Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тенденции развития семьи




Семья и брак как социальные институты

Социальные санкции.

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции. Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции – это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правомь назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

ВИДЫ САНКЦИЙ

ВИД САНКЦИЙ ПРИМЕРЫ
Позитивная формальная Государственная награда, премия, вручение почетных знаков, грамот, присвоение титула
Негативная формальная Лишение свободы, штраф, увольнение с работы
Позитивная неформальная Похвала, комплименты, аплодисменты
Негативная неформальная Осуждение, критика, насмешка, жалоба

 

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

 

 

Искусство домостроения у человека уходит вглубь тысячелетий. Остатки древнейшего известного жилища датируется почти двумя миллионами лет. Общественные отношения у людей, начавших жить в отдельных жилищах не могли быть стадными, они выступали в форме семейно-родовых отношений. Ученые до сих пор спорят о том, какой была семья на заре человечества.

Долгое время считалось, что каждый народ прошел в своем развитии период матриархата - господства женщин, на смену которого пришел патриархат - господство мужчины. Сейчас эта версия подвергается сомнению. В любом случае, групповой брак был вытеснен индивидуальным, так как люди поняли важость семейного воспитания детей и необходимость установления законов о браке и семье.

Многие народы имели свои представления о семейных отношениях и обязанностях родственников по отношению друг к другу. В Ветхом Завете сказано о взаимоотношениях родителей и детей: “Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле...Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти”. Там же устанавливается, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчине - женской, что не надо искать любви у чужой жены. Новый Завет провозглашает необходимость повиновения женами своих мужей и требование любви к собственным женам. Коран позволяет брать себе в супруги и двух, трех или четырех женщин и требует изменяющих жен и мужей побивать сотней ударов.

Особенно пристальное внимание семейной жизни и отношениям между полами уделяли в Индии. Древний трактат “Камасутра” требовал от будущей жены обладания красотой и воспитанностью, здравомыслия, хорошего телосложения, хороших зубов, ногтей, глаз волос и ушей, отсутствия жалоб на здоровье. Также устанавливалось, что мужчина должен обладать теми же качествами, которые он ожидает от своей невесты.

Наконец, российский “Домострой” (трактат XVI в., в котором говорилось о правилах семейной жизни и воспитания детей) подчеркивает значение строгости в воспитании детей: “Воспитай дитя в запретах и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь - в большом пострадаешь скорбя в будущем, будто занозы вгонишь в душу свою”.

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношения. Изменяются нормы и роли членов семьи, законы, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным - люди продолжают ступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях. Попробуем разобраться, почему же при всех изменениях и нововведениях нет и речи об отмене семьи, как формы устройства и существования общества.

Семья - группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и т.д.).

Различают две основные формы организации семьи - супружескую и родственную. В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.

При родственной организации семейной жизни родственники живут в одном дворе вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов, у которых особое отношение к родству и своим близким. В таких семьях главную роль обычно играют самые старшие и даже взрослый мужчина должен беспрекословно подчиняться своей матери. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.

По-разному подходят и к созданию семьи. Раньше у большинства народов не было принято спрашивать согласия на вступление в брак у самих будущих супругов, а иногда они впервые видели себя лишь на свадьбе. Обычно решающую роль играли родители, подбиравшие “достойную” кандидатуру, а дети не могли им перечить, потому что их положение в обществе и дальнейшая жизнь зависели от воли старших в семье. Иногда поиск будущих супругов возлагался на особых людей, которые собирали все сведения о возможных кандидатах и на свой страх формировали пары. В Индии же подчас решающую роль играла дата рождения - совместимость супругов определялась гороскопом. Еще сто лет назад богатство жениха практически предопределяло участь девушки и не редкостью было видеть молоденьких жен у дряхлых стариков. Времена меняются и теперь в большинстве стран законы запрещают принуждать к браку, хотя и сейчас мнение родственников у многих народов является очень важным и даже определяющим.

