Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Образовательной среды в школе




ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И СОЗДАНИЯ

Аннотация

The educational environment in educational institution – conditions which promote training and education integration, overcoming of conservatism of activity of teachers, development of informative motivation of the pupil and a choice of a problematic approach to design of the content of education.

Человек с момента своего рождения пребывает в определенной жизненной среде, и находиться в ней в постоянном взаимодействии. Между средой и субъектом существуют отношения, взаимодействия и взаимовлияния. Об оптимальном уровне такого взаимодействия говорит умение защититься от возможных угроз для личности и умения создать психологически безопасную среду.

Что является существенным признаком хорошей (для позитивного развития) средой? Таким признаком могут выступать психологическая безопасность и психологическая культура образовательной среды. Важность психологической безопасности и психологической культуры образовательной среды сегодня выдвигаются на первое место как в государственной политике, так и в системе образования.

Содержание образования это система знаний, практических умений и навыков, мировоззренческих и нравственных идей, которыми ученику следует овладеть. На содержание образования влияют как объективные, так и субъективные факторы. Среди объективных потребности общества, политика, позиции ученых, научно-технический прогресс, потребности бизнеса, обеспечение доступности, массовости, качества; субъективных мобильность людей, получающих образование, которые должны иметь опыт творческой и интеллектуальной деятельности, предполагающей умения выполнять деятельность (действия, операции) на основе знаний об алгоритмах и пр. Не последнюю роль играют творческое выполнение деятельности, самостоятельный поиск решения новых проблем, эмоционально-ценностное отношение к миру. Из этого следует, что содержание образования не может быть сведено только к перечню знаний, умений и навыков по учебным предметам.

Главное требование к современному образованию – необходимость стать гуманистически ориентированным, рассматривать человека как основную ценность, быть направленным на развитие личности. При таком подходе любые формы, методы, технологии образования рассматриваются в контексте одной из основных задач образования обеспечения максимально благоприятных условий для саморазвития личности.

Сегодняшняя цивилизация базируется в основном на информационных и телекоммуникационных технологиях. Под влиянием процесса информатизации складывается новая структура информационное общество. Активное внедрение технологий информатизации не могло не коснуться и системы образования. Но применение информационных и телекоммуникационных технологий само по себе еще не приводит к существенному повышению эффективности образовательного процесса. Нужна новая личность учащегося, которая сама ставит цели в своем развитии. Этому способствует проектирование образовательной среды, и ее организация.

Под образовательной средой в учебном заведении понимаются условия, которые способствуют интеграции обучения и воспитания, преодолению консерватизма деятельности педагогов, развитию познавательной мотивации учащегося и выбору проблемного подхода к проектированию содержания образования.

Поскольку образовательная среда способна преобразовывать личность, создавая индивидуальность, она стала объектом внимания не только педагогов и психологов, но и менеджеров образования. Не последнее место в создании образовательной среды занимают идеи реформирования образования в целом. Как отмечает А.А. Вербицкий, реформирование школы имеет несколько парадоксов [3].
Несмотря на значимость целей образования, они в общем и профессиональном образовании остаются традиционными, сохраняют прежние состав и структуру содержания. При этом подход к содержанию образования остается задачным, а не проблемным. Однако аксиомой является идея о том, что развитие мышления (и интеллекта в целом) происходит в проблемной ситуации. Это не значит, что репродуктивному мышлению не может быть места в учебных ситуациях. Напротив, применение знаний обязательно, без них невозможно и проблемное обучение. Но необходимо понимать необходимость имеющихся знаний, навыков и умений на уроках закрепления и образование новых проблемных уроках.

