальность умения

II.5. Культура подготовки устного сообщения и выступления с ним

 

"Poetate nascuntur, oratores fiunt" -

 

Выступление перед аудиторией как компонент, как самостоятельная единица учебной деятельности есть дело распространенное. Без этого не могут обойтись ни традиционный урок, ни лекция, ни семинарское занятие.

Согласно психологической классификации, устное сообщение, произносимое одним лицом, является монологом, и, по той же классификации, относится к самым трудным видам речи. Недаром в детстве человек сначала овладевает диалогом, затем внутренней речью, позже письменной речью и только потом, и уже не в детстве,- монологом.

Есть профессии, где умение произносить монологи считается наиважнейшим профессиональным качеством. "Нет явления более жалкого, чем косноязыкий учитель", - говорил К.Д.Ушинс-кий. Но не менее жалко выглядят перед аудиторией и косноязыкий профессор, и не умеющий произносить путные монологи адвокат, и не владеющие словом менеджер, психолог и т.д. Умение грамотно излагать свои мысли, убеждать, отстаивать свою точку зрения необходимо в жизни всякому человеку, и специалисты уверяют, что этому можно научиться. Еще древние римляне, проводя грань между творчеством в поэзии и мастерством устной речи говорили: "Poetate nascuntur, oratores fiunt", что означает: "Поэтом нужно родиться, а оратором

можно стать".

Поверим специалистам и выделим для начала те главные психологические условия, от которых зависит успех сообщения. Думаю, они не составляют ни для кого секрета: аудитория будет вас слушать, если ваше сообщение будет интересным, она усвоит информацию и дослушает вас до конца, если станет слушать вас внимательно. Отсюда перед пожелавшим овладеть культурой устного выступления всегда встают два вопроса: 1) как вызвать интерес слушателей, 2) как удержать внимание аудитории? Об этих двух проблемах в приложении их к учебному труду у нас в основном и пойдет речь.

Как психические процессы, интерес и внимание, помимо присущей им избирательности, имеют еще одно общее свойство - инертность, в силу чего ими нельзя овладеть мгновенно. Поэтому первое, что должен усвоить начинающий оратор, можно сформулировать примерно так: "Вниманием аудитории следует овладевать постепенно." Но, если прочитав эти строки, вы подумали, что этим следует заняться с момента вашего появления в аудитории, то вы ошиблись.

 

Устное выступление часто называют театром одного актера. А когда речь заходит о театре, всегда почему-то вспоминаются слова К.С.Станиславского: "Театр начинается с вешалки". Однако устное выступление начинается еще раньше - с рекламы, афиши, объявления о нем. Это так называемая "априорная", то есть доопытная или, лучше сказать, заочная настройка аудитории. Из чего же она складывается и какие цели перед собой ставит?

Главная цель, которая здесь преследуется, - это формирование аудитории, отбор и подготовка заинтересованных лиц. По-хорошему студент, отправляющийся на лекцию, не должен оставаться в неведении относительно того, что его ожидает. Стопроцентная посещаемость, с нашей точки зрения, дело не обязательное и даже вредное. В аудитории должны присутствовать только те лица, которые внутренне готовы к восприятию. Разумеется, сообщение о теме лекции в таком случае должно быть сделано заранее, чтобы дать возможность слушателям подумать над темой и сформулировать вопросы, за ответами на которые они и придут в аудиторию.

Говорят, в некоторых школах практикуется рекламирование тем уроков в виде афиш, которые вывешиваются на дверях классных комнат. Не знаю, как это выглядело бы на дверях вузовских аудиторий, но, думаю, реклама некоторых лекций в местах специально для этого отведенных вузу бы не помешала. А для пожелавшего вывесить такую афишу всегда актуальны два вопроса: 1) где повесить?; 2) как оформить? И тут ему не обойтись без знания психологии восприятия.

Замечено, например, когда рядом висит много ярких объявлений, их не читают. Среди ярких, красочных объявлений скорее будет прочитано неяркое, строгое. Ведь информация, как мы уже упоминали, - это нарушенное однообразие, а внимание, добавим, есть "пятно". На светлом фоне оно должно быть темным, на темном - наоборот.

Второе наблюдение: проходя мимо рекламного щита, человек бросает взгляд на верхний левый угол и, если ему (взгляду) там не за что зацепиться, человек проходит мимо. Вывод, который из этого должен сделать рекламодатель, очевиден: в верхнем левом углу афиши надо поместить что-то вроде крючка для внимания. Это могут быть знак, пиктограмма, символ, карикатура - что угодно, лишь бы читатель остановился.

Последнее и самое очевидное: афиша должна быть оформлена со вкусом. Это требование опирается на закономерность восприятия, известную под названием "эффекта обертки". Производители продукции порой тратят до тридцати процентов стоимости товара на обертку только потому, что знают: впечатление, оставленное оберткой, будет автоматически перенесено покупателем на качество товара. Если вам лень оформлять афишу, советуем представить себе установку, с которой слушатели придут на вашу лекцию, если афиша будет оформлена неряшливо. Это может добавить желания.

Итак, будем считать, что вы учли все закономерности восприятия и ваша афиша выдержала конкурс на право быть прочитанной. Что дальше?

Теоретики ораторского искусства полагают, что тут самое время подумать об апостериорной настройке - той самой "вешалке", о которой говорил Станиславский.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.