В древнем мире браки заключались в удивительно раннем для нас возрасте, но и средняя продолжительность жизни тогда была значительно короче. В Двуречье девочка, достигшая 10 лет, считалась пригодной для замужества, а мальчику для вступления в семейную жизнь должно было исполниться 13 лет. В Риме законом был определен минимальный брачный возраст: для девочек - 12 лет, для мальчиков - 14 лет. Император Август даже издал указ против безбрачия, по которому не вступившие к 20 годам в брак могли быть оштрафованы или даже изгнаны из страны. Сейчас государство уже не вмешивается так сильно в семейные отношения, но также понимает их важность и значимость.

Давайте определим основные задачи семьи в обществе и может быть тогда будет понятнее, почему правители с древнейших времен до наших дней не забывают об этой казалось бы исключительно личной сфере жизни человека:

1. Брак регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям, уменьшает количество венерических заболеваний. В конечном же итоге верность супругов способна значительно ограничить распространение самой опасной болезни нашего века - СПИДа.

2. Рождение детей, которые должны быть физически и психически здоровыми. Важность этой роли семьи подтверждает и то, что при всем отрицательном отношении к разводу многие народы допускали его из-за психических расстройств одного из супругов. Будущее группы людей до сих пор определяется высоким уровнем рождаемости и его падение является тревожным сигналом для общества.

3. Формирование и воспитание подрастающего поколения. Народная мудрость гласит, что настоящим родителем является не тот, кто сумел родить, а тот, кто сумел воспитать. Время от времени у людей появлялись идеи общественного воспитания детей, без участия семьи. Но все попытки воплотить их в жизнь оказались неудачными. Именно родители становятся главным образцом поведения детей. Но если они теряют свой авторитет, то подражать начинают уличным знакомым. Издавно считалось важным сохранить почитание старших в семье, что признавалось главным условием морально устойчивого подрастающего поколения.

4. Эмоциональная разрядка - каждый человек мечтает получить любовь, тепло, ласку, заботу, внимание, понимание, сочувствие и многое другое, что может дать только семья. Люди, которые были с детства этого лишены, часто становятся преступниками, легче подвержены психическим расстройствам, имеют повышенную смертность.

5. Физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют его близкие родственники. Они же вступаются за него при необходимости. Особенно важной бывает психологическая поддержка, полезные советы.

6. Установление тесных экономических отношений - ведение общего хозяйства, связь родственников между собой и взаимная материальная помощь в затруднительных ситуациях.

Получается как-то уж очень приземленно. Сейчас чаще встречается более легковесное отношение к браку - главное любовь, а остальное образуется само собой. Именно быт - распределение обязанностей, уход за ребенком, необходимость жертвовать своими привычками - привел к распаду не одну семью. Только умение нести ответственность и понимание стоящих впереди задач предотвратят будущие разочарования и взаимные обиды.

Семейные отношения в понимании людей всегда были очень сложными и ответственными. В пословицах, поговорках, стихотворениях, повестях, романах, анекдотах и притчах с древнейших времен много внимания уделялось взаимоотношениям супругов, воспитанию детей, организации домашнего быта. Л.Н.Толстой в романе “Анна Каренина” использовал ставшее в последствии всемирно знаменитым выражение: “Все семьи счастливы одинаково, каждая семья несчастна по-своему”. Кто-то может не согласиться с утверждением классика, но именно проблемные ситуации в семейных отношениях чаще становятся известны и требуют помощи.

В семейных проблемах виноваты в первую очередь сами люди, хотя подчас очень хочется переложить вину на родителей, государство, друзей, судьбу, стечение обстоятельств и так до бесконечности. Вступая в брак, надо осознавать, что впереди Вас ждут не только счастливые моменты, но и различные трудности.

