Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Развитие ценностных ориентаций современной молодежи 2 страница




4. Девиантно-делинквентный. Фактор выражает антиобщественные формы переоценки старых ценностей и принятие новых. Социальное недовольство, кризис переходного возраста, коренная ломка стереотипов, мучительной и болезненной адаптации к быстро меняющимся условия социального окружения, перспектива экономической самостоятельности и необходимость создавать, а потом содержать семью. Все выше перечисленное не может ни вызывать различные патологические формы отклоняющегося поведения, как-то: алкоголизм, наркомания, суицидальный синдром, перверсивную сексуальность и другие формы.

Подобные патологии провоцируют пессимизм, апатию, вражду, неприязнь, депрессию, конфликтность в отношении к «навязываемым» обществом ценностей и норм. Именно этот асоциальный резерв современной молодежи становится заложником агрессивно-политических, радикальных и откровенно антиконституционных сил общества.

Девиантно-деленквинтная часть молодежи (по разным подсчетам, примерно 1-5 %) легко склоняется к идеологиям фашизма, крайнего национализма, национал-большевизма.

Если говорить о приоритетах современной молодежи, то у нее на первом месте личные приоритеты, заботу о себе и собственной семье. Процесс становления жизненных целей противоречив, он рождается в борьбе взглядов и мнений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире. – СПб., 2003. – 128 с.

2. Cловарь / Под ред. М.Ю. Кондратьева // Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах / Ред.-сост. Л.А. Карпенко. Под общ. ред. А.В. Петровского. – М., 2006. – 176 с.

 

Струкова Елена,

студентка 1 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация

The problem of valuable orientations of youth remains to sociology of youth permanently actual throughout all existence. Now the essential attention has to be paid to youth as habitat of formation of future elite of the state. The modern youth makes the historical choice. The youth has to choose, but the choice shouldn't be casual, especially wrong. Only those purposes which admit society valuable are due.

 

Ценности – это общепринятые представления людей о важнейших компонентах человеческой культуры её норм и идеалов. Они составляют основу нравственных принципов. В каждом общественном строе есть своя система социальных ценностей, осознание которых осуществляется в процессе первичной социализации личности. После этого они остаются достаточно стабильными, претерпевая существенные изменения лишь в кризисные периоды жизни человека и его социальной среды. Ценности выполняют интегративную роль в обществе. Выделяют два вида ценностей – индивидуальные и общественные. Первые регулируют поведение индивида в повседневной жизни, вторые – его ценностные приоритеты относительно развития общества.

Одной из самых существенных групп общества, в жизни и деятельности которой, как в зеркале, отражается вся социальная жизнь, и без существования которой любой народ обречен, является молодежь. О развитии отечественной социологии молодежи следует говорить с 60-х годов, когда группа молодых ученых вслед за поколением «шестидесятников», начала исследования жизненных планов молодежи.

Таким образом, определение понятия «молодежь» взаимосвязано с характеристикой поколенческих отношений в обществе, с его социальной структурой, включающей слои масс.

Молодежь несет в известной мере рудименты и пережитки инфантильности первичного усвоения запретов и разрешений, прав и обязанностей и т.д. Это усвоение отличает внешний, поверхностный и нерефлексивный характер и социальные группы.

Взаимоотношения между поколениями у разных классов и общественных систем различны и носят закономерный характер.

Объективная связь между поколениями устанавливается с учетом предыдущего опыта и знаний, на основе преумножения ценностей и норм материальной и духовной жизни.

Это, в свою очередь, определяет избирательность и дифференцированность в смене и преемственности поколений. Каждое последующее поколение усваивает только те черты и нормы предыдущего, которые соответствуют изменившимся условиям, и отвергает или трансформирует характеристики, неприемлемые для нового уровня общественно-экономического развития.

У молодежи, как у социальной группы переходного характера, главной функцией выступает воспроизводство теоретического и прикладного знания, и это сказывается на схеме ее ценностных ориентаций. Эта двойственность обуславливает две основные тенденции в динамике ценностных ориентаций молодежи, а именно теоретико-общеобразовательную идентификацию и практико-специализационную интеграцию. Зависимость от общества и государства вынуждает молодежь идти на поводу у государственных идеологий и общественных стереотипов, не давая ему возможность проявить свою самостоятельность в самостоятельном и независимом выборе ценностных ориентаций. Желание угодить, понравиться, представляет собой вид конформизма, связанного с нуждой и экономической несамостоятельностью, и носит откровенно негативный характер, что лишний раз доказывает связь политической свободы с экономической независимостью.