Дальнейшие исследования показали, что наличие проблемности стимулирует проектирование образовательной среды в школе. Соотношение традиционного (репродуктивного) и проблемного обучения в свое время нашло подтверждение в бинарных методах М.И. Махмутова. Исследования Т.В. Кудрявцева и А.М. Матюшкина показали, что мышление порождается проблемной ситуацией. Проблемная ситуация это особое состояние субъекта, которое знаменует познавательную потребность в поиске новых знаний или принципов действия, а также построения новых его способов. Далеко не каждая задача приводит к проблемной ситуации. Это возможно тогда, когда возникает потребность разрешить ее, но субъект этого сделать не может, потому что у него нет соответствующих знаний, их нужно открыть, устранив противоречия между имеющимися и требуемыми.

Преодолевая противоречие между имеющимся уровнем знаний и тем, что требуется, человек переходит на другой этап развития. Именно невозможность выполнить теоретическое или практическое задание с помощью ранее усвоенных знаний приводит к появлению потребности в психических новообразованиях (знаниях, способах действий), которые позволили бы разрешить возникшее противоречие.

Отмеченное напрямую влияет на проектирование новой образовательной среды нужна новая психологическая учебная ситуация, в которой будут востребованы не канонические формы организации учебной деятельности (урок, лекция), а творческие формы обучения. В творческих формах обучения классические критерии оценки контроля качества образования также не подходят. Поэтому проектировать содержание образования необходимо так, чтобы учебный предмет стал предметом учебной деятельности, в которой ученик ставится в позицию субъекта деятельности.

При проектировании образовательной среды учитываются следующие требования:

- личностная ориентированность, т.е. направленность на личность обучающегося как цель;

- синергетичность развития ученика (его способность к самоорганизации): чем больше учащийся влияет на цели, содержание и ход своего образования в образовательной среде, тем большее влияние она на него оказывает, тем больше она может называться личностно-ориентированной;

- назначение образовательной среды состоит в том, чтобы ее элементы воздействовали на обучающего и побуждали его к самообучению, саморазвитию;

- критериями функционирования образовательной среды являются качества личности обучающегося, формирующиеся в данной среде;

- образовательная среда должна обладать такими качествами, как креативность, ассертивность, гибкость, изобретательность, оригинальность, самобытность, продуктивность;

- образовательная среда должна способствовать развитию внутренней мотивации.

Развитие внутренней мотивации является очень важным требованием. Мотив – это смысл выполняемой деятельности, а мотивация – совокупность побуждений к деятельности [5]. Образовательная среда должна способствовать появлению внутренней мотивации. Внешняя мотивация побуждается извне (наказанием за нерадивость и невнимательность, боязнью получить двойку, угрозой учителя). Внутренняя мотивация рождается в результате собственных смыслов и установок («Во что бы то ни стало это надо решить, я хочу понять действие этого физического закона»).

Было проведено сравнение образовательной мотивации школьников разных стран: России, Великобритании и США. Мотивация российских, американских и английских школьников к образованию различна. Английские и американские в большей степени удовлетворены своими успехами, даже если они объективно ниже российских, которые более критичны в оценках своих возможностей. Существуют различия в оценке причин своей успешности. Наши ученики главным фактором своих успехов считают интеллектуальные способности, реже ссылаются на везение, но считают, что успешность учения зависит от хорошего отношения к ним учителей. Американцы и англичане отдают предпочтения своим усилиям и усердию в классе и дома. Большинство российских ребят главным мотивом видят поступление в вуз. Российские педагоги более критично относятся к успехам своих школьников. В целом это свидетельствует, что на образовательную мотивацию влияют кросскультурные факторы, традиции страны, семейные ценности, структура досуга.

Как показывают исследования, создание проектов образовательной среды включает в себя несколько этапов:

1) описание исходного и конечного состояния объекта проектирования и их сравнение;

2) определение основных направлений исследований в образовательном заведении;

3) описание концентрированных положений проектирования образовательной среды;

4) детальная проработка каждого элемента;

5) анализ факторов влияющих на эффективность функционирования образовательной среды;

6) экспертная оценка и экспериментальная правка получаемого проекта;

7) коррекция, доработка, оценка и проверка.

