Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие психологической готовности юношей к отцовству




Аннотация

Currently, the question remains about the nature and structure of the paternity of the leading factors affecting the formation of readiness for fatherhood. Psychological readiness for fatherhood – is an internal position of the person, the core of which is the generator of an integrated system of the future relationship of the parent to fatherhood, which includes relevant to the unborn child, himself as a future parent, the parent role, and parenting in general.

 

Переход к состоянию отцовства, рождение первого ребенка – значимое событие в жизни каждого мужчины, важность подготовки к которому часто недооценивается.

Современное состояние отцовства характеризуется двумя тенденциями: с одной стороны, многие авторы отмечают рост безотцовщины и уменьшение общего вклада отца в воспитание детей, с другой стороны, происходит переориентация жизненных ролей мужчины и женщины, отца и матери. В настоящее время остается актуальным вопрос о природе, структуре отцовства, ведущих факторах, влияющих на формирование готовности к отцовству.

Развитие личности будущих родителей во многом обусловливает развитие общества (А. Адлер, Ю. Хямяляйнен). По мнению Р.В. Овчаровой, будущее общества – это сегодняшнее состояние родительства.

Проблема целенаправленного развития психологической готовности юношей к отцовству в научном плане до сих пор остается открытой, хотя только 50 % матерей и 23,6 % отцов отвечают требованиям эффективного родительства (Е.А. Нестерова, 2005). При этом большинство авторов подчеркивают, что отцовство является важным условием развития ребенка и личности самого отца: по данным исследований, отец влияет на полоролевую идентификацию (3. Фрейд, Н. Левальд, Ш. Барт и др.); интеллектуальное развитие (интерес к учению) (В. Фтенакис, Р. Берне, Б.И. Кочубей); усвоение моральных норм (О.Б. Чиркова); эмоционально-личностную сферу ребенка (Е.О. Смирнова, В.С. Собакин и др.); а также его характерологические особенности (Е.П. Ильин, А. Биллер, 3. Матейчек и др.). Отцовство в целом выступает как источник жизненного опыта, необходимого растущему ребенку как потенци­альному родителю. Кроме того, переход к отцовству предполагает преодоление личностного кризиса мужчиной, связанного с проблемой осознания себя отцом, принятия своих чувств и их самоконтроля (Э. Эриксон, Э. Фромм, Д.С. Акивис, Р.В. Манеров, Е.И. Захарова, Ю.В. Евсеенкова и др.)

Анализ работ, посвященных отцовству, показал, что современный этап исследования отцовства характеризуется следующими тенденциями:

- преобладанием исследований материнства и психологической готовности к материнству;

- отсутствием системного подхода к трактовке отцовства, то есть его связи с системой семьи и системой родительства;

- нечеткостью трактовки психологической сущности понятий «отцовство» и «психологическая готовность к отцовству»;

- отсутствием исследований, описывающих критерии и уровни психологической готовности юношей к отцовству;

- отсутствием моделей и технологий формирования психологической готовности юношей к отцовству.

Исходя из этого, возникают противоречия:

• между потребностью в изучении отцовства как системы отношений родителя; педагогических и психологических факторов, определяющих его формирование, с одной стороны, и недостаточной разработанностью этой проблемы – с другой;

• между практической необходимостью в целенаправленном формировании психологической готовности к отцовству, с одной стороны, и неразработанностью психолого-педагогических системных технологий формирования психологической готовности юношей отцовству, с другой стороны.

Психологическая готовность к отцовству – это внутренняя позиция личности, стержневой образующей которой является целостная система отношений будущего родителя к отцовству, которая включает отношение к будущему ребенку, себе как будущему родителю, родительской роли, а также родительству в целом.

Уровень психологической готовности юношей к отцовству определяется степенью сформированности компонентов системы отношений будущего родителя. Высокий уровень определяется положительным отношением к родительству, будущему ребенку, принятием себя как будущего родителя, родительской роли. Низкий – отрицательным отношением к родительству, будущему ребенку, отвержением себя как будущего родителя, родительской роли Средний – отсутствием однозначного положительного или отрицательного отношения к родительству, сочетанием различных уровней сформированности компонентов отношения к отцовству.