В настоящее время общественное сознание России исповедует философию, согласно которой человек должен следовать естественным (а понимается еще хуже – стихийным) законам природы и об­щества (в частности и, прежде всего, в экономике) как высшему проявлению мудрости и отсутствие общественного идеала. Брошенные на произвол судьбы молодые люди ищут идеал самостоятельно.

Таким образом, проблема ценностных ориентаций молодежи остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологиимолодежи. В настоящее время существенное внимание должно уделяться молодежи как естественной среде формирования будущей элиты государства. Современная молодежь делает свой исторический выбор. Молодежь должна выбрать, но выбор не должен быть случайным, тем более ошибочным. Должными являются лишь те цели, которые признаются обществом ценными. Система новых ценностей – вот камень преткновения российских реформ. Только то, во что верят и ценят отдельный человек, народ, общество, – они превращают в действительность, в свою культуру. Если люди не верят в реформу, не ценят ее, – реформе конец.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлев А.А., Дробышева Т.В. Ценностные ориентации формирования личности в разные периоды развития российского общества // Психологический журнал. – 2010. – № 5. – Т. 31. – С. 5-16.

2. Научная проблема: Развитие, самоопределение и утверждение взрослого во взрослом мире // Мир психологии. – 1999. – № 2.

3. Пиняева С.Е., Андреев Н.В. Личностное и профессиональное развитие в период зрелости // Вопросы психологии. – 1998. – № 2. – С. 3-10.

 

Тофан Ирина,

студентка 1 курса исторического факультета АГПА (г. Армавир)

Научный руководитель: к.псх.н., доцент А.В. Качалова

ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация

The study of values and value orientations of the person the subject of many psychological works. In various psychological studies used the concept of value and the concept of value orientation of young people. Value is characterized by functional value and personal meaning Values acting in the personality structure as priorities are central objectives, which define all the activities and behavior.

Исследованию ценностей и ценностных ориентаций личности посвящено множество психологических работ. Изучением данного вопроса занимались различные исследователи в области психологии, философии, социологии.

В отечественной и зарубежной психологии изучением ценностей и ценностных ориентаций, в разные годы, занимались такие ученые, как Василенко В.А., Нарский И.С., Тугаринов В.П., Дробницкий О.Г., Ломов Б.Ф., Климов Е.А., Ядов В.Я., Братусь Б.С., Клочко В.Е., Тихомиров О.К., Здравомыслов А.Г.,
Маслоу А., Шварц Ш., Билски У., Франкл В., Роджерс К., Дюркгейм Э. и прочие авторы.

Исследованию ценностных ориентаций молодежи, разработкой данной темы в своих исследованиях занимались такие отечественные и зарубежные психологи, как Шепетун Ю.В., Шекова Е.А., Суворов А.В., Субботинский Е.В., Сикорская Л.Е., Яницкий М.С., Потапова Н.А., Паршина Ю.В., Кудринская Л.А., Кейсельман В.Р., Дарли М., Бэтсок К.Д. и прочие авторы.

В различных психологических исследованиях используется как понятие ценность, так и понятие ценностная ориентация молодежи.

Существенного различия в значениях данных понятий авторы не выделяют, поэтому часто понятия используются как равнозначные и взаимодополняющие друг друга. Однако, если речь идет об изучении каких-либо характеристик общества и культуры, а также различных социальных групп, то используется понятие «ценность». В рамках изучения отдельного субъекта можно говорить, как о ценностной ориентации, так и о ценности.

В работах авторов данное понятие находит различные трактовки в зависимости от взглядов, которых придерживается исследователь. В некоторых работах содержание понятия ценностная ориентация соответствует терминам, которые характеризуют мотивационно-потребностную сферу молодежи. Подобным автором являлся А. Маслоу, который практически не разделяет понятия «мотив», «ценность» и «потребность».

В работах отечественных психологов Здравомыслова А.Г., Ядова В.А., Узнадзе А.Г. ценностные ориентации рассматриваются в связи с такими понятиями, как установка, отношения, отражение.

По мнению Здравомыслова А.Г., ценностные ориентации личности обладают регулятивной функцией, которая охватывает все уровни системы побудителей человека к активности. Автор утверждал, что ценностные ориентации представляют собой способы рационализации поведения и действие ценностной структуры распространяется на сознательные и подсознательные структуры.

