Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лабораторна робота №1. 2 страница




│Сальдо денежных потоков от финансовых операций │ │ │

├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤

│Сальдо денежных потоков за отчетный период │ │ │

├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤

│Остаток денежных средств и денежных │ │ │

│эквивалентов на начало отчетного периода │ │ │

├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤

│Остаток денежных средств и денежных │ │ │

│эквивалентов на конец отчетного периода │ │ │

├────────────────────────────────────────────────┼───────────┼────────────┤

│Величина влияния изменений курса иностранной │ │ │

│валюты по отношению к рублю │ │ │

└────────────────────────────────────────────────┴───────────┴────────────┘

Главный

Руководитель _________ ______________ бухгалтер _________ _____________

(подпись) (расшифровка (подпись) (расшифровка

подписи) подписи)

 

"__" ________ 20__ г.

--------------------------------

Разработка балансового плана предприятия, отражающего со­став его активов и пассивов, представляет собой третий этап теку­щего финансового планирования (табл. 5).

Цель разработки данного финансового плана - определение возможности прироста отдельных активов и формирование опти­мальной финансовой структуры капитала, обеспечивающей фи­нансовую устойчивость предприятия.

Таблица 5. Примерная форма балансового плана предприятия

Показатель Квартал Всего за год
I. Актив   II III IY  
1. Внеоборотные активы всего          
В том числе: 1.1. Долгосрочные финансовые вложения 1.2. Прочие внеоборотные активы          
2. Оборотные активы всего          
В том числе: 2.1. Запасы товарно-материальных ценностей 2.2. Дебиторская задолженность 2.3. Денежные средства 2.4. Прочие оборотные активы          
Всего Актив          
II. Пассив          
1. Собственные средства всего          
В том числе: 1.1.Уставной фонд 1.2.Резервный фонд 1.3.Прочие собственные средства          
2. Заемные средства всего          
В том числе: 2.1. Долгосрочные обязательства Из них: долгосрочные банковские кредиты          
2.2. Краткосрочные обязательства Из них: краткосрочные банковские кредиты          
Всего Пассив          

 

 

В процессе разработки балансового плана используется укруп­ненная схема статей баланса предприятия, отражающая требова­ния бухгалтерского учета применительно к специфике предпри­ятия данной организационно-правовой формы (акционерного об­щества, общества с ограниченной ответственностью и т.д.).

При планировании активов оптимизируется соотношение обо­ротных и внеоборотных активов, а в составе оборотных активов - соотношение отдельных групп по степени ликвидности.

При планировании пассивов оптимизируется соотношение соб­ственных и заемных средств, а в составе заемных средств - соот­ношение краткосрочных и долгосрочных обязательств.

К балансовому плану разрабатываются приложения и справки установленной формы:

1. Движение заемных средств.

2. Дебиторская и кредиторская задолженности.

3. Справки о движении векселей, о перечне организаций деби­торов и кредиторов, имеющих наибольшую задолженность.

4. Амортизируемое имущество.

5. Движение средств финансирования долгосрочных инвести­ций и финансовых вложений.

6. Финансовые вложения.

7. Расходы по обычным видам деятельности.

8. Социальные показатели

 

Тема 10. Оперативное финансовое планирование.

Оперативное финансовое планирование направлено на реализа­цию текущих финансовых планов и стратегии развития предпри­ятия в целом. Документами оперативного финансового планиро­вания являются:

- платежный календарь;

- кассовый план;

- расчет потребности в краткосрочном периоде.

Для предприятия необходимо знать состояние своих финансовых ресурсов не только за определенный период, но и на конкретную дату.

Действующая система и сроки платежей в государственный бюджет, порядок расчетов с поставщиками, сроки выплаты зара­ботной платы рабочим и служащим, условия оплаты ссуд банкам - все это требует от предприятия систематического учета соотноше­ния объема поступающих и расходуемых финансовых ресурсов не только в целом за определенный период (год, квартал, месяц), но и в разрезе конкретного времени их поступления и потребности в них. Такую информацию предприятие может получить, составив платежный календарь.

Платежный календарь, как правило, разрабатывается на месяц с разбивкой по декадам и неделям. В нем определяются ожидаемые на тот или иной отрезок времени денежные потоки по всем на­правлениям их поступления и расходования, а также возможность своевременно выполнить все свои финансовые обязательства.