В полной семье юноши имеют более реалистичный образ будущего отцовства, воспитание детей представляют как развитее активности, индивидуальности ребенка. Юноши из неполных семей в целом характеризуются более низким уровнем психологической готовности к отцовству. Образ будущего отцовства имеет альтруистическую направленность и сочетает в себе противоречивые характеристики. В воспитании детей юноши склонны к чрезмерной концентрации на ребенке, излишней эмоциональной близости.

Возраст оказывает положительное влияние на развитие компонентов психологической готовности юношей к отцовству как системе отношений: к будущему ребенку, от излишней концентрации на ребенке к адекватному представлению о его воспитании, демократизации отношений; к родительской роли от выделения негативной стороны отцовства к осознанности его плюсов, появлению уверенности в необходимости отца; к себе как к будущему родителю от чувства неуверенности, страха к ответственности, способности к сотрудничеству; к родительству; от представлений об идеальном отце как активном, энергичном, решительном. По мере взросления к этим характеристикам добавляются искренность, открытость и настойчивость

Высокий уровень психологической готовности к отцовству обусловливается такими личностными особенностями как активность, творчество, доверие, целеустремленность. Средний – стремлением к доверительным отношениям, познанию, поиском конструктивных способов решения проблем. Низкий – недоверием и неорганизованностью, негативным восприятием окружающей действительности, равнодушием, неуверенностью.

Психологическую готовность юношей к отцовству можно развивать при помощи специальной программы через формирование психологических компонентов готовности к отцовству. Сообразно системному подходу, на принципах которого построена разработанная нами программа, юноше задаются определенные внешние условия, способствующие формированию психологических компонентов. Формирование психологических компонентов готовности к отцовству осуществляется параллельно с прояснением личностных особенностей и формированием позитивной Я-концепции.

ЛИТЕРАТУРА

1. Малько Р.Т. Отцовство в меняющихся социокультурных условиях // Психология родительства и семейного воспитания: Сборник научных трудов II Международной научно-практической конференции. – Курган, 2014.

2. Руденко А.В. Экспериментальное исследование динамики представлений юношей об отцовстве // Семья и будущее России: Материалы международной научно-практической конференции (3-4 февраля 2004 г.) / Уральский гуманитарный институт. – Екатеринбург, 2004.

 

Жабина Ольга,

студентка 2 курса ИПИМиФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНОСТИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Аннотация

Spiritual and moral education is a difficult and inconsistent sociohistorical process. Transfer of knowledge and experience is carried out by all social institutes: public organizations, mass media, church, family, educational institutions of different level and orientation.

 

Для раскрытия содержания духовно-нравственного воспитания в современной школе необходима единая трактовка понятий «духовность», «нравственность», «культура».

Понятием «культура» (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, развитие) обозначается среда обитания человека, представленная в виде продуктов человеческой деятельности. Традиционно культура делится на материальную и духовную. Понятием «духовность» обозначалось все относящееся к человеческой душе, духу, Богу, Церкви, вере.

Методологической основой духовно-нравственного воспитания становятся нормы и традиции православия и народной культуры, представленные в различных аспектах:

- нравственно-этическом (в контексте нравственного православного учения о человеке, цели его жизни и смысле отношений с другими людьми, Богом, миром);

- культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры);

- этнокультурном (на основе национальных традиций русского народа).

В последнее время в средствах массовой информации очень часто стали поднимать вопросы духовности в нашем обществе, о духовном возрождении нашей страны. Взрослые обеспокоены тем, что теряют поколение, не могут воспитать его по своему образу и подобию, не сохранили семейные воспитательные традиции, не могут создать необходимый авторитет у своих детей.

