Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4




Чрезвычайные ситуации на производстве

Изучив тему 4, студент должен знать:

• опасные производственные факторы;

• вредные производственные факторы;

• классификацию производственных факторов;

• параметры микроклимата в производственных помещениях;

• оптимальные параметры микроклимата;

• допустимые параметры микроклимата;

• параметры освещения в производственных помещениях;

• классификацию производственного освещения;

• нормы производственного освещения;

• воздействие шума, ультразвука, инфразвука и вибрации на орга-

низм человека;

• источники звука и их уровень;

• влияние вибрации на организм человека;

• правила безопасности при работе с компьютером.

Чрезвычайные ситуации на производстве

Содержание темы:

1. Опасные и вредные производственные факторы.

2. Классификация производственных факторов.

3. Параметры микроклимата в производственных помещениях.

4. Оптимальные и допустимые параметры микроклимата.

5. Освещение в производственных помещениях.

6. Виды производственного освещения.

7. Нормы освещения.

8. Естественное и искусственное освещения.

9. Действия шума, ультразвука, инфразвука, вибрации на организм человека.

10. Источники звука и их уровень.

11. Безопасность при работе с компьютером.

Цели и задачи изучения темы:

Ознакомление студентов с чрезвычайными ситуациями на производстве, организацией

производства, мерами по сохранению здоровья персоналу.

Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:

травма, опасный производственный фактор, вредный производственный фактор, физиче-

ские факторы, химические факторы, биологические факторы, психофизиологические факторы, оп-

тимальные параметры микроклимата, допустимые параметры микроклимата, производственное

освещение, видимый свет, естественное освещение, искусственное освещение, шум, вибрация.

Порядок изучения темы

Распределение бюджета времени по теме:

• количество часов, отведенных на лекции — 2;

• количество часов, отведенных на практические занятия — 2;

• количество часов, отведенных на самостоятельную работу — 8.

Виды самостоятельной работы студентов:

• изучение учебного пособия «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях»;

• подготовка к участию в форуме по теме «Чрезвычайные ситуации на производстве»;

• изучение дополнительной литературы;

• выполнение тестовых заданий.

Методические указания по изучению вопросов темы

При изучении темы 4:

• изучить тему 4 в учебном пособии «Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных

ситуациях»;

• ознакомиться __________с дополнительными материалами;

• принять участие в форуме по теме «Чрезвычайные ситуации на производстве».

При изучении темы необходимо читать литературу:

1. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях. Учебное пособие.

2. Антюхин Э. Мелихова Ю.Ф., Сулла М.Б., Основы безопасности жизнедеятельности. 2-е

издание, М. 2001.

3. Белов С.В., Безопасность жизнедеятельности, М. 2001.

4. Буланенков С.А., Воронков С.И. и др.Защита населения и территорий от чрезвычайных

ситуаций, Калуга 2001.

5. Гринин А.С. Безопасность жизнедеятельности. М. 2002.

6. Крючек Н.А. Безопасность и защита населения в чрезвычайных ситуациях. М. 2001.

7. Муравей Л.А. Безопасность жизнедеятельности. М. 2002.

8. Шойгу С.К. Чрезвычайные ситуации. М. 2004.

БЖД

ссылки на ресурсы Интернет:

1. http://www.souyzinfo.ru/ru/main/focus/news/detail.shtml?id=19545

2. http://new.safework.ru/international_cooperation/Worldworks/?122

3. http://www.tehbez.ru/

4. http://www.niiot.ru/

5. http://www.pbd.ru/?page=0&show=shopbook&on_page=10&sub=1020338&action=sub

4.1. Основы физиологии труда и комфортные

условия жизнедеятельности

Человек подвергается воздействию опасностей в своей трудовой деятельности. В услови-

ях производства на человека действуют техногенные опасности, которые называются опасными

и вредными производственными факторами.

Опасным производственным фактором (ОПФ) называется фактор, воздействие

которого приводит к травме или к другому ухудшению здоровья.

Травма — повреждение тканей организма и нарушение его функций внешним

воздействием в результате несчастного случая на производстве.

К опасным производственным факторам относятся:

• электрический ток определенной силы;

• раскаленные тела;

• возможность падения с высоты работающего или различных предметов;

• оборудование, работающее под давлением выше атмосферного, и т.д.

Вредным производственным фактором (ВПФ) называется фактор, воздействие ко-

торого приводит к заболеванию или снижению трудоспособности.

Заболевания, возникающие под действием вредных производственных факторов,

называются профессиональными.

Под вредными производственными факторами понимают:

• неблагоприятные метеорологические условия;

• запыленность и загазованность воздушной среды;

• воздействие шума, инфра- и ультразвука, вибрации;

• наличие электромагнитных полей, лазерного и ионизирующих излучений.

Все опасные и вредные производственные факторы в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74

подразделяются на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Рис. 4.1. Классификация производственных факторы

в соответствии с ГОСТ 12.0.003-74.