Для составления платежного календаря необходимо иметь сле­дующее информационное обеспечение:

- планы выпуска и реализации продукции, работ, услуг;

- сметы затрат на производство и договоры на поставку мате­риальных ресурсов;

- сроки выплаты заработной платы и премии рабочим и служа­щим;

- сроки внесения платежей в бюджет и государственные вне­бюджетные фонды;

- кредитные договоры с банками со сроками получения и воз­врата кредитов и оплаты процентов по ним;

- данные бухгалтерского учета о состоянии дебиторской и кре­диторской задолженностей;

- выписки из банковских счетов;

- оперативные материалы отделов снабжения и сбыта, других функциональных подразделений о поступлении средств и потреб­ности в средствах.

Исходя из конкретных платежно-расчетных ситуаций предпри­ятие определяет степень детализации всей информации, которая необходима для составления платежного календаря (табл. 1).

Балансовой величиной платежного календаря выступает оста­ток (сальдо) на расчетном счете, потому что состояние расчетного счета определяет на каждый данный момент платежеспособность предприятия. Отрицательная величина образуется в случае недос­тачи текущих поступлений средств для покрытия необходимых платежей.

Таблица 1. Примерная форма платежного календаря промышленного предприятия

На ________________20___г., тыс.руб.

Показатель 1-я декада 2-я декада 3-я декада
       
1. Начальное сальдо расчетного счета в банке      
2. Ожидаемые поступления денежных средств:      
а) за счет снижения дебиторской задолженности на начало месяца      
б) за отпущенную и отгруженную продукцию в данном месяце      
в)кредиты банка      
г)из централизованных источников      
д) другие поступления      
3. Всего поступлений с учетом сальдо расчетного счета(если оно есть)      
4. Расходование денежных средств:      
а) в счет кредиторской задолженности на начало периода      
б) погашение недоимок и просроченных банковских ссуд и процентов по ним      
в) оплата сырья, материалов, других материальных ценностей, работ и услуг за текущий период      
г) оплата налогов в государственный бюджет за февраль (авансовые платежи)      
д) оплата налогов в государственный бюджет за январь      
е) оплата труда      
ж) на капитальные вложения      
з) по сметам затрат служб и заведений социально-культурной сферы      
и) платежи банкам за ссуды и проценты по ним      
к) другие платежи      
5. Всего денежных затрат      
6. Остаток средств (сальдо расчетного счета п. 3 - п. 5)      
7. Недостаток средств (п.5 - п. 3)      
Итого затраты средств      
Источники поступления средств:      
1. Собственные средства инвестора, направляемые на финансирование капитальных затрат      
2. Привлекаемый паевой капитал      
3. Привлекаемый акционерный капитал      
4. Лизинг и селенг      
5. Эмиссия облигаций      
6. Кредиты банков      
7. Прочие источники привлечения финансовых ресурсов      
Итого поступление средств      

 

Несбалансированность платежного календаря вынуждает пред­приятие немедленно искать резервы увеличения объема финансо­вых ресурсов как за счет ускорения отгрузки продукции, ликвида­ции недочетов в сфере расчетов с потребителями продукции, так и за счет уменьшения (временной отсрочки) определенных затрат, налаживания партнерских отношений с коммерческими банками.

В случае стабильного превышения поступления средств над по­требностью в них целесообразно внести определенную сумму сво­бодных денежных средств на банковский депозит, который прине­сет предприятию соответствующий доход.

Для контроля за налично-денежным оборотом на предприятии разрабатывается кассовый план (см. табл. 2).

Кассовый план - это план оборота наличных денежных средств (поступления и выплаты через кассу).

Исходные данные для составления кассового плана:

- предполагаемые выплаты по фонду заработной платы и фон­дам потребления в части денежных средств;

- информация о продаже материальных ресурсов или продук­ции работникам;

- сведения о командировочных расходах;

- сведения о прочих поступлениях и выплатах наличными деньгами.

Кассовый план включает в себя четыре раздела (см. табл. 2).

В первом разделе отражаются поступления наличных денег в кассу предприятия в планируемом квартале: выручка от продажи продукции, оплата работниками предприятия различных услуг, товарно-материальных ценностей со склада предприятия, путевок в санатории и т.п.

Второй раздел кассового плана отражает направления расходо­вания наличных денег предприятием. Здесь показываются суммы, необходимые на выплату заработной платы, хозяйственные и дру­гие расходы, требующие наличных денег.

Третий раздел включает расчет выплат по заработной плате и другим выплатам с учетом всех удержаний, налогов, перечисле­ний. Если заработная плата работников перечисляется на сберега­тельные счета, на пополнение владельцев пластиковых карточек, то они также находят отражение в третьем разделе кассового пла­на. Наличные деньги на заработную плату выдаются за вычетом из начисленной суммы удержаний налогов и перечислений.

