Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очерк I. Общественно-политические концепции гуманистов




Введение

Часть V Возрождение

Во все века жила, затаена,

И жажда светлых, благостных веселий.

Настали сроки: струны вновь запели,

И краски вновь зардели с полотна.

(Валерий Брюсов «Светоч мысли»)

Ренессанс или Возрождение - эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Эта эпоха привнесла в культуру европейских стран светский характер, гуманистическое мировоззрение, она обратилась к античному культурному наследию, «возродила» его (отсюда и название).

Культура Возрождения обладает специфическими особенностями переходной эпохи от средневековья к новому времени, в которой старое и новое, переплетаясь, образовали своеобразный, качественно новый сплав. Сложным является вопрос о хронологических границах Возрождения (в Италии—XIV—XVI вв., в других странах—XV—XVI вв.), его территориальном распространении и национальных особенностях.

Существуют различные мнения по поводу определения самого термина «Возрождение». Так, советские историки – Косминский, Сказкин – в целом рассматривали культуру Возрождения как раннебуржуазную культуру, возникшую на почве складывавшихся в недрах феодальной формации ранней буржуазной культуры. Вайнштейн вообще считал, что Возрождение – обширное культурное движение буржуазии. Некоторые западные историки, в частности, Фойгт, понимают под Возрождением только возврат к античности. Абрамсон считает Возрождение ни завершением средневековой, ни началом культуры нового времени, а определяет его как особый переходный тип культуры, качественно отличающийся от той и другой – отсюда своеобразие и неповторимость. В последнее время утвердилось мнение, что Возрождение – особая эпоха в культурном и идейном развитии ряда европейских стран, связанная с процессом перехода от средневековья к Новому времени. Это не единое для всей Европы явление, а достаточно сложный процесс, в разных регионах имеющий свои особенности, его хронологические рамки, источники происхождения, скорость развития будут различны в разных странах. Однако все отличия выступают на фоне общих черт.

В эпоху Возрождения на первое место поднимается человек, его индивидуальность. Ренессанс открыл человеческое «Я» и его величие. Бесконечный мир человек смог увидеть в себе как собственный внутренний мир. Антропоцентризм стол ведущей и главной идеей мировоззрения эпохи Возрождения.

 

 

Разум пробудился! Жить стало наслаждением!

Ульрих фон Гутен

Культура эпохи Возрождения отражает синтез черт античности и средневекового христианства, а мировоззренческой основой секуляризации культуры выступает гуманизм. Он проявляется и в учении о «достоинстве человека» Манетти (1396-1459), и в учении о «свободе воли» Лоренцо Валла (1407-1457), и во взглядах на человека как микрокосм Пико делла Мирандолы (1463-1494). Гуманистический антропоцентризм проявляется также и в философском учении Николая Кузанского и пантеизме Фичино и Леонардо Бруни.

Одно из направлений развития гуманизма рубежа XIV – XV веков, в котором проблемы этики тесно переплелись с социально-политической мыслью – флорентийское направление - гражданский гуманизм. Наметившись в трудах Салютати Колюччо, направление обрело четкие формы в творчестве Леонардо Бруни, Маттео Пальмиери, и других гуманистов.

Леонардо Бруни

Леонардо Бруни (1374 – 1444) исходил из тезиса античной философии о человеке как существе общественном, наиболее полно раскрывающем себя во взаимодействии с другими людьми. Отсюда и особое внимание гуманиста к проблеме отношений индивида и общества. Бруни считает, что социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. Нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом – является лейтмотивом этического учения Бруни. Наилучшим государственным устройством он считал республику, основанную на принципах свободы, равенства и справедливости. В повседневной политической практике эти принципы действуют лишь тогда, когда все граждане уважают законы государства, а магистраты строго следят за их исполнением и пресекают своеволие отдельных могущественных лиц.