Опасные и вредные произ-

водственные

факторы

физические химические биологические психофизиологические

Определение

Определение

Чрезвычайные ситуации на производстве

Физические факторы — электрический ток, кинетическая энергия движущихся

машин и оборудования или их частей, повышенное давление паров или газов в

сосудах, недопустимые уровни шума, вибрации, инфра- и ультразвука, недоста-

точная освещенность, электромагнитные поля, ионизирующие излучения и др.

Химические факторы представляют собой вредные для организма человека вещест-

ва в различных состояниях.

Биологические факторы — это воздействия различных микроорганизмов, а также

растений и животных.

Психофизиологические факторы — физические и эмоциональные перегрузки, умст-

венное перенапряжение, монотонность труда.

Таблица 4.1.

Комфортные условия жизнедеятельности

п.п. Параметр Значение

1. Температура воздуха на рабочем месте:

• в помещении в теплый период

• в помещении в холодный период

• на открытом воздухе в теплый период

• на открытом воздухе в холодный период

18 — 220С

20 — 220С

18 — 220С

7 — 100С

2. Относительная влажность воздуха 40 — 54 %

3. Скорость движения воздуха менее 0,2 м/с

4. Токсичные вещества (кратность превышения ПДК) менее 0,8

5. Промышленная пыль (кратность превышения ПКД) менее 0,8

6. Вибрация, уровень колебательной скорости ниже ПДУ

7. Шум, уровень звука менее 68 дБ

8. Физическая нагрузка:

• общая, выполняемая мышцами корпуса и ног за смену

• региональная, выполняемая мышцами плечевого пояса за смену

до 42000 кгс/м

до 21000 кгс/м

9. Нервно-психической нагрузки:

• длительность сосредоточенного наблюдения от рабочего времени

за смену

• число важных объектов наблюдения

• число движений в час

до 25 %

до 5

до 250

10. Напряженность зрения:

• размер объекта

• точность зрительных работ

• разряд зрительных работ по СниП

более 0,5 мм

грубая

VI — IX

11. Монотонность:

• число элементов в операции

• длительность повторяющихся операций

более 10

более 100

Условия, в которых трудится человек, влияют на результаты производства, производи-

тельность труда, качество и себестоимость выпускаемой продукции.

Производительность труда повышается за счет сохранения здоровья человека, повыше-

ния уровня использования рабочего времени, продления периода активной трудовой деятель-

ности человека.

Улучшение условий труда и его безопасности приводит к снижению производственного

травматизма, профессиональных заболеваний, что сохраняет здоровье трудящихся и одновре-

менно приводит к уменьшению затрат на оплату льгот и компенсаций за работу в неблагопри-

ятных условиях труда, на оплату последствий такой работы (временной и постоянной нетрудо-

способности), на лечение, переподготовку работников производства в связи с текучестью кад-

ров по причинам, связанным с условиями труда.

БЖД

Одним из необходимых условий здорового и высокопроизводительного труда является

обеспечение чистоты воздуха и нормальных метеорологических условий в рабочей зоне поме-

щений, т. е. пространстве высотой до 2 метров над уровнем пола или площадки, где находятся

рабочие места.

Чтобы не пострадать от воздействия опасных факторов производства необходимо со-

блюдать меры безопасности. Для этого проводится инструктаж по мерам безопасности.

Рис. 4.2. Виды инструктажа

Все виды инструктажа и проверки знаний, а также допуск к самостоятельной работе

фиксируются в журнале регистрации с подписью инструктируемого и инструктирующего.

Вводный инструктаж проводиться инженером по охране труда или лицом, назначенным

приказом со всеми принимаемыми на работу не зависимо от их образования, стажа работы

или должности, а также с командированными, учащимися и студентами, прибывшими на прак-

тику, а в учебных заведениях перед началом лабораторных и практических работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте проводится руководителем работ (мастером)

со всеми, принятыми на предприятие, переводимыми из одного подразделения в другое, ко-

мандированными, учащимися и студентами, прибывшими на практику, с работниками, выпол-

няющими новую для них работу.

Повторный инструктаж проходят все работники независимо от квалификации, образова-

ния и стажа работы не реже чем через 6 месяцев, с целью повышения уровня знаний правил и

инструкций по охране труда индивидуально или с группой работников одной профессии, брига-

ды по программе первичного инструктажа на рабочем месте мастером или руководителем.

Внеплановый инструктаж проводят при:

• изменении правил по охране труда;

• изменении технологического процесса;

• замене, модернизации оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда;

• нарушении работниками требований безопасности труда, которые могут привести или

привели к травме, аварии, взрыву или пожару;

• перерывах в работе — для работ с повышенными требованиями к безопасности труда

более чем на 30 календарных дней, а для остальных работ — 60 дней.

Целевой инструктаж проводят с работниками перед производством разовых работ, а

также перед работами, на которые оформляется наряд-допуск.

Проведение этого инструктажа фиксируется в наряде-допуске или в документе, разрешаю-

щем работу. Наряд-допуск на производство работ повышенной опасности должен выдаваться ответ-

ственным руководителем работ, где имеется или может возникнуть производственная опасность.