Четвертый раздел кассового плана предприятия представляет собой календарь выдачи заработной платы и разрабатывается в соответствии с коллективным договором и по согласованию с об­служивающим банком. Здесь указываются конкретные числа каж­дого месяца и необходимые суммы наличных денег для осуществ­ления соответствующих выплат. Согласно договору о расчетно- кассовом обслуживании, который заключается между банком и предприятием, в случае превышения кассовой заявки в том или ином месяце квартала банк, как правило, взимает повышенный процент за выдачу дополнительных наличных денег. Поэтому важно правильно разработать календарь выдачи заработной платы.

I. Источники поступления наличных денег Январь Февраль Март
1.1. Выручка от продажи продукции в наличной форме 8 500 8 600 8 780
1.2. Прочие поступления      
Итого 8 800 8 920 9 120
1.3. Из общей суммы поступлений: а) сдается в кассы банка б) расходуется из выручки 4 250 4 550 4 320 4 600 5 540 4 580
II. Расходы наличными деньгами Январь Февраль Март
1. На выплату заработной платы, выплаты социального характера   1 000 1 200
2. На выдачу ссуд сотрудникам 1 000   1 110
3. На командировочные расходы     1 020 2)
4. На хозяйственные расходы 2 600 2 700 2 450
Итого 5 250 5 600 5 780

Таблица 2. Примерная форма кассового плана промышленного предприятия, тыс.руб.

III. Расчет выплат работникам за март, тыс. руб.
Наименование показателя Плановое значение
1. Фонд заработной платы 4 680
1.1. Оплата труда 3 200
1.2. Поощрительные выплаты 1 000
2. Выплаты социального характера  
3. Удержания  
3.1. Налоги  
3.2. Униформа  
4. Подлежит выдаче наличными деньгами 1 200
4.1. Из своих кассовых поступлений 1 200
5. Перечисления 2 800
5.1. Во вклады  
5.2. Для выдач по дебетовым картам 2 550
IV. Календарь выдачи заработной платы, тыс. руб.
Месяц Числа
           
Январь - -   - -  
Февраль -   - -   -
Март   - -   - -

 

Третий документ оперативного финансового планирования - расчет потребности в краткосрочном кредите - необходим для финансирования потребности в оборотных средствах по запасам сырья, материалов и других материальных ресурсов, потребляе­мых в процессе производства продукции (табл. 3).

Таблица 3. Расчет потребности в краткосрочном кредите на плановый год

№ п/ п Показатель Единицы измерения Значение показателя
  Годовой выпуск продукции Шт. 90 ООО
  Количество дней в году -  
  Однодневный выпуск продукции Шт.  
  Расход сырья, материалов и других ресурсов в расчете на одно изделие Руб.  
  Однодневный расход сырья, материалов Тыс. руб.  
  и других ресурсов в процессе производства
  Норма запаса: Всего  
  А) текущий складской запас Дни  
  Б) транспортный запас Дни  
  В) подготовительный запас Дни  
  Г) страховой запас (20% от текущего запаса) Дни  
  Потребность в оборотных средствах Тыс. руб. 1 575
  Доля собственных средств в формирова­нии оборотных средств (60%) Тыс. руб.  
  Сумма краткосрочного кредита Тыс. руб.  

 

Для расчета необходимо знать:

- однодневный расход сырья, материалов и других материаль­ных ресурсов;

- норму запаса в днях, которая складывается, как правило, из пяти видов запасов: транспортного, подготовительного, техноло­гического, текущего складского, страхового;

- наличие собственных денежных средств для покрытия рас­считанной потребности в сырье и материалах.

Если обнаруживается разница между суммой, необходимой для финансирования потребности в оборотных средствах и наличием собственных средств, на величину разницы привлекается кратко­ кратко­срочный кредит (табл. 4).

Расчет суммы выплаты процентов за пользование кредитом осуществляется по формуле

(КхП):100,

где К - сумма полученного кредита;

П - банковский процент - 24% годовых.

Таблица 4. Кредитный план организации

Кредитор Дата выдачи кредита Сумма кредита, тыс. руб. Срок кредита Дата погашения кре­дита Сумма погашения кредита, тыс. руб. Срок пользования кредитом, мес. Сумма процентов за пользование кре­дитом, тыс. руб. Общая сумма пога­шения кредита, тыс. руб.
          20% от      
        марта суммы      
Банк 31 де­кабря   6 мес. 31 мар­ 30% от      
        та суммы      
          50% от      
        июля суммы      
Итого                

 

 

Бюджетирование в системе финансового планирования на предприятии

Стремительное развитие бизнеса во всех отраслях, усиливаю­щаяся конкуренция заставляют предприятия непрерывно повы­шать эффективность управления материальными и финансовыми ресурсами. Внедрение системы бюджетирования позволяет опти­мизировать процесс принятия управленческих решений, а также оценить возможные последствия этих решений. Значительная доля российских руководителей под бюджетированием подразумевает исключительно бюджет движения денежных средств.