Маттео Пальмиери

Идеи Бруни получили широкую разработку в творчестве Маттео Пальмиери (1406 – 1475), видного флорентийского гуманиста и политического деятеля. В основе этической доктрины Пальмиери лежит принцип служения общему благу и пользы для государства. Ради этого по мнению Пальмиери «каждый должен быть готов переносить трудности и подвергать себя опасности». Истинная добродетель – труд во имя не только личного, но, что особенно важно, и общественного благосостояния. Все способное к труду население должно быть занято полезной деятельностью, причем налоги не должны стать разорительными, ведь частные богатства, как считал Пальмиери, залог благосостояния всего общества. Пальмиери как и многое гуманисты того времени, не осуждает накопительство – лишь бы оно совершалось «чистыми руками». Богатство, на его взгляд, дает возможность широкого проявления гражданских добродетелей – мужества, великодушия, щедрости, патриотизма. Отрицая принципы аскетизма и уединенной жизни, сосредоточенной на религиозном созерцании, Пальмиери восторженно пишет о благах цивилизации, о ценностях материальной и духовной культуры, созидаемых совместными усилиями всех людей. Активная деятельность человека-гражданина, наполненная трудом, творчеством и заботой об общем благе, по Пальмиери, является долгом каждого живущего в обществе.

Во второй половине XV — начале XVI в. итальянская гуманистическая мысль приобретает все более широкую философскую основу в идее достоинства личности. Эта тема впервые была рассмотрена с гуманистических позиций в начале 50-х гг. XV в. в трактате «О достоинстве и превосходстве человека» Джаноццо Манетти.

Джованни Пико делла Мирандолы

Проблема достоинства человека всесторонне рассмотрена и гуманистически решена в философии Джованни Пико делла Мирандолы. Он вошел в историю итальянского гуманизма как оригинальный философ, смело выступивший против догматизма схоластики, как страстный защитник прав разума, творческого мышления.

В сочинениях Пико дано обоснование Достоинства человеческой природы в новом гуманистическом его понимании. Опираясь на античные идеи (человек — центр Вселенной) и связывая их с христианским Учением о сотворении человека Богом, Пико изменяет главный смысл последнего (человек создан по образу и подобии Бога). Он приходит к заключению, что человек сам свободный творец собственной природы, и это является, по мысли философа, исключительной привилегией человека. Именно благодаря этому человек должен возвыситься над всеми смертными существами.

Итак, согласно Пико, Бог создал человека по своему образу и подобию, но и предоставил ему самому творить свой образ. Центральное положение в мире обеспечило человеку близость и влияние всех прочих творений Бога. Восприняв их важнейшие свойства, человек как свободный мастер окончательно сформировал свою сущность и тем самым возвысился над прочими творениями. Этот гимн творческим возможностям человека, свободному выбору позволяет увидеть в тезисе о свободной воле, отличающей человека от прочих существ, центральный момент учения Пико о достоинстве человека. Как предел человеческой природы выдвигаются в учении Пико законы природы. Преступив их, человек утрачивает свое достоинство над прочими творениями. Его основу Пико видит в способности разума к творчеству в процессе познания законов природы, В чем и состоит главный смысл человеческого бытия. Утверждение высокого достоинства человека и его творческих возможностей, права на свободомыслие, признание необходимости духовного развития, подчеркивание роли философии в формировании сознания людей делают учение Пико одной из вершин в развитии ренессансного знания, к которому устремилась новая культура, достигшая крупных результатов к концу XV в.

Философ-гуманист глубоко верит в величие разума человека, силу его созидательных способностей и вдохновляет своей верой других. В мощи духа и созидания человек подобен Богу, он и есть земной бог, «не ограниченный никакими пределами» в проявлении величия своей натуры. Эта мысль становится апогеем в его творчестве.

Леон Баттист Альберти

Имя Леона Баттиста Альберти (1404— 1472) — одно из наиболее выдающихся в культуре итальянского Возрождения. Оно связано с отстаиванием идеи свободы человека в выборе своей судьбы. Человек исключительной образованности, Альберти занимался самыми разными областями науки и искусства, обнаруживая широчайшую эрудицию и блестящие способности. Математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика, теория архитектуры, живописи и ваяния — таков круг его творческих интересов, включавших также литературу и архитектурную практику. Идею того, что человек, а не Бог определяет судьбу, Альберти выразил в работе «Человек и фортуна». Проблема предопределения — одна из Центральных в христианской теологии.