4.2. Параметры микроклимата в производственных помещениях

В процессе труда в производственном помещении человек находится под влиянием оп-

ределенных метеорологических условий — климата внутренней среды этих помещений. К ос-

новным нормируемым показателям микроклимата воздуха относятся: температура (t, °С), от-

носительная __________влажность (ϕ, %), скорость движения воздуха (V, м/с).

Виды

инструктажа

вводный первичный повторный внеплановый целевой

Чрезвычайные ситуации на производстве

В отечественных нормативных документах введены понятия оптимальных и допустимых

параметров микроклимата.

Оптимальными параметрами микроклимата являются такие сочетания количественных

параметров, которые при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечи-

вают сохранение нормального функционального и теплового состояния организма без на-

пряжения механизмов терморегуляции. Они обеспечивают ощущение теплового комфорта и

создают предпосылки для высокого уровня работоспособности.

Допустимые параметры микроклимата обеспечиваются таким сочетанием количественных

параметров, которое при длительном и систематическом воздействии на человека может вызвать

преходящие и быстро нормализующиеся изменения функционального и теплового состояния

организма, сопровождающиеся напряжением механизмов терморегуляции, не выходящим за

пределы физиологических приспособительных возможностей. При этом не возникает поврежде-

ний или нарушений состояния здоровья, но могут наблюдаться ухудшение самочувствия и сни-

жение работоспособности.

Таблица 4.2.

Параметры микроклимата согласно ГОСТ 12.1.005-88

Параметр Величина параметра

оптимальная допустимая

Температура воздуха, °С 16 — 18 13 — 19

Относительная влажность воздуха, % 40 — 60 не более 75

Скорость движения воздуха, м/с не более 0,3 не более 0,5

Для создания требуемых параметров микроклимата в производственном помещении

применяют системы вентиляции и кондиционирования воздуха, а также различные отопитель-

ные установки.

4.3. Освещение в производственных помещениях

Производственное освещение является элементом условий трудовой деятельности чело-

века. Правильно организованное освещение рабочего места обеспечивает сохранность зре-

ния человека и нормальное состояние его нервной системы, а также безопасность в процес-

се производства.

Видимый свет — это электромагнитные волны с длиной волны от 770 до 380 нм (1 на-

нометр = 10-9м). Он входит в оптическую область электромагнитного спектра, который огра-

ничен длинами волн от 10 до 340 000 нм. Кроме видимого света в оптическую область вхо-

дит ультрафиолетовое излучение (длины волн от 10 до 380 нм) и инфракрасное (тепловое) из-

лучение (от 770 до 340 000 нм).

Различают следующие виды производственного освещения: естественное, искусствен-

ное, совмещенное (рис. 4.2.).

Рис.4.3. Виды производственного освещения

Виды производственного

освещения

естественное искусственное совмещенное

общее местное комбинированное

БЖД

Таблица 4.3.

Нормы освещения по СНиП 23-05-95

Искусственное

освещение, лк

Естественное освещение

КЕО, %

Помещение

Плоскость рабочих

поверхностей

верхнее боковое

Средние специальные и высшие

учебные заведе-ния.

Классные комнаты, ауди-тории,

учебные кабинеты:

а) на доске (середина)

б) на столах

вертик.

горизонт.

-

-

1,5

Естественное освещение осуществляется за счет прямого и отраженного света неба.

Для характеристики естественного освещения используется коэффициент естественной осве-

щенности (КЕО).

100%

0 Е

КЕО = Е,

где Е — освещенность на рабочем месте, лк (люкс);

Е0 — освещение на улице при средней облачности.

Искусственное освещение осуществляется электрическими лампами. Оно бывает: об-

щее, местное, комбинированное (рис. 4.2.).

Если в светлое время суток уровень естественного освещения не соответствует нормам,

то его дополняют искусственным. Такой вид освещения называется совмещенным.

4.4. Действие шума, ультразвука, инфразвука,

вибрации на организм человека

Эксплуатация промышленного оборудования сопровождается значительным уровнем

шума и вибрации, негативно влияющих на состояние здоровья работающих. С точки зрения

безопасности труда шум и вибрация — одни из наиболее распространенных вредных произ-

водственных факторов на производстве, которые при определенных условиях могут выступать

как опасные производственные факторы. Кроме шумового и вибрационного воздействия,

вредное влияние на человека в процессе труда могут оказывать инфразвуковые и ультразвуко-

вые колебания.

Шум — это сочетание звуков различной частоты и интенсивности. С физиологи-

ческой точки зрения шумом называют любой нежелательный звук, оказывающий

вредное воздействие на организм человека.

Звуковые колебания, воспринимаемые органами слуха человека, являются механическими

колебаниями, распространяющимися в упругой среде (твердой, жидкой или газообразной).

Определение

Чрезвычайные ситуации на производстве

Таблица 4.4.