Являясь важной составляющей личности, ценностные ориентации располагаются внутри более широкого понятия направленности личности. По мнению Ананьева Б.Г., направленность личности объединяет доминирующие ценностные установки и ориентиры, которые находят отражение в поведении и деятельности человека.

Надирашвили Ш.А. рассматривал ценностные ориентации с позиции регуляции волевых процессов личности. Автор описывает три уровня регуляции психической активности субъекта, которые участвуют в объективации социальных требований, и собственного Я. По мнению автора объективация внутреннего состояния и внешнего объекта позволяет сформировать определенную задачу, которая образует волевой процесс. Таким образом, волевая активность личности регулируется ценностными ориентациями.

Таким образом, ценностная ориентация представляет собой отраженную в сознании человека ценность, которая признается им в качестве важной цели его жизни, а также в качестве мировоззренческих ориентиров и нравственных идеалов.

Ценность характеризуется функциональным значением и личностным смыслом. Функциональное значение ценности объединяет в себе общественно значимые свойства предмета, а также идею и его функции, утверждающих ценность данного предмета. Личностный смысл ценности выражается в ее отношении к потребностям личности и определяется объектом, который выполняет функции ценности.

По мнению Ш. Шварца, ценностные ориентации являются интериоризированными личностью ценностями социальных групп, в которые включена личность в процессе своей жизнедеятельности. Таким образом, уместно говорить о ценностях личности как о ее ценностных ориентациях.

Авторы отмечают, что формирование ценностных ориентаций личности происходит в конкретных социально-исторических условиях и отражает ценности, которые являются актуальными для общества и связаны с экономическим и культурным уровнем развития данной социальной среды. В свою очередь нормы, принятые в обществе, являют собою важный источник ценностных ориентаций.

По мнению современного отечественного психолога Гаврилова Т.П. социальные нормы представляют собой источник для формирования ценностных ориентаций личности, а это значит, что в большей степени на их становление влияют индивидуальные представления человека о социальной приемлемости и желательности. Автор считает, что индивидуальные ценности личности должны быть рассмотрены с позиции ценностных предпочтений, царящих в социально-культурной среде, или же социальной группе, в которую помещена данная личность.

Ценности, выступающие в структуре личности в качестве приоритетов, являются центральными целями, которые определяют всю деятельность и поведение человека. Однако, на вопрос каким образом социальные ценности включаются в структуру личности конкретного человека, авторы отвечают по-разному.

Авторы психоаналитической теории утверждают, что человек становится полноценной личностью за счет принадлежности культуре. Родители в данном случае выступают в качестве первых значимых людей, которые транслируют ребенку морально-этические нормы той культуры, в которой он был рожден. Являясь значимыми для родителей, ценности становятся важными и для ребенка, который отождествляет себя со своими родителями и стремится им подражать. Таким образом, ребенок интериоризируя ценности, делает их достоянием собственной личности.

По мнению Яницкого М.С., каждая ценность индивидуальна по своей природе, так как именно человек, в личности которого данная ценность занимает важное место, определяет степень важности данной ценности. Автор подчеркивает, что ценности и ценностные ориентации личности являются производными от потребностей и интересов данной личности. А также во многом определяются вкусами, уровнем знаний, интересами, привычками, а также прочими индивидуальными особенностями человека.

Представители социальной психологии считают, что социальные ценности включаются в структуру ценностей на уровне личности посредством социальных отношений. Включаясь в определенные социальные отношения, субъект становится частью группы, которая транслирует личности определенный набор ценностей, свойственных ей. По мнению зарубежного социального психолога Д. Майерса, если данная группа является эмоционально значимой для личности, то человек стремится усвоить господствующие в ней ценности и морально-этические нормы.

Становясь частью какой-либо социальной группы, которая объединяет различных людей совместной деятельностью, человек обретает новые возможности социального и личностного развития. Также авторы подчеркивают, что становясь частью группы, человек получает ощущение защищенности, которое обретается за счет отождествления себя с группой.

Отечественный психолог Потапова Н.А. в своем исследовании, посвященном групповым и личностным факторам социально-психологического климата волонтерских объединений, также рассматривала вопрос ценностных ориентаций личности. По мнению автора, личность осваивает групповые ценности посредством социальной идентификации. Автор разводит такие понятия, как социальная идентификация и социальная идентичность личности. Под социальной идентификацией в психологии понимается процесс, посредством которого человек осваивает нормы и ценности, господствующие в окружающем мире с помощью отождествления себя с другими людьми или социальной ролью. Процесс социальной идентичности представляет собой механизм, который способствует субъективному освоению личностью социальной действительности. Таким образом, по мнению автора, процесс усвоения ценностей в группе волонтеров происходит посредством механизма социальной идентификации.

