Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очерк II. Философия




Искал алхимик камень мудрецов,

Ум утончался в преньях о вампире,

Познать творца пытался богослов, -

И мысль качала мировые гири.

(Валерий Брюсов «Светоч мысли»)

 

Для XII в. было характерно и обращение к греко-римскому наследию. На латинский язык с арабского и греческого переводятся сочинения Аристотеля, Евклида, Птолемея, Гиппократа, Галена и др. Особенно сильно римская традиция была выражена в Италии. Особенное значение уделялось естественнонаучным сочинениям Аристотеля. При этом важно отметить, что аристотелевская философия была заново усвоена не в своем первоначальном виде, а через призму осознания арабских комментаторов, в особенности Аверроэса (Ибн Рушда), который дал этой философии своеобразную материалистическую интерпретацию. Учение Аристотеля очень быстро завоевало авторитет в научных центрах Италии, Франции (кроме Парижа), Англии, Испании и к XIII в. когда церковь, оказалась бессильной перед сторонниками Аристотеля, вынуждена было каким-то образом ассимилировать аристотелевское учение. К выполнению этой задачи были привлечены доминиканцы. Начал осуществление этой задачи Альберт Великий, а вот блистательно продолжил Фома Аквинский.

Фома Аквинский

Синтез аристотелизма и католической идеологии осуществил Фома Аквинский (1125/26-1274). Его деятельность была вершиной зрелой схоластики. В своих основных сочинениях – «Сумма теологии» и «Сумма против язычников» Фома пытался примирить догму и науку, веру и знание. Учение Фомы сначала было встречено церковью довольно насторожено, а некоторые его положения даже осуждены. Но уже с конца XIII в. томизм ( религиозная философия Фомы Аквинского) стал официальной доктриной католической церкви. Однако этот синтез оказался нежизнеспособным, что показала в дальнейшем вся история развития томизма.

Противниками томизма были аверроисты, последователи арабского мыслителя Аверроэса. Силы аверроистов во главе с Сигером Брабантским были сосредоточены на наиболее демократичном факультете Парижского университета – факультете свободных искусств, с самого начала славившегося свободомыслием и жизнелюбием его студентов. Сторонники Аверроэса требовали освобождения философии от вмешательства теологии и догмы. По существу, они настаивали на отделении разума от веры. На этой основе сложилась концепция латинского аверроизма, включавшая в себя представления о вечности мира, отрицание божьего промысла и развивавшая учение о единстве интеллекта.

Аверроизм был осужден католической церковью, Сигер Брабантский был убит в папской курии, однако идеи аверроизма не погибли и развивались в Падуанском и Болонском университетах, а также мыслителями Возрождения Помпонацци, Пико делла Мирандолой, Джордано Бруно и другими.

Нападки на ортодоксальную схоластику совершались со стороны Уильяма Оккама, который считал, что теология должна заниматься лишь вопросами веры и не вмешиваться в сферу разума. У. Оккама и его последователи считали, что вместо того, чтобы комментировать Аристотеля, следует наблюдать природу. Конечно же, церковь не могла потерпеть подобного свободомыслия, поэтому прогрессивное течение оккамизма подвергалось преследованиям.

Наряду с прогрессивным течением оккамизма распространилось и другое, формально-логическое, в центре внимания которого было изучение знаков «терминов» как самостоятельных логических категорий. Схоластика выродилась в абстрактную игру слов. Словесная эквилибристика, потерявшая смысл, подвергалась осмеиванию со стороны деятелей Возрождения.

Мейстер Эйкхарт

В XIV в. в схоластику широко проникает мистицизм, сторонники которого завершают критику аристотелизма. Мистическая философия особенно была развита доминиканцем из Германии Мейстером Эйкхартом (1260-1328). Он и его последователи проповедовали индивидуальное благочестие, придавая решающее значение внутренним религиозным переживаниям человека. В деле спасения души главная роль отводилась самим людям, а не церкви. Учение мистиков содержало призыв к самосовершенствованию, и под влиянием мистиков были созданы полусветские-полумонашеские братства, имеющие просветительно-воспитательные цели. В некоторых позициях мистики соприкасались с идеями гуманистов.