Создание образовательной среды представлено на нескольких уровнях: сначала проектирование региональных образовательных систем, затем их реализация, далее вновь проектирование отдельных составляющих педагогического процесса и вновь их реализация. Иначе говоря, проектирование и реализация образовательной среды возможны на уровне региона или отдельно взятого образовательного учреждения. Остановимся на принципах проектирования образовательной среды. Любой проект создания образовательной среды должен служить обучаемым и воспитуемым, отвечать их запросам, способствовать взаимопомощи взрослых и детям. Это детоцентрический принцип проектирования образовательной среды. Принцип гуманизма состоит в том, что образовательная среда должна способствовать человеколюбию и состраданию меньшим, слабым, больным, животным. Образовательная среда направлена на гуманное развитие детей, учитывает желания близких людей, возрастные особенности и потребности всех обучаемых.

Принцип безопасности образовательной среды [1] свидетельствует о том, что процесс обра­зования и учебная ситуация не должны нести ничего агрессивного, разрушительного. По мнению И.А. Баевой [1], образовательная среда с низким уровнем психологической безопасности может отрицательно влиять на некоторые составляющие субъективного благополучия учащихся. Если в ней заложены активность, эмоциональное равновесие, удовлетворенность различными сферами жизни, принятие себя и других, школьникам комфортно.

Школа является широко представленным в обществе социальным институтом, который может строить свою локальную систему безопасности.Здесь можно говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или их полным отсутствием). Современную школу можно рассматривать как объект высокого риска, так как она призвана выпускать «сверхсложный продукт» – психологически здоровую личность. Отсюда крайне актуальным становится вопрос о психологической безопасности или культуре психологической безопасности во взаимодействии участников образовательной среды.

Как указывают авторы идеи безопасности образовательной среды [1, 4], понятие «безопасность» определяется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Психологическую безопасность авторы определяют как:

1) состояние сохранности психики человека;

2) сохранение целостности личности, адаптивности функционирования человека, социальных групп, общества;

3) устойчивое развитие и нормальное функционирование человека во взаимодействии со средой (умение защититься от угроз и умение создавать психологически безопасные отношения);

4) возможности среды и личности по предотвращению и устранению угроз;

5) состояние среды, создающее защищенность или свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностнодоверительном общении, создающее референтную значимость / причастность к среде и обеспечивающее психическое здоровье включенных в нее участников [1].

Таким образом, психологическая безопасность личности и среды неотделимы друг от друга.

Образовательная среда является частью жизненной, социальной среды человека. Учебные заведения как социальный институт общества являются субъектами безопасности, и важность изучения психологической безопасности личности в образовательной среде определяется тем, что учебные заведения, включая в себя подрастающее поколение, взрослых и семью, способны строить свою локальную (частную) систему безопасности как через обучение и воспитание, так и через решение задач развития.

Основными понятиями психологической безопасности образовательной среды являются «опасность», «риск», «угроза».

Факторами риска в образовательной среде могут быть: недостаточное обеспечение преподавательскими кадрами, материально-технической базы, низкая активность учащихся и педагогов, несформированность социальных и практических навыков, умений и опыта, уровень воспитания и культуры, личностно-психологические характеристики участников учебно-воспитательного процесса, отсутствие представлений о профилактике психического и физического здоровья. Совокупность этих факторов представляет собой угрозу образовательной среде и развитию личности ее участников.

Одной из существенных психологических опасностей в образовательной среде является неудовлетворение важной базовой потребности в личностно-доверительном общении, и как следствие склонность к деструктивному поведению, негативное отношение к образовательным учреждениям и нарушения психического и физического здоровья [1, 4]. Понятие «угроза» в отечественных энциклопедиях определяется как вид психологического насилия над человеком и намерение нанести физический, материальный или иной вред. Самая большая вероятность стать жертвой насилия приходится на подростковый возраст. Психологическое насилие в межличностном взаимодействии может выражаться в неприятии и критике, публичных оскорблениях и унижении достоинства, обвинениях, угрозах, проявляющихся в словесной форме без физического насилия, игнорировании (физической или социальной изоляции), предъявлении чрезмерных требований и принуждении делать что-либо против желания [1].

