Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Скульптура. Пространство романских храмов буквально создано для живописи и скульптуры




Пространство романских храмов буквально создано для живописи и скульптуры. В X в. устанавливаются художественные канонические типы. Как правило, в центр апсиды изображался Христос во славе или фигура Богоматери. Западная стена обычно украшалась сценой Страшного суда.

Скульптура, которая украшала романские храмы, носила символический и дидактический характер, ее целью было пояснение библейских текстов, помочь неграмотным людям прийти к вере. Скульптура раннего средневековья неказиста, приземиста, наивна, в целом не идеальна, но в ней отразились истинные, непосредственные идеи создателей, подлинные заботы, чаяния и вкусы тогдашних людей, не всегда совпадавшие с представлениями священнослужителей. Наиболее ярко это противоречие выразил епископ Бернар Клервосский. Он с возмущением восклицал: «…для чего же в монастырях, перед взорами читающих братьев, эта смехотворная диковинность, эти странно-безобразные образы, эти образы безобразного? К чему тут грязные обезьяны? К чему дикие львы? К чему чудовищные кентавры? К чему полулюди? К чему воины, в поединке разящие? К чему охотники трубящие? Здесь под одной головой видишь много тел, там, наоборот, на одном теле – много голов. Здесь, глядишь, у четвероногого хвост змеи, там – у рыбы – голова четвероногого. Здесь зверь – спереди конь, а сзади – половина козы, там – рогатое животное являет с тыла вид коня. Столь велика, в конце концов, столь удивительна повсюду пестрота самых различных образов, что люди предпочтут читать по мрамору, чем по книге, и целый день разглядывать их, поражаясь, а не размышлять о законе Божьем, поучаясь». Бернар Клервосский не преувеличивал. Действительно, на капителях и у подножий колонн, на окнах, на рельефах стен и дверей романских соборов гнездятся и кентавры, и львы, и полуящеры-полуптицы, и всякого рода химеры. Они, видимо, олицетворяли силы дьявола, но это скорее повод для их появления в храме. Суть же этих образов очень древняя: они пришли в романское искусство из языческих народных культов, из сказок и басен, из животного эпоса.

Первые произведения романской скульптуры Франции возникли на рубеже XI-XII вв. Первоначально это были плоскостные рельефы с преобладанием графической резьбы по камню. В период же расцвета романская скульптура во Франции вступила около 1100 г., когда скульптурные изображения начинают широко использовать для декорировки фасадов церквей.

Самыми замечательными творениями романской монументальной пластики во Франции являются гигантские рельефные композиции над порталами храмов Лангедока и Бургундии. Сюжетами их стали грозные пророчества «Апокалипсиса». Встречая посетителя на пороге храма, они должны были привести его в трепет и напомнить о каре, ожидающей непокорных. В изображении «Страшного суда» наглядно показана богословская схему иерархической структуры мира. Центром композиции всегда служит фигура Христа, верхнюю часть – занимает небо, нижнюю – грешная земля, по правую руку Христа (то есть слева от зрителя) находятся рай и праведники, по левую – осужденные на вечные муки грешники, черти и ад. Эта схема при всем разнообразии романских изображений сохраняется в основе всех композиций. Рельеф «Страшный суд» – встречал посетителей и в соборе Сен-Лазар в Отэне. С этого портала уцелела фигура лежащей Евы, как воплощение соблазна. Изображение нагого женского тела необычно для средневековья и говорить о влиянии классики.

Интереснейшие скульптуры сохранились в «Королевском портале» собора в Шартре (1145-1155). Особенностью этих скульптур является их столпообразность. Исполняя роль колонн, они неестественно вытянуты, при этом обладают реальными чертами, а женские фигуры одеты в современные скульптору платья, и имеют модные прически с длинными ниспадающими на грудь косами.

В Германии скульптура не получила значительного развития. Самым крупным событием в истории пластики того времени было создание знаменитых бронзовых дверей собора в Гильдесгейме. Отлитые между 1008 и 1015 гг., они содержат 16 рельефов на сюжеты из Библии и Евангелия. Двери состоят из двух створок. На одной из них на восьми рельефах представлена библейская легенда о сотворении человека и изгнании из Рая. На второй створке – также на восьми рельефах – приводятся эпизоды из жизни Иисуса Христа. Для ознакомления с историей Адама и Евы рельефы следует рассматривать сверху вниз, в история жизни Христа излагается в обратной последовательности – снизу вверх. Благодаря такому приему рельефы приобретают смысл и при прочтении их по горизонтали.

Редчайшим образцом светской монументальной скульптуры этой поры является бронзовый лев перед замком Данквардероде в Брауншвейге – свидетельство усугублявшейся раздробленности в Германии и могущества феодальных князей. Памятник был воздвигнут в 1166 гг. герцогом Генрихом Львом, смертельным врагом императора Фридриха Барбароссы, автономным правителем северных районов Германии. В те времена, когда человек считался ничтожным перед лицом высших божественных сил, не было принято ставить памятники живущим. Генрих Лев поместил перед воротами замка лишь зверя из своего родового герба. Это страж, охраняющий замок, символ силы его владельца.

Монументальная скульптура Италии связана, прежде всего, с оформлением фасадов церквей, украшение церковных кафедр, епископских тронов. Как и в Германии, здесь наряду с каменной скульптурой распространено также литье из бронзы.

Одно из главнейших произведений этого времени – епископский трон в Бари (1098 г.) Самым значительным мастером Ломбардии начала XII в. был Вилигельмо, оставивший свою подпись на скульптуре фасада собора в Модене. Сохранившиеся здесь рельефы «Сотворение Адама и Евы и грехопадение», «Изгнание из рая и работа в поле», «История Авеля и Каина», и другие, отличаются жизненностью образов, показывает изучение мастером античной скульптуры.

Быстрый рост итальянских городских коммун способствовал проникновению в церковную скульптуру светской тематики. Так, в соборе Пьяченцы наряду с фантастическими образами спящих существ на капителях столбов имеются жанровые сцены – точильщик за работой, кожевенники и др., что свидетельствовало о крупной роли, которую играли различные цеховые организации в строительстве городских соборов.

В Испании романский стиль в скульптуре иллюстрируют рельефы с евангельскими сюжетами на столбах монастыря Сан Доминго де Силос конца XI в.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 558; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.