Николая Кузанского

Завершает классическую эпоху средневековья один из крупнейших мыслителей XV в. Николай Кузанский (1401-1464), уроженец Германии, в конце жизни был генеральным викарием при папском дворе. Он создал оригинальную диалектическую интеллектуальную схему, где важное место занимало понятие метода и познания. Он попытался выработать универсальное осмысление начал мира и устройства Вселенной. Он трактовал мир как потенциальную бесконечность. Николай Кузанский стоял на позициях отделения веры от разума, на обособлении науки от богословия. Естественнонаучные и математические произведения Н. Кузанского сделали его предтечей новой европейской науки. Он высказал идею о движении Земли вокруг Солнца, составил карту Центральной Европы.

В целом философия в классический период средневековья проделала огромный путь и начала приближение к рациональному объяснению окружающего мира.

Очерк III Литература и театр

Земную жизнь пройдя до половины

Я очутился в призрачном лесу

(Данте «Божественная комедия»)

Рыцарская литература

Светские устремления, антиаскетические настроения нашли свое выражение и в рыцарской литературе. Рыцарская литература отражала идеалы рыцарства, даже хронисты описывая сражения или подвиги реальных людей, делали это в соответствии с образцами из рыцарских романов. Сами романы создавались на народных языках, а действие представлялось как череда приключений.

XII век - время возникновения рыцарского романа, куртуазной поэзии. Одним из его источников был кельтский эпос о короле Артуре и его рыцарях Круглого стола. Герои этого бретонского цикла Ланселот и Персиваль, Пальмерин и Амадис, другие - воплощали высшие человеческие ценности, они принадлежали земному миру, отражали героическое, прекрасное и самоценное бытие. Произведения, относящиеся к этому циклу: Прекраснейшая повесть о любви и смерти - история Тристана и Изольды. Основу сюжета составляет история взаимоотношений короля Марка, его невесты, а затем жены Изольды и его юного племянника рыцаря Тристана. Выпив по ошибке любовный напиток, Изольда и Тристан навеки полюбили друг друга, однако ни открыться Марку в этом, ни разорвать трагическую связь они не могут. Все глубоко страдают, но все бессильны перед судьбой, которая между тем влечет влюбленных к смерти.

Темой многих рыцарских романов стала и счастливая любовь. Один из распространенных мотивов рыцарского романа - поиски святого Грааля - чаши, в которую, по преданию, была собрана кровь Христа. Грааль стал символом высшей духовности. Авторы средневековых рыцарских романов проводят своих героев через цепь подвигов и невероятных авантюрно-фантастических приключений, постепенно переходя от описаний деяний героя к открытию его внутреннего мира.

Рыцарский роман, несмотря на все попытки его христианизации, был принципиально светским жанром, в нем отразились новые, нарождающиеся отношения между человеком и миром, усиление индивидуалистических моментов. Особенно ярко это отразилось в новом понимании любви, которая была центром и движущей силой любого рыцарского романа. В XII в. новое отношение к любви обнаруживается не только в куртуазном романе, это отношение реально отражает изменения, происходившие в средневековом обществе. Женщина (аристократических кругов) в XII в. играла довольно видную социальную роль, имея обширные права в области чувств. Именно в этот период возникает культ дамы как элемент куртуазной рыцарской культуры. Эта любовь - горячая, земная, но и поэтическая - бросала вызов церковному аскетизму.

Само слово «куртуазный» (от старофранцузского -двор) впервые было употреблено французским филологом-медиевистом Гастоном Парисом (1839—1903) для обозначения той формы отношений между мужчиной и женщиной, которая складывается в среде господ — могущественных князей феодальной Франции и группировавшихся при их дворах рыцарей-вассалов. Это были отношения, которые сами современники называли — утонченная любовь. Речь идет об определенном кодексе поведения между мужчиной-рыцарем и женщиной-Дамой, об «игре в любовь». «Играя в эту игру, — пишет французский исследователь рыцарской культуры Жорж Дюби, — демонстрируя умение изысканно завлекать женщин, придворный подчеркивал свою принадлежность к миру избранных, свое отличие от «деревенщины»... Куртуазная любовь была прежде всего знаком престижа в мужском обществе». Но заповеди любовного кодекса были адресованы обоим полам. Они диктовали им определенные моральные правила поведения, зиждившиеся на двух добродетелях: выдержке и Дружбе.

Куртуазная любовь вдохновляла авторов рыцарских романов и трубадуров, поэтов-рыцарей, появившихся в Провансе в к. XI в. Знатной даме, избраннице сердца, поклонялись, как богине, ее воспевали в прекрасных стихах, служению ей посвящали жизнь. Но поэзия трубадуров не была однообразной, и любовь, которую они воспевали, оборачивалась то светлым даром человеку, то магической силой, темной стихией. Основная масса трубадуров – выходцы из рыцарей среднего достатка, хотя встречались и трубадуры, вышедшие из плебейской среды. Известнейшим трубадуром был Бернарт де Вентадорн (1150-1180), а также Гираут де Борнейль и другие. Подробности узнаете в процессе самостоятельного изучения их творчества.