Образовательная среда составляет основу жизнеспособности любого сообщества. Поэтому важно изучать, моделировать и проектировать среды, где происходит воспитание и формирование личности. Психологическая безопасность является условием, способствующим развитию психологически здоровой личности. Повышение уровня психологической безопасности способствует личностному развитию и гармонизации психического здоровья всех участников учебно-воспитательного процесса: учеников, учителей, родителей.

Психологически безопасной средой можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней; высокие показатели индекса удовлетворенности взаимодействием и защищенности от психологического насилия [1]. Психологически безопасными можно считать такие межличностные отношения, которые вызывают у участников чувство принадлежности к образовательной среде (референтная значимость среды); убеждают человека, что он пребывает вне опасности (отсутствие вышеперечисленных угроз); укрепляют психическое здоровье.

Исходя из выше сказанного, психологическую безопасность образовательной среды можно определить:

• как состояние образовательной среды, свободной от проявления психологического насилия во взаимодействии; способствующее удовлетворению основных потребностей в личностно-доверитель­ном общении; создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье всех ее субъектов;

• как система межличностных отношений, которые вызывают у участников учебно-воспита­тельного процесса чувство принадлежности (референтной значимости среды); убеждают ребенка, что он пребывает вне опасности; укрепляют психическое здоровье;

• как система мер, направленных на предотвращение угроз для продуктивного устойчивого развития личности.

Психологическая безопасность возникает, когда есть опора на развивающее образование. При личностном развитии одновременно развиваются физическая, эмоциональная, интеллектуальная, социальная и духовная сферы сознания. В такой образовательной среде защищены все субъекты учебно-воспитательного процесса. Реализацией этого является устранение психологического насилия во взаимодействии.

Выстраивая модель психологической безопасности образовательной среды школы, необходимо опираться на такое психическое образование личности человека, которое включает в себя все, что касается субъект-субъектных и самосубъектных взаимосвязей и отношений. Таким образом, это образование имеет отношение к способам и стилям взаимодействия с другими и с самим собой. Анализ взаимодействия субъектов образовательного процесса показал, что педагоги, родители и учащиеся имеют некоторый минимум психологических знаний, который обеспечивает более или менее адекватное поведение и социальное взаимодействие. Однако учителя и родители не владеют в достаточной мере технологиями, обеспечивающими эффективность поведения и социального взаимодействия, т.е. для них характерен низкий уровень психологической компетентности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении. – СПб.: Речь, 2006.

2. Вербицкий А.А. Компетентностный подход: проблемы и условия реализации // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – № 4.

3. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. – М.: Логос, 2009.

4. Дубровина И.В., Прихожан А.М. Возрастная и педагогическая психология. – СПб.: Питер, 2004.

5. Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Питер, 2001.

Егизарьянц Марина Николаевна, к.псх.н., доцент кафедры ССПиП АГПА

Варзер М.В., студентка СПФ АГПА (г. Армавир)

 

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ «УЧЕНИК»

В КОЛЛЕКТИВЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация

Socialization is an interaction of an individual with society. The concept of socialization has the nadpredmetny status and is actively used in modern society. This concept costs on a joint of such sciences as psychology and pedagogics. In modern sociology and psychology socialization is considered as bilateral process of continuous transfer by society and development by the individual during all his life of social norms.

Social roles of the younger school student is the system of requirements which is put forward on the one hand by the teacher, on the other hand – a family, and also collective.

 

В изменяющихся условиях современного метаморфозного общества проблема социализации младших школьников занимает весьма важное место. Коллектив и школа – явления социальные. Цель их – это не просто дать детям знания, умения и навыки, но и снабдить информацией об универсальных действиях, необходимых во взрослой жизни. Иными словами, одна из миссий школы – это формирование и становление личности. А как известно из психологии и педагогики, оба эти процесса невозможны без социализации подрастающего индивида. Сплоченному и развитому детскому коллективу присущи адекватность мотивов предметно-практической деятельности и общность целей. Все участники коллектива должны заботиться об общем результате, направленном на пользу общества. Только в такой благоприятной обстановке можно говорить об успешной социализации младших школьников.