Воспитанный в отрыве от христианства прагматизм говорит, что мир существует для удовлетворения человеческих потребностей. В педагогике теряет свое значение понятие «авторитет». Ребенку предоставляется много свободы. Развитие его природных способностей считается основной задачей. Ребенок должен только получать знания, такие требования, как домашние обязанности к нему в основном не предъявляются. В результате взрослеть и нести ответственность молодежь не стремится. Стремятся уйти от реальности – компьютер, телевидение, наркотики. Идет распад духовности, прогрессирующие заболевания детей школьного возраста, рост преступности и наркомании. Самым негативным из всего названного является разрушение духовно-нравственных основ общества и его ценностей. Экономическое обнищание вывело из оборота колоссальное число книг, развивающих журналов, газет, научной литературы. Молодое поколение оказалось незащищенным от огромного потока информации, воздействующего на детей через ТВ, компьютер, свободную прессу. Взрослое население частью включилось в борьбу за экономическое выживание, частью – за обогащение. Доминирующим в обществе стал культ вещей и денег. Трудолюбие также считается в молодежной среде пережитком. Дети учатся без желания и обоснованной мотивации, отсутствует инициативность и индивидуальность. С большим опозданием начинают складываться в обществе представления о том, какая должна быть национальная идея.

Сегодня для нации или государства важным является выработка принципов и идей, которые составляют основу мировоззрения подрастающих поколений, консолидируют общественное сознание и защищают его от разрушительных воздействий. Большую роль в этом может сыграть Православная церковь, для которой тема воспитания была всегда актуальной. Взаимодействие же церкви и государственных институтов образования является в наше время востребованным для формирования духовно-нравственных ценностей в обществе.

Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей. Стремительное развитие техники, убыстрение темпов жизни, социальные преобразования во всем мире, увеличение разнообразия контактов между людьми, все это предъявляет повышенные требования и к моральной зрелости, и к самостоятельности человека. В одночасье куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Все это говорит об актуальности нравственно-духовного воспитания подрастающего поколения.

Такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям. В этой связи остро ощущается необходимость специальной педагогической работы по формированию гуманных отношений ребенка к миру, бережного отношения ребенка к природной и социальной окружающей действительности. Для каждого человека важно жить в гармонии с окружающим миром, людьми, обществом, самим собой. Одним из значимых аспектов духовно-нравственного становления ребенка, формирования его моральных представлений связано с развитием эмоциональной сферы детей. В процессе воспитания наиболее сложным моментом становится выработать у ребенка определенное отношение к моральной норме, желание следовать хорошему и противостоять плохому. Формирование чувств ребенка, их нормального развития имеет большое значение в воспитании у него эмоционально-положительного отношения к окружающим. Именно эмоциональная отзывчивость на радость и горе других людей составляет важнейшее звено духовно-нравственного развития человека. Это и должно стать одной из специальных задач воспитания. Важно также создание взрослыми жизнерадостной обстановки вокруг ребенка

Средствами духовного воспитания, с помощью которых ребенок может получить доступ к духовности, являются:

- слово;

- родительский авторитет, авторитет воспитателя, учителя;

- познавательная, опытно-экспериментальная деятельность или учение;

- природный и предметный мир;

- национальные обычаи, традиции, народные праздники;

- общественное мнение (родителей, сверстников);

- духовный и моральный климат семьи;

- фольклор, художественная литература.

В содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Воспитатель нацелен на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала ребенка. Необходимо помнить, что усвоить ценности, значимые для всех людей на Земле, ребенок может только в творческой деятельности, так как именно она отражает его мировоззренческую позицию, его понимание добра и зла, справедливости, любви. Уже в младших группах предусматривается приобщение детей к народной игрушке (пирамидке, матрешке, каталкам, игрушке-забаве…). Малышей знакомят с русскими народными играми, хороводами, народными песнями. Через народное творчество ребенок может развиться как личность, может проявлять свои нравственные позиции, взаимодействовать со сверстниками в играх на основе общепринятых этических принципах. Все это направлено на воспитание всесторонне развитой и духовно богатой личности.

Духовно-нравственное воспитание – это сложный и противоречивый социально-исторический процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации, церковью, семьёй, образовательными учреждениями разного уровня и направленности.