Источники звука и их уровень

Источник звука Уровень звука, дБ

Спокойное дыхание 10

Шелест листьев 20

Разговор 30

Дневной шум в доме, без транспорта на улице 40

Радио средней громкости 50

Работающий автомобиль на расстоянии 10 м, пылесос 60

Улица с оживленным движением 70

Движение поезда по мосту 80

Мотоцикл 90

Шум в вагоне поезда, в цехе, на дискотеке 100

Гром 110

Взлетающий самолет, стрельба из автомата 100 м 120

Сирена 140

Человеческое ухо воспринимает слышимые колебания, лежащие в пределах от 20 до

20 000 гц. Звуковой диапазон принято подразделять на низкочастотный (20 — 400 гц), средне-

частотный (400 — 1000 гц) и высокочастотный (свыше 1000 гц). Звуковые волны с частотой ме-

нее 20 гц называются инфразвуковыми, а с частотами более 20 000 гц — ультразвуковыми.

Инфразвуковые и ультразвуковые колебания органами слуха человека не воспринимаются.

Звуки очень большой силы, уровень которых превышает 120 — 130 дБ, вызывают боле-

вое ощущение и повреждения в слуховом аппарате (акустическая травма). Разрыв барабанных

перепонок в органах слуха человека происходит под воздействием шума, уровень звукового

давления которого составляет 186 дБ. Воздействие на организм человека шума, уровень кото-

рого около 196 дБ, приведет к повреждению легочной ткани (порог легочного повреждения).

Не только сильные шумы, приводящие к мгновенной глухоте или повреждению органов

слуха человека, вредно отражаются на здоровье и работоспособности людей. Шумы неболь-

шого уровня негативно воздействуют на нервную систему человека, вызывают бессонницу, не-

способность сосредоточиться, что ведет к снижению производительности труда и повышает

вероятность возникновения несчастных случаев на производстве. Постоянное действие шума

на человека в процессе труда может вызвать различные психические нарушения, сердечно-

сосудистые, желудочно-кишечные и кожные заболевания, тугоухость.

При постоянном воздействии шума на организм человека могут возникнуть патологические

изменения, называемые шумовой болезнью, которая является профессиональным заболеванием.

Инфразвук оказывает негативное влияние на органы слуха, вызывая утомление, чувство

страха, головные боли и головокружения, а также снижает остроту зрения. Особенно небла-

гоприятно воздействие на организм человека инфразвуковых колебаний с частотой 4 — 12 Гц.

Вредное воздействие ультразвука на организм человека выражается в нарушении дея-

тельности нервной системы, снижении болевой чувствительности, изменении сосудистого дав-

ления, а также состава и свойств крови.

Вибрация — совокупность механических колебаний.

Таблица 4.5.

Влияние вибрации на организм человека

Амплитуда колебаний вибра-

ции, мм

Частота вибрации,

Гц

Результат воздействия

до 0,015 различная Не влияет на организм

0,016 — 0,050 40 — 50 Нервное возбуждение с депрессией

0,051 — 0,100 40 — 50 Изменение в центральной нервной системе,

сердце и органах слуха

0,101 — 0,300 50 — 150 Возможно заболевание

0,101 — 0,300 150 — 250 Вызывает виброболезнь

БЖД

4.5. Безопасность при работе с компьютером

При работе с компьютером человек подвергается воздействию ряда опасных и вредных

производственных факторов: электромагнитных полей, инфракрасного и ионизирующего излуче-

ний, шума и вибрации, статического электричества и др.

Работа с компьютером характеризуется значительным умственным напряжением и нерв-

но-эмоциональной нагрузкой операторов, высокой напряженностью зрительной работы и

достаточно большой нагрузкой на мышцы рук при работе с клавиатурой. В процессе работы с

компьютером необходимо соблюдать правильный режим труда и отдыха. В противном случае

может возникнуть значительное напряжение зрительного аппарата с появлением головных бо-

лей, раздражительности, нарушений сна, усталости и болезненных ощущений в глазах, пояс-

нице, в области шеи и в руках.

В помещении, где работают с компьютерами, рекомендуется специальная окраска

стен и пола (табл. 4.5.), должны обеспечиваться установленные величины коэффициента от-

ражения поверхностей (табл. 4.6.). Освещение в этих помещениях должно быть смешанным.

КЕО не должно быть ниже 1,5%. Максимальный уровень рентгеновского излучения на рабо-

чем месте оператора компьютера не должно превышать 10 мкбэр/ч, а интенсивность ультра-

фиолетового и инфракрасного излучений от экрана монитора должно лежать в пределах 10 —

100 мВт/м2.

Таблица 4.6.

Рекомендуемая окраска стен и пола помещения

Ориентация окон Цвет стен Цвет пола

юг зеленовато — голубой, свет-

ло — голубой

зеленый

север

светло — оранжевый, оран-

жево — желтый

красновато — оранжевый

восток желто — зеленый

зеленый,

красновато — оранжевый

запад

желто — зеленый, голубова-

то — зеленый

зеленый,

красновато — оранжевый

Таблица 4.7.