Процесс социализации начинается с момента рождения и не прекращается ни на минуту, так как всё время мы взаимодействуем с социумом, влияя на него и испытывая его влияние на себе. Пожалуй, наиболее активно усвоение социальных ролей начинается в начальной школе. Именно там ребёнок принимает новую для себя роль – ученик, друг, товарищ, помощник, лидер и др. [3, c. 31].

Социализация – это взаимодействие индивидуума с обществом. Понятие социализации имеет надпредметный статус и активно используется в современном обществе. Это понятие стоит на стыке таких наук как психология и педагогика. В современной социологии и психологии социализация рассматривается как двухсторонний процесс постоянной передачи обществом и освоение индивидом в течение всей его жизни социальных норм [2, c. 4].

В этой связи следует говорить о различных факторах социализации и обширной системе социальных связей младшего школьника. Как и в любом коллективе, в коллективе ученическом, по мере его формирования, выделяются на фоне остальных лидеры и замкнутые, не общительные учащиеся. Это связанно с приобретением по мере социализации определенного социального статуса в классе. Современные психологи в методиках социометрии рассматривают следующие социальные статусы учащихся:

· Звезды, или лидеры. Актив класса, надёжная опора педагогу. Звезды «зажигают» остальных членов коллектива, ведут за собой. Они пользуются уважением в классе, к ним идут за советом. Хотя, часто такие дети имеют завышенную самооценку, что сказывается на проблемах межличностного общения в среднем и старшем звене школы.

· Предпочитаемые – данная группа учащихся характеризуется хорошо развитыми навыками коммуникабельности, такие дети часто хорошо учатся, входят в актив класса, имеют много друзей.

· Пренебрегаемые, или «избегаемые». Пренебрегаемые дети часто замкнуты, сосредоточенны на своем внутреннем мире. В практике встречаются как учащиеся, готовые бороться с данным статусом, так и учащиеся, на личность которых статус «пренебрегаемого» не оказывает пагубного воздействия.

· Изолированные. Обычно, самая малочисленная группа учащихся в классе. Эти дети не обладают навыками коммуникабельности, частенько имеют неуспехи в учебе, склонны к девиации и аддикции [4, c. 107].

Социальные роли младшего школьника это система требований, выдвигаемая с одной стороны педагогом, с другой стороны – семьей, а также коллективом [1, c. 389].

Между данными системами требований возникают противоречия, характеризующиеся статусом ребенка – «ученик», «ребенок», «товарищ». Успешное овладение социальными ролями и выдвигаемыми требованиями способствует лучшей адаптации в коллективе и развитию личности, способной усваивать культурологические ценности современного общества.

Младший школьник в процессе обучения и воспитания обучается исполнять разные роли: роль ученика школы, роль ребенка, роль друга и товарища и т.д. Ролевое обучение имеет, по крайней мере, два аспекта:

· необходимость научиться выполнять обязанности и осуществлять права в соответствии с играемой ролью;

· приобретение установок, соответствующих данной роли.

При отсутствии у младшего школьника сформированных установок и правил поведения, процесс его социализации и становлении в коллективе нарушается. Существенная часть этапа по приобретению и формированию социальных ролей проходит неосознанно для ребенка. Тем важнее становится работа классного руководителя или социального педагога по изучению влияния коллектива на индивида и наоборот. Деятельность учителя и других специалистов (психолога, социального педагога) в начальной школе весьма специфична. От их работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе.

В основе такой деятельности лежат закономерности практики воспитания. Эта специфическая деятельность реализуется в образовательных учреждениях и осуществляется специально подготовленными и обученными людьми – педагогами и другими специалистами, к которым можно причислить психолога, а также социального педагога. Обратимся к рис. 1.