Вопрос о соотношении свободы воли человека и свободы его действий с Божественным предопределением вызывал острые споры. Альберти утверждает, что особое положение человека в мире определено его причастностью к земному и небесному. Эта двойственность — отличительное и в то же время совершенное свойство его природы Совершенство же заключено в активных способностях человека двигаться, чувствовать, желать с целью наилучшего приспособления к внешнему миру и самосохранению. Альберти видит в человеке гармоническое начало, выступающее в единстве разнообразных форм его деятельности. Гармония жизненных функций человека — необходимое условие его существования — выливается в гармонию человека и мира. Человек не столько противостоит природе, будучи высшим ее творением, сколько сливается с ней. Альберти утверждает, что в мире живого царствует лишь одни бог — Природа. Весь мир природы подчинен строгим законам. Нарушить их не в силах ни одно из ее творений, но каж­дое несет определенную функцию. И люди подчинены этой закономерности настоль­ко, что сама «жизнь человека есть игра Природы».

В рассуждениях Альберти отчетливо виден гуманистический подход к решению проблемы. Подвластность закону природы предполагает в то же время свободу разума и воли. Совершенство, разумность, целесообразность — естественные начала мира. Специфика человека - осознание этих принципов и свободное следование им.

Гармоничное продолжение идеи гражданского гуманизма нашли в политических идеях гуманистов. Почти все гуманисты так или иначе высказывали свое мнение о политическом устройстве, и даже сформировали новое направление в общественно-политической мысли – утопический коммунизм.

Николо Макиавелли

Открыто против единовластия духовенства выступил в своей книге «Государь» Макиавелли (1469-1527). Макиавелли был поэтом, историком и несколько лет был на государственной службе. Он считал, что несмотря на то, что республика является самой прогрессивной формой правления в сложившейся политической ситуации разъединения и раздоров в Европе она неприменима. Объединить народ в единое государство сможет только сильный государь. Он призывал интересы отдельного человека подчинить интересам всего государства, а государство – отдать в руки монарха. Задача монарха - принудить всех работать на общество и особенно не церемонится с элитой. Дворян, церковников, государственных служащих он называл «заклятыми врагами гражданской власти». «Кто хочет основать республику в стране, где много элиты, тому надлежит сначала уничтожить последнюю» Он должен быть при этом наделен безраздельной властью, быть «сильным как лев и хитрым как лисица», применять все возможные средства для удержания власти в своих руках, ибо великая «цель оправдывает средства». «Кнутом и пряником» он должен завоевать любовь народа, заставить уважать себя за силу и власть. Монарх во имя интересов общества должен в своей государственной деятельности не руководствоваться моральными принципами, а обязан использовать обман, предательство, хитрость и тому подобное.

В своей книге Макиавелли призывал к тому, чтобы церковь занималась только духовными вопросами, воспитанием нравственности, а государственная власть полностью должна стать светской. Он был убежден, что «христианство своим учением обессилило мир и отдало общество в руки мерзавцев». Такие заявления Макиавелли были настолько еретическими, смелыми и дерзкими, что ему чудом удалось избежать костра инквизиции. Но слово, отражающее потребности бурно развивающейся действительности, было сказано, и за ним последовали исторические действия.

Размышления о справедливо устроенном государстве в эпоху Возрождения повлекли за собой создание целого социального направления — утопического коммунизма. Его представителями стали Томас Мор (1478-1535) и Томмазо Кампанелла (1568-1639).

Томас Мор

В своем произведении «Утопия» (в переводе — место, которого нигде нет) Томас Мор (1478 – 1535) называет, по его мнению, основную причину неблагополучия в обществе – частная собственность. «Где имеется частная собственность, где все изменяется деньгами, - там вряд ли когда-то станет возможным успешное осуществление государственных дел», - писал он. В описанной им стране «Утопия» все трудятся по своим способностям и вкусам, а получают все – по потребностям. В стране нет ни бедных, ни богатых, потому что все продукты их общего труда принадлежат всем. В след за произведением Томаса Мора невыполнимость, призрачность планов в отношении будущего стали называть утопиями, утопическими.