Рекомендуемые величины коэффициента отражения

Отражаемая поверхность Коэффициент отражения, %

Потолок 60 — 70

Стены 40 — 50

Пол 30

Мебель 30 — 40

Таблица 4.8.

Рекомендуемая освещенность при работе с компьютером

Вид выполняемых работ Освещенность, лк

общая комбинированная

Высокой точности 300 750

Средней точности 200 300

Чрезвычайные ситуации на производстве

Таблица 4.9.

Параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры

Период года Параметр микроклимата Величина

Холодный и пере-

ходный

Температура воздуха, 0С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

22 — 24

40 — 60

до 0,1

Теплый Температура воздуха, 0С

Относительная влажность, %

Скорость движения воздуха, м/с

23 — 25

40 — 60

0,1 — 0,2

Таблица 4.10.

Нормы подачи свежего воздуха в помещения, где установлены компьютеры

Характеристика помещения Расход свежего воздуха, м3/на

человека в час.

Объем до 20 м3 на человека не менее 30

Объем 20 — 40 м3 на человека не менее 20

Объем более 40 м3 на человека естественная вентиляция

Без окон и светильников не менее 60

Таблица 4.11.

Допустимые значения параметров неионизирующих

электромагнитных излучений (СанПиН 2.2.2542-96)

Наименование параметра Значение

Напряженность ЭМ поля по электрической составляющей на расстоянии 50

см от поверхности монитора, В/м

Напряженность ЭМ поля по магнитной составляющей на расстоянии 50 см от

поверхности монитора, А/м

0,3

Напряженность электростатического поля не более:

• для взрослых пользователей, кВ/м

• для детей школьных, средних специальных и высших учебных заведений, кВ/м

Таблица 4.12.

Показатели рабочего места оператора компьютера

Наименование показателя Значение

Высота стола с клавиатурой, см 62 — 88

Высота стола с экраном, см 90 — 128

Расстояние от экрана до края стола, см 40 — 115

Наклон экрана, 0 -15 — +20

4.6. Профессиональный отбор операторов технических систем

Проблема профессионального отбора людей, пригодных к выполнению отдельных

видов деятельности, обострилась в связи с техническим прогрессом.

Профессиональный отбор — это система методов и средств, решающих задачу

выбора профессии в соответствии с индивидуальными особенностями

человека.

Определение

БЖД

Усложнение техники увеличивает противоречие между требованиями, предъявляемыми

производственным процессом, и способностями людей, что, в свою очередь, вызывает повы-

шенный интерес к «человеческому фактору». Это противоречие требует решения двух за-

дач: создание такой техники, которая свела бы к минимуму появление ошибок, и учет ин-

дивидуальных особенностей человека с целью определения его пригодности к работе с дан-

ной техникой.

Опыт и ряд исследований показывают, что часто лица, не обладающие достаточ-

ными способностями к определенному виду деятельности, не только значительно дольше других

и с большими трудностями овладевают этой деятельностью, но и работают хуже других (ча-

ще допускают ошибки и просчеты, являются виновниками аварий, обладают меньшей надеж-

ностью в работе).

По данным исследований, несоответствие индивидуальных особенностей работника

требованиям профессии на транспорте является причиной 80% несчастных случаев, а в

промышленности — 43%.

Все профессии подразделил на две категории:

• Первая категория — профессии, требующие абсолютной профессиональной пригодности;

• Вторая категория — профессии, требующие относительной профессиональной пригодности.

Требования профессий второй категории доступны практически каждому человеку. Ис-

следования показали, что в большинстве случаев этими профессиями успешно овладевают лю-

ди самых различных качеств на основе выработки индивидуального стиля деятельности.

Профессии первой категории предъявляют повышенные требования, которым удовлетво-

ряют только люди, обладающие специальными индивидуальными качествами. Это специалисты,

ошибочные действия которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций. Характер-

ной профессией первой категории считается профессия оператора технических систем.

Аппаратура и оборудование не обладают такой степенью надежности, чтобы функ-

ционировать без человеческого контроля. На предприятии даже высокой степени автомати-

зации может возникнуть ситуация, при которой вмешательство человека станет совершен-

но необходимым.

Поэтому центральным звеном практически всех человеко-машинных комплексов ос-

тается человек-оператор.

Сбой или отказ аппаратуры, ошибки оперативного персонала сопряжены с весьма

дорогостоящими последствиями, а подчас и катастрофическими, плата за которые неук-

лонно продолжает расти.

Среди рабочих качеств оператора отмечаются следующие:

• долговременная выносливость, в основе которой лежит устойчивость нервной системы;

• выносливость к экстренному напряжению и перенапряжению;

• помехоустойчивость к действию фактора внешней среды;

• переключаемость внимания.

В настоящее время сложились два этапа профессионального отбора оператора техни-

ческих __________систем:

Первый этап — выясняются медицинские противопоказания к данной профессии;

Второй этап — определяется степень пригодности обследуемых лиц к функциональной

деятельности на основе соответствия психофизиологических и личностных качеств установлен-

ным критериям профессиональной пригодности.