В XII в. поэзия стала «повелительницей» европейской словесности. На севере Франции появились труверы, в Германии - миннезингеры, куртуазная поэзия расцветает на Пиренейском полуострове.

В начале XIII в. цветущая цивилизация Прованса была уничтожена северофранцузскими феодалами во главе с жестоким и коварным Симоном де Монфором (старшим), разгромившим альбигойцев. Однако трубадуры, рассеявшись из Прованса по всей Европе, способствовали укреплению куртуазной культуры и поэзии при дворах Европы.

В XIV в. в идеологии рыцарства стал нарастать разрыв между мечтой и действительностью. В рыцарской литературе еще присутствовали все большие темы предыдущего века: античные и бретонские циклы, рыцари Круглого стола и поиски Грааля, куртуазная любовь и т.п. «Роман о Персефоре», составленный в 1315-1340 гг. – учебник рыцарства, предназначенный для воспитания детей короля, изображает идеализированное рыцарство. Странствующий рыцарь должен был подчиняться четырем законам: никогда не отказываться от поединка; в случае войны поддерживать справедливое дело; в турнирах выступать на стороне слабых; помогать каждому, дело которого справедливо. Для этого необходимо было обладать глубокими добродетелями, а не жить лишь внешними атрибутами рыцарства. Рыцарский космополитизм в противоположность патриотизму вызывал осуждение горожан и крестьян. Кастовая замкнутость проявилась в создании в XIV-XV вв. многочисленных рыцарских орденов, вступление в которые обставлялось пышными церемониями. Игра заменяла действительность. Упадок рыцарства отразился в глубоком пессимизме, неуверенности в будущем, прославлении смерти как избавлении.

Куртуазный роман постепенно приходит в упадок, рыцарские романы теряют связь с действительностью. Сюжеты становятся фантастичнее, неправдоподобнее, стиль – вычурнее, усиливается религиозная окраска. Попытка возродить рыцарский роман принадлежит Томасу Мэлори (1417-1471). Написанный им на основе старинных сказаний о рыцарях Круглого стола роман «Смерть Артура» является выдающимся памятником английской прозы XV в. Однако при этом Мэлори невольно отразил и черты разложения сословного строя, и трагическую безысходность положения рыцарей.

Народный, сатирический эпос.

В XII в. в связи с развитием городов сформировалась и городская культура, которая во многом противостояла господствующей церковно-феодальной. Она питалась народной культурой и в определенной плане была ее органической частью.

Антицерковная направленность городской культуры, ее связь с народным творчеством наиболее ярко проявилась в развитии городской литературы. Излюбленным ее жанром стали стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио - во Франции, шванки - в Германии). Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивались алчность католического духовенства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов и другие реалии жизни, противоречившие практическому взгляду горожан на мир.

Фаблио, шванки бросали вызов куртуазному роману и выдвигали новый тип героя - неунывающего, плутоватого, смышленого, всегда находящего выход из любой ситуации благодаря собственному уму и способностям. Городская литература бичевала пороки и нравы, откликалась на злобу дня, была в высшей степени «современной». Церковь преследовала поэтов из городских низов, в творчестве которых она усматривала прямую угрозу. Так, сочинения парижанина Рютбефа в к. XIII в. были осуждены папой на сожжение.

Наряду с фаблио, шванками, новеллами складывался и городской сатирический эпос. Его основой были сказки, сложившиеся еще в раннее средневековье. Одним из самых популярных был «Роман о Лисе», сформировавшийся во Франции и переведенный на другие европейские языки. Главный герой этого романа Лис - Ренар наделен чертами, присущими горожанину: он деловит, изворотлив, практичен.

Широкое произведение получило еще одно произведение городской литературы – «Роман о Розе». У него два автора: рыцарь – поэт Гильом де Лоррис (1210-1240) и Жан де Мен (1240-1305). Герой этой аллегорической поэмы – юный поэт устремлен к идеалу – Розе. «Роман о Розе» пронизан идеями свободомыслия, воспевает Природу и Разум, в нем критикуется сословная структура феодального общества.