 

Специалисты начальной школы
классный руководитель
психолог
социальный педагог
  учитель-предметник
коррекция
диагностика
профилактика
обучение и воспитание
общение

Рис. 1. Структура психолого-педагогической деятельности с младшими школьниками

 

В основе психолого-педагогической деятельности с младшими школьниками лежит, прежде всего, общение. На данной ступени психолого-педагогической деятельности специалист должен установить контакт с ребенком, выработать свой собственный стиль взаимодействия с учащимся, подобрать индивидуальный подход. Важно помнить, что следует избегать чрезмерно авторитарного стиля общения. Цель специалиста на этом этапе – расположить к себе ребенка, но вместе с тем – проявить компетентность с позиции «старшего», т.е. избегать панибратства.

Вторая ступень, или стадия психолого-педагогической деятельности – это, несомненно, обучение и воспитание. Обучение и воспитание младших школьников тесно переплетается с процессом общения и взаимодействия с педагогом.

На третьей ступени – профилактической – педагог (или другой специалист) уже в состоянии заниматься превенцией (профилактикой) возможных проблем школьника.

Следующая ступень – диагностическая. Как уже отмечалось ранее, социализованность крайне важна для младшего школьника, именно поэтому все специалисты, работающие с контингентом младших школьников, могут и должны принимать участие в диагностике социальных ролей младших школьников. К особенностям диагностики в младшем школьном возрасте можно отнести преобладание игровых форм и методов работы, опору на занимательность и значимость материала, опору на наглядное мышление и т.д. И, наконец, пятая, и самая серьезная и значимая ступень (как по сложности работы, так и по влиянию на личность ребенка) – это коррекция.В отличие от других структурных элементов психолого-педагогической деятельности, работать на этой ступени могут только специалисты узкого профиля – дефектологи, психологи, социальные педагоги, логопеды и др. Таким образом, работа с контингентом младших школьников имеет свою специфику и особенности, специалисту, работающему с ребятами младшего школьного возраста необходимо помнить о психовозрастных характеристиках этого возраста, опираться в своей работе на игровые методы и приемы. Особое значение имеет процесс общения между педагогом и воспитанником. Здесь крайне важно помнить об индивидуальном стиле взаимодействия педагога с учащимися, выбирать оптимальные и адекватные сложившейся ситуации приемы и способы педагогического общения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Иванов А.В. Социальная педагогика. – М., 2011.

2. Ковалева А.И., Богданова В.В. Траектории социализации. – М.: Московский гуманитарный университет, 2012.

3. Коробейников И.А. Нарушения развития и социальная адаптация. – М.: Пер Сэ. – М., 2011.

4. Марцинковская Т.Д. Детская практическая психология: учебник. – М., 2000.

Егизарьянц Марина Николаевна, к.псх.н., доцент кафедры ССПиП АГПА,

Осива М.В., магистрант СПФ АГПА (г. Армавир)

ГОТОВНОСТЬ УЧИТЕЛЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

К ВВЕДЕНИЮ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НОО

Аннотация

The pedagogical staff of school has to have basic professional education and necessary qualification, to be capable to innovative professional activity, to possess necessary level of methodological culture and the created readiness for continuous education during all life. Competence of the teacher includes implementation of training and education of school students, use modern educational, including information and communication, technologies of training, ability effectively to apply educational and methodical, information and other resources, constantly to develop professionally.

 

Перемены, которые произошли в России в последние годы, определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования.

Начальная школа всегда играла исключительную роль в системе общего образования. Ведь именно в это время закладывается фундамент формирующейся личности. Поэтому не удивительно, что и введение федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования началось именно с этой школьной ступени.

Введение в школьную практику федерального стандарта второго поколения ознаменовало новый этап российского образования.

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования.