Выявление значимых психофизиологических и личностных качеств осуществляется ме-

тодом профессиографии.

Профессиография — это детальное описание профессии, в котором определены

цели и задачи труда, условия труда и основные производственные функции.

Общая структура психологического отбора кандидата на должность оператора состоит

из четырех оценок.

Чрезвычайные ситуации на производстве

Рис. 1.4. Оценка психологического отбора оператора

Оценка особенностей характера включает диагностику форм поведения человека в

различных ситуациях, которые могут положительно либо негативно влиять на эффективность

профессиональной операторской деятельности.

Оценка психических функций включает диагностику способностей к контролю за изме-

няющимся зрительным полем и собственными действиями, к восприятию, переработке большо-

го объема информации и принятию решения в условиях лимита времени.

Оценка психофизиологических процессов включает диагностику способностей эффек-

тивно и надежно работать в стрессовых условиях (аварийная ситуация, нарушение технологи-

ческого процесса).

Оценка командного взаимодействия включает способность кандидата работать в ко-

манде, управлять группой, сохранять высокую эффективность и мотивацию при длительных пси-

хических нагрузках.

Исследования показали, что ошибочные действия или бездействия операторов в сложных

и ответственных ситуациях находятся в определенной связи с состоянием нервной системы че-

ловека.

При оценке надежности человека-оператора рекомендуется учитывать факторы ус-

ловий труда. Одной из причин снижения профессиональной надежности оператора является

превышение на рабочем месте допустимых уровней вредных производственных факторов,

которые приводят к снижению физических, психических и физиологических возможностей.

Степень их влияния зависит от интенсивности и продолжительности неблагоприятного дейст-

вия производственных факторов, а также от характеристик используемых коллективных и ин-

дивидуальных средств защиты.

Особое внимание следует уделить изучению деятельности оператора при аварийном

режиме. При возникновении такой ситуации от оператора требуется:

• быстрая реакция;

• логическое мышление при решении сложнейших задач;

• точные и правильные действия.

Стресс дезорганизует психику далеко не каждого человека. Люди с сильным типом

нервной системы в состоянии стресса могут испытывать даже некоторый душевный и интел-

лектуальный подъем и обретают способность мгновенно решать такие трудные задачи, вы-

полнять такие сложные действия, какие им не по силам при спокойной работе.

Исследования показали, что в аварийной обстановке некоторые операторы способны вы-

полнять свои обязанности не снижая качество работы, однако именно эти люди очень подвержены

монотонии. И наоборот, операторы с неустойчивой нервной системой хорошо справляются с одно-

образной, монотонной работой, а в аварийной ситуации теряются.

В настоящее время отечественная промышленность выпускает большое количество пси-

ходиагностических приборов, предназначенных для профессионального отбора операторов

технических систем.

Например, комплекс УПДК-МК предназначен для определения надежности работы

операторов автоматизированных систем (операторов ЭВМ, локационных станций, диспетчеров,

кассиров и т.п.), работников охраны, водителей транспортных средств, военнослужащих

Оценка психологического

отбора оператора

Особенности

характера

Психофизиологические

процессы

Командное

воздействие

Психические

функции

БЖД

спецподразделений, работников управленческого аппарата с высоким уровнем ответственно-

сти при принятии решения, для __________профессионального отбора или подбора, а также формирова-

ния производственных коллективов, при решении кадровых вопросов, для оценки предсменного

или предрейсового функционального состояния работников.

Прибор используется с целью повышения эффективности и надежности работы персо-

нала, а также повышения безопасности движения психологическими и психофизиологическими

средствами за счет:

• выявления лиц, профессионально непригодных для работы;

• выявления лиц, непригодных к работе по новым, усложненным технологиям из-за недос-

таточной психологической надежности;

• выявления лиц, функционально недостаточно готовых к предстоящей работе;

• выявления лиц, имеющих выраженные проявления психической дезадаптации и сложно-

сти в межличностных взаимоотношениях;

• правильного формирования малых коллективов и групп.

Прибор позволяет проводить исследование по следующим методикам:

• определение бдительности (готовность к экстренному действию в условиях монотонно

действующих факторов);

• оценка кардиосистемы;

• определение электрокожного сопротивления (кожно-гальванической реакции);

• определение критической частоты слияния световых мельканий;

• оценка «чувства времени «(временных интервалов);

• определение времени простой двигательной реакции;

• определение времени сложной двигательной реакции;

• оценка реакции на движущийся объект;

• определение индивидуального психомоторного темпа;

• стрессоустойчивость;

• переключение внимания и эмоциональная устойчивость;

• определение личностных особенностей по вербальным (MMPI, Лири) и цветовому (Лю-

шер) тестам;

• психофизиологическая совместимость в группе.

Вопросы:

1. Что называется опасным производственным фактором?

2. Что называется вредным производственным фактором?

3. Дайте классификацию производственных факторов.

4. Что относится к физическим производственным факторам?