Духовно-нравственное воспитание – это одна из главных задач, которую ставит перед собой современная школа, здесь очень важно сформировать глубокую человеческую нравственность. Это воспитание включает в себя формирование у школьников нравственных понятий, суждений, навыков и привычек поведения, соответствующих нормам современного общества, направлено на формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать своё поведение с интересами общества. Нравственные понятия и суждения отражают сущность нравственных явлений и дают возможность понимать, что хорошо, что плохо, что справедливо, что не справедливо. Нравственные понятия и суждения переходят в убеждения и проявляются в действиях, поступках. Нравственные поступки и действия - определяющий критерий нравственного развития личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. – М.: Мысль, 2008.

2. Педагогика / Под ред. В.А. Сластенина, И.Ф. Исаева, А.И. Миценко, Е.Н. Шиянова: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. – М., 2001.

3. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека / Сост. О.В. Сухомлинская. – М.: Педагогика. – 1989.

 

Капланова Инна,

студентка 1 курса СПФ АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.А. Попова

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ДУХОВНОСТИ ЛИЧНОСТИ

 

Аннотация

The article presents the category of "spirituality", as the sum of all spiritual qualities. Spirituality a person may be developed, and such qualities, such as morality is completely absent. But despite this, any civilized society always seeks its members were highly moral people.

 

Духовность человека не зависит только от него, также большую роль играет материально-экономическая сторона. Материальная сторона включает в себя биологические потребности – пища, одежда, жилье… Низкое материальное положение, кризис, нищета не дают человеку возможности получить нормальное образование, а значит, не дают человеку духовно развиваться. Из этих факторов вытекает еще один немало важный фактор – это социальный. Бедность подталкивает людей к безответственному поведению, а это ведет к падению нравственности и духовности [1, 2].

Таким образом, на развитие духовности играют многие факторы, главными из которых являются: материальные, экономические, социальные. Духовность – явление идеальное, она имеет внутренние законы развития и функционирование. Духовные качества человека зависят от конкретного человека, от духовности общества, в которой он воспитывается. Падение нравственности, жестокость, нарушение дисциплины, увеличение преступности – все это приводит к духовному кризису. Для того чтобы преодолеть этот кризис человеку нужно поменять свое мировоззрение, у человека должен изменить свой внутренний мир.

Таким образом, без изменения самих людей, без достижения ими высоких личных качеств кардинальное обновление общества не состоится. Если понимать духовность как совокупность человека с Духом, то мы увидим, что индивидуальный дух у человека не развит, он сосредоточен на интеллектуальной деятельности. Если говорить о подлинной духовности, то мы поймем, что она обращена к внутренним, субъективным чувствам и переживаниям. Духовный человек в своей устремленности к Духу смиряется с внешней, социальной или личной несправедливостью.

Российские психологи к категории духовности впервые обратились во второй половине XX столетия, когда психология начала активно заниматься проблемами человека, спецификой его внутреннего мира. Первоначально данное явление исследовалось в связи с проблемой нравственного и культурного развития. Однако уже к началу 80-х годов отчетливо наблюдается чрезвычайная пестрота в определении духовности. В целом отмечается тенденция рассматривать интересующую нас проблему в контексте глубинной структуры человеческой субъективности и отношения человека к миру и самому себе. В последней трети XX века духовность приобретает статус предмета научного анализа. В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев в «Основах психологической антропологии. Психология человека» указывают, что духовность становится новым феноменом человеческой реальности в ее субъективной проекции [4].

В зарубежной психологии духовность находится в фокусе внимания и пристального изучения со второй половины XX столетия. На сегодняшний день наиболее перспективным является изучение феномена духовности в трансперсональной, экзистенциональной, гуманистической психологии, в различных психотерапевтических практиках.