В нашей стране можно назвать несколько из самых острых вопросов:

- нерешенность жилищного вопроса (молодые семьи часто вынуждены жить с родителями, возникают многочисленные бытовые конфликты и скандалы, все это может привести к разводу, а в некоторых случаях и к преступлению - по статистике в семейных “кухонных” ссорах погибает ежегодно не меньше людей, чем от рук уличных бандитов);

- недостаток средств для существования (пока наша страна находится в сложном экономическом положении - распространена безработица, трудно найти высокооплачиваемую работу, нередки задержки в выплате зарплаты, достаточно высоки цены на продукты питания и лекарства);

- недостаточное количество детских площадок и кружков по интересам,распространение алкоголизма и наркомании (как среди родителей, так и среди детей), ухудшение здоровья детей (в результате неблагоприятной экологической обстановки, полученных наследственных болезней, отсутствия хороших условий в школе, распространения компьютеров и постоянного просмотра телевизионных программ - это в значительной степени влияет на ухудшение зрения, неправильного питания, отсутствия занятий спортом и т.д.);

- уменьшение авторитета родителей и вообще взрослых (это происходит не только из-за материальных причин, но и в результате неумения или нежелания супругов понять мир своих детей, уважительно отнестись к их интересам и взглядам);

- рост количества разводов (в основном разводы происходят из-за легкомысленного отношения к браку), неумение спокойно решать возникающие разногласия (повышенные тона никак не могут способствовать достижению согласия), бездуховность (в семье, где низок уровень культуры, нет сложившихся традиций и обычаев, отношения обеднены решением мелких бытовых вопросов, отсутствуют совместные походы в театр, музей или просто прогулки, которые при желании превращаются в маленький праздник) и т.д.

Причины семейных неурядиц психологи видят в группе факторов: 1) сверхсуровой отцовской дисциплиной (грубость, сумасбродство, непонимание), 2) недостаточным материнским надзором (равнодушие, беззаботность), 3) недостаточной отцовской привязанностью, 4) недостаточной материнской привязанностью (холодность, враждебность), 5) отсутствием сплоченности в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь).

 

В современной семейной жизни происходят серьезные изменения. Мы назвали их основными тенденциями в развитии семьи. К их числу можно отнести:

- равномерное распределение прав и обязанностей в семье;

- акселерация и раннее взросление;

- утрата прежних традиций, праздников и прежнего влияния взрослых членов семьи;

- рост числа разводов;

- сексуальное раскрепощение;

- стремление к экономической независимости от родственников;

- ослабление религиозного воздействия;

- уменьшение интенсивности общения в семье (малое время проведенное совместно, телевизоры и видеомагнитофоны).

Чуть подробнее остановимся на правах несовершеннолетних детей и обязанностях родителей. Закон признает ребенком лицо, не достигшее возраста 18 лет. Он имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями и сестрами, на защиту от злоупотреблений родителей (может обращаться в специальные органы опеки и попечительства, а с 14 лет - в суд), на выражение своего мнения в решении касающихся его семейных вопросов, на выступление в ходе судебного разбирательства (с 10 лет учет мнения ребенка обязателен), на участие в решении вопроса о своей фамилии (с 10 лет изменение фамилии может быть произведено только с согласия ребенка). С шести лет ребенок может совершать самостоятельно мелкие сделки (например, что-то покупать в магазине, принимать подарки и т.п.), а уже с 14 лет законы определяют большую свободу действий (появляется личное имущество, которым подросток может распоряжаться свободно).

Теперь кратко перечислим обязанности родителей, которые зачастую соединены с их правами: воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье (физическом, психическом, нравственном и духовном), обеспечить получение детьми основного общего образования, выбирать учебные заведения (с учетом мнения детей), выступать в защиту интересов детей, способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление и эксплуатацию детей.

Однако не стоит забывать, что редко родители не желают своим детям счастья и добра. Их нетерпение иногда поясняется стремлением как можно быстрее добиться хороших результатов в воспитании. Кто из родителей желает, чтобы его дети курили, пьянствовали, употребляли наркотики и совершали преступления? На это способны только потерявшие свое человеческое обличие и их обычно стараются лишать родительских прав.

Конечно, в семье не всегда выполняются перечисленные выше законы, ведь отношения, которые устанавливались веками, не так уж просто изменить. В наше время еще часто встречаешься с мнением, что ленивый тот родитель, кто не использует розог при воспитании детей. В ответ вспомним народную поговорку: “Детей наказывай стыдом, а не грозою и бичом”.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 765; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.