Томазо Кампанелла

Продолжателем идей Томаса Мора стал Томазо Кампанелла (1568 – 1639). Он был доминиканским монахом, однако за свои взгляды был осужден католической инквизицией и двадцать семь лет просидел в тюрьме. Основным его произведением стал труд «Город Солнца», где обосновывают тезис социальной справедливости на христианских принципах морали. Все граждане в городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, должны обязательно трудиться, иметь ограниченный рабочий день, не иметь частной собственности, пользоваться совместно производимыми благами, способствовать стиранию грани между «городом и деревней», содействовать общественному воспитанию детей и максимальному проявлению индивидуальных способностей. Все солярии «принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве… А тот, кто знает большее число искусств и ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла… считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими… Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины». «Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое – у них общее». Монах Кампанелла пишет, что солярии «на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц». Пары же для воспроизводства населения подбирает само государство. Вся власть в Городе Солнца находиться в руках духовной аристократии во главе самым мудрым философом, своеобразным первосвященником, «которого на нашем языке мы бы назвали Метафизиком».

 

 

Все рассуждения гуманистов были проникнуты одной главной идеей – преклонение перед разумом и его творческой мощью. Разум - это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретет настоящее счастье – и в этом состояло его подлинное благородство.

Очерк II. Литература и наука

Стремились все – открыть, изобрести,

Найти, найти создать… Царила в эти годы

Надежда – вскрыть все таинства природы

(Валерий Брюсов «Светоч мысли»)

Литература

Начало Возрождения связано с именами писателей Петрарки и Боккаччо, развивавшими традиции Данте.

Франческо Петрарка

Светские настроения, наметившиеся в социальной психологии и морали, стали одной из характерных черт духовной атмосферы, в которой формировались гуманистические идеи. Рождение нового мировоззрения, ставшего идейным знамением ренессансной культуры, большинство исследователей связывают с именем Франческо Петрарки, бросившего смелый вызов схоластической науке. В творчестве Петрарки лежит начало многих путей, которыми шло развитие ренессансной культуры в Италии. Схоластике, основанной на формально-терминологическом методе, Петрарка противопоставляет научное знание, опирающееся на жизненный опыт, накопленный практикой человеческого бытия; счастью в «Граде Божьем» — земное человеческое счастье; духовной любви к Богу — возвышенную любовь к земной женщине.

Дж.Боккаччо

Идеи, которые отражены в «Декамероне» Дж. Боккаччо, — это прославление земных радостей, равенство людей независимо от их происхождения. В этом произведении также отражена мысль о том, что благороден человек не по своему социальному происхождению, а тем, какие поступки он совершает. Одной из главных идей «Декамерона» является любовь к себе. Она приводила читателя к возвышению роли собственной личности. Речь идет о наслаждении богатствами: телесными, душевными, духовными, своей личности. В этой канцоне, разилась эпоха, она открыла человечеству «Я» как чудо из чудес.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е гг.). Это было великое изобретение, которое позволило многократно увеличить издание книг, в отличие от переписки их в скрипториях, а также вывести из-под монополии церкви новые тиражи.

Духовенство все больше стало терять свой авторитет и позиции. Критическое отношение к Библии нидерландского гуманиста Эразма Роттердамского (1469-1536) и других мыслителей внесло революционный вклад в развитие Реформации. «Похвальное слово глупости» переиздавалось 40 раз. Схоластику и богословие он называет «царицей глупости», «зловонным болотом», «ядовитым растением». При этом необходимо отметить, что большинство гуманистов не выступало против религии в целом, даже напротив, были верующими людьми и способствовали религиозному просвещения современников. В частности, Эразм первый на основании имеющихся в его распоряжении многочисленных старинных рукописей издал полный текст Библии на греческом и латинском языках.

Другой гуманист Рейхлин (1455-1522), профессор немецкого университета тоже придерживался прогрессивных взглядов. В споре с недавно принявшим христианство евреем, который предложил уничтожить все книги кроме Библии, он занял гуманистическую позицию, отстаивая взгляды просвещенных гуманистов. Видным немецким гуманистом был Ульрих фон Гутен (1488-1523). Представитель рыцарского сословия написал произведение «Письма темных людей». Произведение носило антицерковное содержание и имело ошеломляющее влияние на современников. В религиозных спорах между католиками и протестантами занимал промежуточную позицию.

Франсуа Рабле

Во Франции поддерживал гуманистические идеи порвавший с религией доминиканский монах Франсуа Рабле (1494-1553). В своем произведении «Гаргантюа и Пантагрюель», он показывает общество, которое живет под лозунгом «Делай, что хочешь!». Рабле писал, что вопреки трем монашеским обетам: девственности, бедности и послушания, каждый должен иметь право и возможность состоять в законном браке, быть богатым и жить свободным.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 983; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.036 сек.