Бюджетирование - это процесс разработки, согласования, ут­верждения бюджетов, а также контроль их фактического исполне­ния. Это система управления предприятием посредством совокуп­ности взаимосвязанных бюджетов, полностью отражающих в ко­личественных или стоимостных показателях контролируемые ас­пекты деятельности предприятия.

Суть бюджетирования сводится к планированию финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью устранения «уз­ких мест», а также использованию анализа отклонений «план- факт» для корректировки его деятельности.

Процесс постановки бюджетирования на предприятии можно условно разделить на 4 этапа:

1. Диагностика существующей системы управления в компа­нии.

2. Создание методологии (описание целей, задач и принципов построения) и финансовой модели бюджетирования (определение состава и структуры системы бюджетирования, центры финансо­вой ответственности, формы, регламенты).

3.Организация бюджетирования (создание системы, контроль и анализ деятельности компании).

4. Автоматизация (выбор платформы, создание технического задания, внедрение и сопровождение системы).

На этапе диагностики на предприятии проводятся оценка те­кущего состояния структуры и системы управления, анализ эф­фективности существующей системы финансового планирования и контроля с точки зрения полноты, достоверности и оперативно­сти предоставления информации.

Затем разрабатывается методология бюджетирования, пред­ставляющая собой свод правил, по которым строятся бюджеты. Остановимся более подробно на данном этапе.

Описание методологии бюджетирования обязательно должно быть оформлено отдельным документом. В методологии раскрыва­ются цели, задачи и принципы построения системы бюджетирования.

Цели и задачи устанавливаются в соответствии с принятой стратегией компании. Существует два варианта построения бюд­жетирования: «сверху вниз» и «снизу вверх».

Под бюджетированием «сверху вниз» подразумевается опреде­ление высшим руководством стратегических показателей, которые закладываются в систему бюджетов. Исходя из этих данных ме­неджмент организации определяет исходные условия ведения биз­неса (определенные показатели затрат), необходимые для достиже­ния поставленных целей. При необходимости происходит процесс корректировки до тех пор, пока бюджеты не станут выполнимыми.

Например, генеральный директор поставил цель увеличить чис­тую прибыль по одной продуктовой группе на 50%. После проведения расчета бюджета движения денежных средств обнаружился дефицит. Директор решил покрыть данный дефицит за счет увели­чения краткосрочных заемных средств. По итогам года компания получила только 20%-ное увеличение объема продаж ввиду отсут­ствия проработанной и согласованной маркетинговой политики, учитывающей потребность рынка в данной продукции. Получен­ного дохода оказалось недостаточно, чтобы покрыть проценты и сумму займа. Чтобы поставленные руководством цели были дос­тижимыми, их необходимо согласовывать с отделами производст­ва, маркетинга и финансовым отделом.

Бюджетирование «снизу вверх» предполагает построение сис­темы бюджетирования с бюджета продаж, на основе которых по­лучают определенные финансовые показатели деятельности орга­низации. Если эти показатели не устраивают высший менеджмент, то бюджеты пересматриваются.

Оптимально на практике нужно совмещать подходы «сверху вниз» и «снизу вверх» при постановке целей организации.

Составной частью методологии являются принципы бюджети­рования.

1. Принцип минимизации форм для заполнения. Сотрудник компа­нии, ответственный за подготовку информации и внесение ее в бюдже­ты, должен видеть только те позиции, которые он должен заполнить.

Например, в бюджетах производственных подразделений пред­приятия предусматривается 7 колонок, но по факту заполняется максимум 3.

В то же время нет колонки, в которой была бы представлена информация об удельном весе каждой статьи расходов.

Либо в бюджетах числа представлены в неудобном масштабе - с 3 знаками после запятой, в то время как суммы указаны в тыся­чах рублей.

При заполнении бюджетов сотрудник компании должен кон­центрировать свое внимание только на той информации, которую от него ждут.

2.Минимум информации. В некоторых компаниях используют­ся бюджеты, которые занимают несколько страниц. Такие бюдже­ты очень трудно использовать на практике. В них могут разо­браться только те, кто их разработал, а большинство менеджеров воспринимают их с трудом.

Например, менеджеры хотели в одном отчете видеть сразу все, и бюджет предприятия составлялся на трех страницах. В результа­те предоставляемая информация воспринималась с большой поте­рей времени.

Поэтому при разработке форматов бюджетов в обязательном порядке необходимо привлекать будущих пользователей инфор­мации, содержащейся в данных бюджетах, и стараться их не пере­гружать ненужной информацией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.