5. Что относится к химическим производственным факторам?

6. Что относится к биологическим производственным факторам?

7. Что относится к психофизиологическим производственным факторам?

8. Какие параметры микроклимата являются оптимальными?

9. Какие параметры микроклимата являются допустимыми?

10. Назовите параметры микроклимата.

11. Какой свет относится к видимому?

12. Назовите виды производственного освещения.

13. Какие нормы освещения должны быть?

14. Какое освещение называется естественным?

15. Какое освещение называется искусственным?

16. Что называется шумом?

17. Каковы источники звука и их уровень?

Чрезвычайные ситуации на производстве

18. Что называется вибрацией?

19. Какое влияние оказывает вибрации на организм человека?

20. Какова рекомендуемая окраска стен и пола в помещении при работе с компьютером?

21. Каковы рекомендуемые величины коэффициента отражения в помещении при работе с

компьютером?

22. Каковы рекомендуемая освещенность в помещении при работе с компьютером?

23. Назовите параметры микроклимата для помещений, где установлены компьютеры.

24. Каковы нормы подачи свежего воздуха в помещения, где установлены компьютеры?

25. Назовите допустимые значения параметров неионизирующих электромагнитных излучений.

26. Какими показателями рабочее место оператора компьютера?

Тесты:

1. В Российской Федерации ежегодно погибают на производстве (тысяч человек):

1. 13 — 18;

2. до 30;

3. более 30;

4. более 50;

5. более 70.

2. Производственная катастрофа — это:

1. крупная авария, с человеческими жертвами и материальным ущербом;

2. стихийное бедствие, которое привело к изменениям в сфере обитания;

3. внезапное освобождение различных видов энергии;

4. повреждение оборудования, транспортного средства, сооружения;

5. событие с гибелью людей.

3. К опасным производственным факторам относится:

1. наличие неблагоприятных метеорологических условий;

2. запыленность и загазованность воздушной среды;

3. воздействие шума, ультразвука и вибрации;

4. электрический ток определенной силы;

5. наличие электромагнитных полей.

4. К опасным производственным факторам относится:

1. наличие раскаленных тел;

2. запыленность и загазованность воздушной среды;

3. воздействие шума, ультразвука и вибрации;

4. наличие неблагоприятных метеорологических условий;

5. наличие электромагнитных полей.

5. К опасным производственным факторам относится:

1. наличие электромагнитных полей;

2. запыленность и загазованность воздушной среды;

3. воздействие шума, ультразвука и вибрации;

4. наличие неблагоприятных метеорологических условий;

5. возможность падения с высоты работающего.

6. К опасным производственным факторам относится:

1. наличие электромагнитных полей;

2. запыленность и загазованность воздушной среды;

3. воздействие шума, ультразвука и вибрации;

4. наличие неблагоприятных метеорологических условий;

5. возможность падения с высоты различных предметов.

БЖД

7. К опасным производственным факторам относится:

1. наличие электромагнитных полей;

2. давление выше атмосферного;

3. воздействие шума, ультразвука и вибрации;

4. наличие неблагоприятных метеорологических условий;

5. запыленность и загазованность воздушной среды.

8. К вредным производственным факторам относится:

1. наличие электромагнитных полей;

2. электрический ток определенной силы;

3. наличие раскаленных тел;

4. давление выше атмосферного;

5. возможность падения с высоты работающего.

9. К вредным производственным факторам относится:

1. давление выше атмосферного;

2. электрический ток определенной силы;

3. наличие раскаленных тел;

4. наличие неблагоприятных метеорологических условий;

5. возможность падения с высоты работающего.

10. К вредным производственным факторам относится:

1. давление выше атмосферного;

2. электрический ток определенной силы;

3. запыленность и загазованность воздушной среды;

4. наличие раскаленных тел;

5. возможность падения с высоты работающего.

11. К вредным производственным факторам относится:

1. давление выше атмосферного;

2. электрический ток определенной силы;

3. возможность падения с высоты работающего;

4. наличие раскаленных тел;

5. воздействие шума, ультразвука и вибрации.

12. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. электрический ток;

3. воздействие микроорганизмов;

4. эмоциональная перегрузка;

5. монотонность труда.

13. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. монотонность труда;

3. воздействие микроорганизмов;

4. эмоциональная перегрузка;

5. кинетическая энергия движущихся машин.

14. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. повышенное давление газов;

2. монотонность труда;

3. воздействие микроорганизмов;

4. эмоциональная перегрузка;

5. вредное для организма человека вещество.

Чрезвычайные ситуации на производстве

15. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. эмоциональная перегрузка;

2. монотонность труда;

3. воздействие микроорганизмов;

4. недопустимый уровень шума;

5. вредное для организма человека вещество.

16. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. эмоциональная перегрузка;

2. монотонность труда;

3. недопустимый уровень вибрации;

4. воздействие микроорганизмов;

5. вредное для организма человека вещество.

17. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. эмоциональная перегрузка;

2. монотонность труда;

3. воздействие микроорганизмов;

4. недопустимый уровень ультразвука;

5. вредное для организма человека вещество.

18. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. недостаточная освещенность;

2. монотонность труда;

3. воздействие микроорганизмов;

4. эмоциональная перегрузка;

5. вредное для организма человека вещество.

19. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. монотонность труда;

3. воздействие микроорганизмов;

4. эмоциональная перегрузка

5. электромагнитное поле.

20. К физическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. монотонность труда;

3. ионизирующее излучение;

4. эмоциональная перегрузка;

5. воздействие микроорганизмов.

21. К химическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. монотонность труда;

3. ионизирующее излучение;

4. эмоциональная перегрузка;

5. воздействие микроорганизмов.

22. К биологическим вредным и опасным производственным факторам относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. монотонность труда;

3. ионизирующее излучение;

4. эмоциональная перегрузка;

5. воздействие микроорганизмов.

БЖД

23. К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам от-

носится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. электромагнитное поле;

3. ионизирующее излучение;

4. эмоциональная перегрузка;

5. воздействие микроорганизмов.

24. К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам

относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. монотонность труда;

3. ионизирующее излучение;

4. недостаточная освещенность;

5. воздействие микроорганизмов.

25. К психофизиологическим вредным и опасным производственным факторам

относится:

1. вредное для организма человека вещество;

2. воздействие микроорганизмов;

3. ионизирующее излучение;

4. недостаточная освещенность;

5. умственное перенапряжение.

26. Оптимальная температура воздуха в помещениях (С0):

1. 14 — 18;

2. 17 — 19;

3. 14 — 16;

4. 16 — 18;

5. 18 — 20.

27. Допустимая температура воздуха в помещениях (С0):

1. 11 — 17;

2. 12 — 18;

3. 13 — 19;

4. 14 — 20;

5. 15 — 21.

28. Оптимальная влажность воздуха в помещениях (%):

1. 30 — 50;

2. 40 — 60;

3. 50 — 70;

4. 60 — 80;

5. 70 — 90.

29. Допустимая влажность воздуха в помещениях (%):

1. не более 60;

2. не более 65;

3. не более 70;

4. не более 75;

5. не более 80.

Чрезвычайные ситуации на производстве

30. Оптимальная скорость движения воздуха в помещениях (м/с):

1. не более 0,1;

2. не более 0,2;

3. не более 0,3;

4. не более 0.4;

5. не более 0,5.

31. Допустимая скорость движения воздуха в помещениях (м/с):

1. не более 0,1;

2. не более 0,2;

3. не более 0,3;

4. не более 0.4;

5. не более 0,5.

32. Норма искусственного освещения в аудитории учебного заведения на доске (лк):

1. 300;

2. 400;

3. 500;

4. 600;

5. 700.

33. Норма искусственного освещения в аудитории учебного заведения на столе (лк):

1. 300;

2. 400;

3. 500;

4. 600;

5. 700.

34. Уровень звука при спокойном дыхании человека (дБ):

1. 0;

2. 5;

3. 10;

4. 15;

5. 20.

35. Уровень звука при взлетающем самолете (дБ):

1. 60;

2. 80;

3. 100;

4. 120;

5. 140.

36. Уровень звука при работающем мотоцикле (дБ):

1. 70;

2. 90;

3. 110;

4. 130;

5. 150.

37. Уровень звука при стрельбе из автомата (дБ):

1. 60;

2. 80;

3. 100;

4. 120;

5. 140.

БЖД

38. Уровень звука при шелесте листьев (дБ):

1. 10;

2. 20;

3. 30;

4. 40;

5. 50.

39. Уровень звука на улице с оживленным движением (дБ):

1. 10;

2. 30;

3. 50;

4. 70;

5. 90.

40. Уровень звука при работе радио средней мощности (дБ):

1. 50;

2. 70;

3. 90;

4. 110;

5. 130.

41. Уровень звука при громе (дБ):

1. 50;

2. 70;

3. 90;

4. 110;

5. 130.

42. Уровень звука на дискотеке (дБ):

1. 80;

2. 100;

3. 120;

4. 140;

5. 160.

43. Уровень звука при разговоре (дБ):

1. 30;

2. 50;

3. 70;

4. 90;

5. 110.

44. Уровень звука при включении сирены (дБ):

1. 80;

2. 100;

3. 120;

4. 140;

5. 160.

45. Высота стола с клавиатурой оператора компьютера (см):

1. 51 — 79;

2. 62 — 88;

3. 73 — 97;

4. 84 — 106;

5. 95 — 115.

Чрезвычайные ситуации на производстве

46. Высота стола с экраном оператора компьютера (см):

1. 61 — 85;

2. 72 — 96;

3. 83 — 107;

4. 90 — 128;

5. 111 — 139.

47. Расстояние от экрана до края стола оператора компьютера (см):

1. 40 — 115;

2. 50 — 125;

3. 60 — 135;

4. 70 — 145;

5. 80 — 155.

БЖД




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 504; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.