Для учителя и для школы это означает выход на деятельность, которая резко отличается от того, что принято считать традиционной. Это выход на принципиально новый уровень образования и необходимость включения в инновационную деятельность, освоение требований к реализации ФГОС.

Практическое введение идей, заложенных в стандарте, во многом зависит от готовности учи­теля к их воплощению, от подготовки административных и педагогических кадров. Д.А. Медведев в Послании Федеральному Собранию РФ отметил, что «ключевая роль в школе принадлежит учителю, и нам необходимо разработать систему моральных и материальных стимулов для сохранения в школах лучших педагогов и постоянного повышения их квалификации».

Учителя начальных классов, начинающие работать по новым стандартам, должны в первую очередь определить, какие изменения в их профессиональной деятельности необходимы при введении ФГОС. Стандарт диктует множество новых правил организации образовательного процесса, с которыми учителю в одиночку очень сложно разобраться. Поэтому при введении ФГОС очень важна работа всего коллектива ОУ.

Уже не первый год проходит внедрение ФГОС не только на экспериментальных площадках, но и в рядовых классах. Анализ проделанной работы позволил выделить основные трудности педагогических работников на этапе введения ФГОС:

· упрощение понимания сущности и технологий реализации системно-деятельностного подхода;

· отсутствие готовности педагогических работников к планированию и организации образовательного процесса в начальной школе в соответствии с требованиями ФГОС;

· традиционный подход к анализу и самоанализу урока и стремление придерживаться старых подходов к оценке деятельности учителя;

· принципиальная новизна вопросов инструментально-методического обеспечения достижения и оценки планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных);

· формальное введение ФГОС;

· отсутствие опыта разработки разделов основной образовательной программы начального образования.

Для преодоления этих трудностей необходимо качественное повышение квалификации кадров. Педагогам необходимо добиваться не формального введения стандарта, когда его реализация видна только документально, а практического введения основ ФГОС.

Педагогический коллектив школы должен иметь базовое профессиональное образование и необходимую квалификацию, быть способен к инновационной профессиональной деятельности, обладать необходимым уровнем методологической культуры и сформированной готовностью к непрерывному образованию в течение всей жизни. В компетентность учителя входит осуществление обучения и воспитания школьников, использование современных образовательных, в том числе информационно-коммуникационных, технологий обучения, способность эффективно применять учебно-методические, информационные и иные ресурсы, постоянно развиваться в профессиональном отношении.

Очень сложно говорить о готовности учителя начальных классов к реализации ФГОС, ведь учебный процесс не может быть односторонним. Зачастую готовность учителя гасит непонимание со стороны родителей. Поэтому, очень важной является двусторонняя готовность: с одной стороны – педагоги, с другой – ученики и их родители. Необходимо осведомлять родителей, ведь не секрет, что на уроках закладывается база знаний, а подкреплять ее дети должны (особенно в начальной школе) дома, под контролем родителей. На этом и основывается воспитание усидчивости, добросовестности.

Уровень готовности педагога к переходу работать по новым стандартам – достаточно высокий, если учитель выбрал свою профессию не случайно, а по призванию, работает в школе с желанием и увлечением, совершенствуется, познает новое. А стандарты должны вызывать желание скорейшего перехода на них. Немаловажна, конечно, в этом процессе и роль школы. Необходимо обеспечение школы учебниками, методической литературой, т.е. всем необходимым для работы по новому стандарту.

Современный учитель – самоотверженный, сильный и смелый человек, готовый к новому, любящий свою профессию, знающий, что современные дети отличаются от предыдущих поколений и их нужно учить по-новому. Каждый из них способен перейти на новые стандарты, но ему необходима помощь как психологического, так и методического характера.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=959.

2. Зиннатуллина Д.М. Готовность учителя к введению и реализации ФГОС общего образования [Электронный ресурс]. URL: http://www.irorb.ru/files/vistuplenia/8.doc.

Зеленко В.Г. (Tina Rowley), Marksan (WI USA, шт. Висконсин, США)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1294; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.105 сек.