Развитие городской литературы в XIV-XV вв. отразило дальнейший рост социального самосознания бюргерства. Бюргерство с его житейской мудростью, жизнелюбием и практической сметкой, противопоставляется дворянству и духовенству, и пропагандируется как опора государства. Этими идеями проникнуто творчества французских поэтов Э. Дюшена (1346-1406) и А. Шартье (1385-1435). Они высказывают резкие обвинения в адрес французских феодалов за их поражения в Столетней войне, осмеивают королевских советников и духовенство. Но они и осуждают народ за их мятежи.

Народное творчество лежит в основе поэзии французского поэта XV в. Франсуа Вийона (1431-1461). Бродяга и вечный скиталец отразил противоречия общества. Он высмеивал в сатирических стихах господ, монахов и богатых горожан, сочувствовал беднякам. Его творчество антиаскетично – он прославляет земные радости, и это роднит его с вагантами. Глубокий интерес к человеку и его переживаниям позволяет назвать Вийона предшественником Возрождения во Франции.

Крестьянские мотивы просматриваются в немецкой повести «Крестьянин Гельмбрехт», написанной Вернером Садовником в конце XIII.В ней описывается жизнь крестьянин ее тяготы и радости. Еще большей образностью и яркостью обладает сочинение английского поэта XIV в. Уильяма Ленгленда, «Видение Уильяма о Петре-Пахаре». Произведение пронизано духом сочувствия к крестьянам их труду, автор считает крестьян основной общества.

На гране Средневековья и Возрождения стоят произведения итальянского и английского поэтов - Данте Алигьери и Джеффи Чосера соответственно.

Данте Алигьери

Особняком в литературе средневековья стоит фигура флорентийского поэта и философа Данте Алигьери (1265-1321). Политический изгнанник, скиталец, горячий поборник объединения Италии жизнь Данте была полна приключений и разочарований. В своем бессмертном произведении «Божественная комедия» автор дает грандиозную картину мироздания, природы и человека. Сюжет поэмы одновременно прост и сложен. Главный герой, думая, как положено христианину, о своей душе, попадает в ад, а затем, пройдя через огонь и лед, доходит до рая, где обретает высшую мудрость, утверждает идеалы добра, высоты человеческого духа. В поэме проходит целая череда выдающихся деятелей средневековья, однако сопровождает главного героя поэт эпохи античности – Вергилий, так автор объединяет эпохи и времена.

Джеффи Чосера

Крупнейшем английским поэтом был Джеффи Чосер (1340-1400). Для его творчества характерны демократические и реалистические традиции. Автор создает яркие образы, характеры представителей разных социальных групп, в сочетании с тонким юмором, драматизмом это делает поэму литературным шедевром.

Новые тенденции ощущается в творчестве других писателей и поэтов XIVв. Выдающимся государственным деятелем Испании, воином и писателем был инфант Хуан Мануэль. Он оставил большое литературное наследие, но особое положение занимает сборник поучительных рассказов «Граф Луканор», в нем появляются гуманистические настроения эпохи.

Мистерии и театр

К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства. Литургические действа, церковные мистерии были известны еще в раннее средневековье. Характерно, что под влиянием новых веяний, развития городов, они становятся более яркими, карнавальными, появляется новый сценический жанр «миракль» - драматургическое произведение о жизни богоматери и святых. В «миракли» проникают светские элементы. Городские «игры», т.е. театральные действа, с самого начала носят светский характер, их сюжеты заимствованы из жизни. Одной из наиболее любимых была «Игра о Робене и Марион», бесхитростная история пастушки и пастушка, чья любовь победила козни коварного грубого рыцаря, пытавшегося соблазнить Марион. Такие представления разыгрывались на городских площадях, в них участвовали не только актеры, но и горожане. Они были выражением карнавально-смеховой, народной культуры средневековья.

Особенно ярко народные начала проявились в XIV-XV вв. в городском театральном искусстве. Именно в это время широко распространились фарсы – юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан, затрагивались социальные и политические проблемы. Большой популярностью в XV в. пользовался фарс «Господин Пьер Пателен», в котором обличалось корыстолюбие, нечестность и крючкотворство судейских чиновников. Значительно изменение претерпела в это время и литургическая драма. В нее все более проникают светские элементы. Влияние церкви и ее контроль над городскими зрелищами ослабевает. Организация больших театрализованных представлений – мистерий переходит от клириков к ремесленным и торговым цехам, они осуществляются на городских площадях. Несмотря на библейские сюжеты, мистерии носили злободневный характер, включали комедийный и бытовой элементы. Появляются мистерии и на чисто светские сюжеты, посвященные событиям реальной жизни (например, мистерия «Осада Орлеана»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 618; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.