По мнению авторов, рассматривая ценностные ориентации личности, включенной в какую-либо социально значимую деятельность, необходимо рассматривать все особенности и специфику данной деятельности. Также важно учитывать, что ценностные ориентации и ценности личности состоят в неразрывной связи с мотивацией и направленностью личности.

В качестве важной характеристики личности некоторые психологически ориентированные авторы выделяют расположенность к сопереживанию и эмпатии по отношению к другому человеку. Таким образом, чем выше у человека желание и готовность осуществлять помощь другим людям, тем выше его готовность к альтруизму в конкретной ситуации.

По мнению отечественного психолога Никитиной Л.Е., личность характеризует альтруистическая направленность. Под направленностью автор понимает важную сторону личности, которая определяет качество социальных и нравственных ценностей. Направленность выражается в таких элементах личности, как ценностные ориентации, потребности, установки, цели и идеалы. Данные элементы личности также являются естественными побудителями личности к какой-либо деятельности.

По мнению отечественного психолога Анцыферовой Л.И., альтруистическая направленность личности формируется обществом и социальными нормами, господствующими в данной культуре. С точки зрения автора, общество предъявляет личности определенную систему ценностных ориентаций, которые личность в процессе своего становления интериоризирует, делая ее достоянием своей личности. Таким образом, автор считает, что альтруистическая направленность личности обусловлена общественными морально-этическими ценностями, которые способствуют добровольческой деятельности субъекта.

Современный отечественный психолог Сикорская Л.Е., исследуя ценностно-смысловые детерминанты волонтерской деятельности, выделила ряд ценностных ориентаций, имеющих альтруистическую направленность. В качестве подобных ценностей автор выделила такие, как милосердие, доброта, толерантность, социальное право, человеческое достоинство, свобода.

По мнению российского психолога Антилоговой Л.Н., альтруизм является системой жизненной ориентации личности, опосредуя систему ценностно-смысловых ориентаций молодежи. В качестве принципа, оказывающего влияние на систему ценностных ориентаций волонтера, альтруизм является центральным мотивом поведения человека, а также критерием нравственных оценок, определяя таким образом смысл жизни. Автор отмечает, что в таком случае отношение к другим людям основывается на идее бескорыстной помощи, а ведущей ценностью становится благо другой личности и доброта.

Изучение психологических характеристик молодежи, оказывающих социальную помощь детям и взрослым людям с различной степенью инвалидности, выявило в качестве ведущей такую ценность, как толерантность. Современный отечественный психолог Антилогова Л.Н. отмечает, что способность личности терпимо относиться к «инаковости» другой личности необходима волонтеру, оказывающему помощь различным социальным группам.

По мнению американского психолога Д. Брауна, способность личности к сопереживанию и эмпатии по отношению к другому человеку основывается на прошлом негативном опыте личности. Автор описывает данный механизм с точки зрения отождествления молодежи себя со страдающей личностью, которой он оказывает помощь, как самому себе. Таким образом, в качестве приоритетной, автор выделяет ценность собственной личности и личности человека в целом. По мнению автора, чем выше уровень альтруизма личности, тем больше вероятность того, что данная личность будет испытывать жалость к человеку, отождествляя себя с ним.

Исследование особенностей механизмов группообразования в среде молодежи, выявило высокий уровень ценностей, имеющих социальную направленность, таких как общественный долг, благополучие общества, социальная ответственность. Данные ценности были выявлены в среде молодежи, в возрасте 16-18 лет.

Таким образом, в качестве главных ценностных ориентаций молодежи, авторы выделили такие, как толерантность, доброта, милосердие, социальное право, человеческое достоинство, свобода выбора, нравственность, ответственность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреева Г.В. Зарубежная социальная психология ХХ столетия. Теоретические подходы. Учеб. пособие для вузов. – М.: Аспект-пресс, 2011.

2. Андриенко Е.В. К вопросу о генезисе понятия «самоактуализация» // Активность личности: Сб. научных тр. – Новосибирск: НГПУ, 1998.

3. Антилогова Л.Н. Альтруизм и его роль в профессиональной деятельности социального работника // Социальная работа в Сибири / Отв. ред. Н.И. Морозова. – Кемерово, 2004. – С. 35-55.

4. Аритова О.Н. Влияние мотивации на структуру целеполагания // Вестник МГУ. – 1998. – № 4.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.043 сек.