В целом, системный анализ и верификация информации по проблеме духовности в отечественной и зарубежной психологии показали отсутствие однозначного определения духовности человека: ее смысл понимается весьма многообразно. Попытаемся представить разнообразные концепции духовности, опираясь на теорию Н.А. Коваль, в рамках следующей классификации:

· потребностно-информационный подход, когда духовность определяется как выраженность двух фундаментальных потребностей: потребности познания и социальной потребности «для других»;

· аксиологический подход, рассматривающий духовность как «ценностное содержание сознания»;

· деятельностный подход, где духовность соотносится со специфическим видом деятельности;

· система личностной активности и отношений к различным сферам жизнедеятельности человека, реализующаяся в целостном познании;

· определенный способ существования человека, особенность которого состоит в том, что в иерархии потребностей, отношений и ценностей превалируют общечеловеческие и культурные ценности;

· с позиции акмеологии, духовность представляет собой процесс непрерывного самосовершенствования и стремления личности к высшему идеалу как кульминационной точке развития;

· целенаправленность и ориентация на решение смысложизненных проблем как исходные характеристики духовности;

· с позиции психотехнического подхода, когда через психотехнику поиска, очищения происходит обретение индивидом духовности.

Духовность представляет собой относительно самостоятельное причиняющее начало, стоящее в одном ряду с материей и энергией. Она обладает активностью, направленностью действия, способностью создавать условия для наступления определенного следствия и непосредственно производить его [2, 3].

Особенность духовности как причины в том, что она, во-первых, имеет социальную природу, действует лишь в социальной среде, воздействуя на человека; во-вторых, механизм ее действия не материально-энергетический, но информационно-психологический, духовный фактор как информация воздействует на сознание и волю, определяя поведение человека; в-третьих, детерминация духовным не жесткая, не однозначная, но вероятностная, поскольку человек обладает свободой воли и может поступить вопреки тому, что диктуют ему духовные требования. Все эти особенности характерны для действия уголовного закона, как духовно-нравственной категории, они проявляются и в механизме преступного поведения. Но, несмотря на очевидную связь духовности с уголовно-правовой сферой общественной жизни, она как предмет уголовного права специально не исследуется, что не позволяет раскрыть всей сущности уголовного закона и преступления, присущую им духовную характеристику и, следовательно, выявить дополнительные возможности противодействия преступности уголовно-правовыми средствами.

Традиционно духовность увязывается преимущественно с религиозной сферой жизни, находящейся вроде бы вне поля науки. Такая позиция представляется ошибочной, духовность – социально-психологическое явление, реальность, а всякая реальность может и должна быть предметом научного анализа [2].

Влияние духовности на человека. Духовность – это особая деятельность сознания, направленная на постижение цели и смысла жизни, общего мироощущения. Духовность всегда положительна, в ее основе лежит любовь ко всему сущему. Под влиянием духовности у человека формируются критерии добра и зла, оценки людей и событий, наконец, жизненная позиция. С точки зрения духовности, что происходит сейчас в нашем обществе? Если говорить об отдельном человеке, то на первый план выступает апатия, потеря идеалов, целей жизни. Это для большинства населения. Существует и другая группа людей, для которых в жизни главное нажива, властолюбие, попрание всех нравственных принципов [1].

Естественно, что эти характеристики жизни отражаются на отношениях между членами общества. Как результат: рост преступности, оставленные в родильных домах дети, разводы и т.д. и т.п. Перечисленные явления могут служить маркерами ущербной духовности. Статистика подтверждает высказанное выше предположение. Оказалось, например, что кривая преступности в России за последние десять лет абсолютно совпадает с кривой смертности! Кстати, термин «фактор риска» своим аналогом в данном случае имеет религиозную категорию «смертный грех».

Подводя итог, хочется сказать, что духовность – это совокупность проявлений духа в мире и человеке. Она выражена в моральных ценностях. Духовность связана с такими понятиями как святость, этика, мораль, нравственность, духовная культура.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. – М., 2011.

2. Франк С.Н. Духовные основы общества. – М., 2002.

3. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

4. Разин А.В. Ценностная ориентация и благо человека // Вестник Московского университета. – 1996. – № 1.

Мавсесян Карина,

студентка 3 курса общемедицинского факультета

ЕГМУ им. М. Гераци (г. Ереван, Армения)

Научный руководитель: к.м.н., доцент А.Д. Геворкян




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 941; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.047 сек.