Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Верлибр




(франц. vers libre - свободный стих) - форма метрическойкомпозиции, характерная для ХХ в. В целом В. определяют понегативным признакам: у него нет ни размера, ни рифмы, и егостроки никак не упорядочены по длине (см. системастиха). Это означает, что можно взять любой кусок прозы,произвольно разбить его на строки - и в результате долженполучиться верлибр. Формально это так и есть. Но здесьчрезвычайно важно следующее: один и тот же кусок прозы можетбыть разбит на строки по-разному, и это уже момент творчества -сам факт этого разбиения. Второе, что очень важно: в результате этого произвольногоразбиения появляется феномен стихотворной строки, то естьединицы, лишь потенциально присутствующей в нестиховойобыденной речи. Вместе со стихотворной строкой появляется закондвойной сегментации, или двойного кодирования, стихотворнойречи - наложение обыденного синтаксического разбиения наритмическое, которое может противоречить первому. Обычные стихис размером и рифмой можно записать прозой, уничтожив формальнуюстроку, как говорят, in continio - строка в этом случае неуничтожится, ее концы будут показывать рифмы и метрическаясхема. В случае В. это невозможно - это стих, которыйопределяется самим фактом наличия "голой" стихотворвой строкикак "эквивалента метра" (термин Ю.Н. Тынянова). Двойнаясегментация речи проявляется в В. прежде всего в том, чтоокончание синтаксических синтагм может не совпадать сокончанием строк, то есть возникает эффект интонационногопереноса, enjambement. И совсем неуважительной к занятиям Болтовней. (А. Блок. "Она пришла с мороза...") В возможностях вариантов разбиения: И совсем неуважительной К занятиям болтовней или И совсем неуважительной к занятиям болтовней - и кроется стиховая суть В. Свободный стих выражал в самой своей форме нечточрезвычайно важное для ХХ в. Недаром католик Г. К. Честертоннаписал, что "свободный стих, как свободная любовь, -противоречие в терминах", а всемирно известный культуролог Вяч.Вс. Иванов назвал В. "способом видеть мир". Может быть, сутьзаключалась в его раскованности, в тотальной эмансипированностиего формы. Недаром в России верлибром активно писали лишь до1920-х гг., а потом вновь перешли на обычные 5-стопные ямбы и3-стопные амфибрахии (дело изменилось после "оттепели" 1950-хгг., что тоже характерно). Между тем в Европе и во всем мире В.стал господствующей системой стиха. На Западе им стали дажепереводить обыкновенный, метрически организованный стих. Однако именно образцы русского В., в особенности те шестьтекстов, написанных В., которые оставил Блок, представляютогромный интерес, причем не только для теоретика стиха, но идля философа и лингвиста. В. - не отсутствие системы, а, напротив, чрезвычайносложная система, можно сказать, метасистема. Для того чтобыпонять это, проанализируем один из самых известных В. Блока.Чтобы было понятно и наглядно, приводим его полностью,пронумеровав строки: 1. Она пришла с мороза, 2. Раскрасневшаяся, 3. Наполнила комнату 4. Ароматом воздуха и духов, 5. Звонким голосом 6. И совсем неуважительной к занятиям 7. Болтовней. 8. Она немедленно уронила на пол 9. Толстый том художественного журнала, 10. И сейчас же стало казаться, 11. Что в моей большой комнате 12. Очень мало места. 13. Все это было немножко досадно 14. И довольно нелепо. 15. Впрочем, она захотела, 16. Чтобы я читал ей вслух "Макбета". 17. Едва дойдя до пузырей земли, 18. О которых я не могу говорить без волнения, 19. Я заметил, что она тоже волнуется 20. И внимательно смотрит в окно. 21. Оказалось, что большой пестрый кот 22. С трудом лепится по краю крыши, 23. Подстерегая целующихся голубей. 24. Я рассердился больше всего на то, 25. Что целовались не мы, а голуби, 26. И что прошли времена Паоло и Франчески. Посмотрим: строка 1 - чистейший 3-стопный ямб. Более того,это метрическая автоцитата из стихов "второго тома": Она пришла с заката. Был плащ ее заколот Цветком нездешних стран. Звала меня куда-то В бесцельный зимний холод И в северный туман. Разбираемое стихотворение находится в начале "третьеготома". Поэт как бы издевается над своими прошлыми идеалами, надПрекрасной Дамой; строки 16 и 17 написаны соответственно5-стопным хореем и 5-стопным ямбом. Первый размер имеет врусской поэзии устойчивую смысловую традицию, идущую отстихотворения Лермонтова "Выхожу один я на дорогу..." -"динамический мотив пути, противопоставленный статическомумотиву жизни" (формулировка профессора К. Ф. Тарановского,которому принадлежит это открытие). Теперь сравним строку 16 слермонтовскими стихами: Чтоб всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел. Вновь метрическая цитата (кстати, следует оговорить тотфакт, что ни в коем случае нельзя фамилию Макбет, произносить сударением на первом слоге, в этом случае разрушается размер:вспомним ирландские и шотландские фамилии - МакТаггарт,МакКинси, МакКартни, МакАртур - везде ударение на втором слоге.Что касается строки 17, то белым (то есть нерифмованным)5-стопным ямбом написаны трагедии Шекспира, среди них "Макбет",разумеется: Земля, как и вода, имеет пары. И это были пузыри земли. Мы привели лишь наиболее очевидные случаи. Всестихотворение Блока и любой В. состоит из строк,соответствующих, "омонимичных" различным стихотворным размерам,- в этом суть В. как системы систем. У Борхеса в рассказе "Утопия усталого человека" естьследующий пассаж: "- Это цитата? - спросил я его. - Разумеется. Кроме цитат, нам уже ничего не осталось. Наш язык - система цитат". Система цитат - интертекст, определяющее понятиепоэтики модернизма и постмодернизма. Вот почемуВ. стал символом поэзии ХХ в. Лит.: Тарановский К.Ф. О взаимоотношении стихотворного ритма итематики // Аmеriсаn соntribution to 6-th InternationalСоngress of Slavists. Russian Cоntributions. Аn Аrbor, 1963. Руднев В.П. Стих и культура // Тыняновский сб.: Вторыетыняноаские чтения. - Рига, 1986. Тынянов Ю.Н. Проблема стихотворного языка. - М., 1965. Антология русского верлибра / Сост. Орлицкий Ю. Б. - М.,1989. Руднев П.А Введение в науку о русском стихе - Тарту,1988




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.