Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Существование




Характерно, что дискуссия о существовании, в которойпринимали участие все видные философы и логики того времени -Рудольф Карнап, Алонзо Черч, Уиллард Куайн, разгорелась вовремя второй мировой войны. Скорее закономерно, чемпарадоксально, что этот вопрос обострился в период торжестватоталитарной культуры и государственности, когда главенствующуюроль играет отрицание существующего и наделение атрибутами С.иллюзий, химер, устаревших мифов. С другой стороны, не сдавал позиций традиционный идеализм(ср. абсолютный идеализм), утверждавший, что реальносуществуют лишь идеи предметов, а не сами предметы. Известензнаменитый доклад в Британской академии Дж. Э. Мура, одного изоснователей аналитической философии, "Доказательствосуществования внешнего мира". Доказательство состояло в том,что Мур поочередно поднимал то правую, то левую руку и громкоговорил: "Я точно знаю, что моя рука существует". С логической точки зрения такие вопросы, как "Существуетли Бог?" или "Существуют ли единороги?" являются реальнойпроблемой, потому что слово "существовать" выступает в речиодновременно в двух функциях. Когда мы говорим: "Он спит", мытем самым подразумеваем, что "он" существует. Любомуутверждению о фактах предшествует молчаливая презумпция, чтоэти факты существуют. В этой функции глагол "существовать"называется экзистенциальным квантором, или квантором (как бысчетчиком) С. Уиллард Куайн придумал остроумный тест на С.Предметы существуют, если их можно сосчитать. Но вернемся к единорогам. Их нельзя сосчитать, потому чтоони не существуют, но тем не менее мы не можем сказать, чтоединороги не существуют, ибо тогда вообще не о чем было быговорить. Эту проблему понимал еще Платон, она и известна как"борода Платона": небытие в некотором смысле должно быть, впротивном случае оно есть то, чего нет. Эта парадоксальность возникает благодаря тому, что глагол"существовать" выступает и в функции обычного предиката; и воткогда они встречаются в одном утверждении: квантор С.(существует такой Х) и предикат С. (Х существует), тополучается путаница. Мы хотим сказать: "Единорогов несуществует", а в результате получается: "Существует такой Х,как единорог, который не существует". Выходов из парадокса С. было два. По первому пути пошелодин из последних идеалистов ХХ в. немецкий философ АлексиусМайнонг, считавший, что есть два мира: мир вещей, в которомсуществуют все материальные предметы, и мир идей ипредставлений, в котором существуют Пегас, круглый квадрат,единороги и т.п. В принципе по тому же пути пошла модальнаялогика (см. модально- сти, семантика возможных миров,философия вымысла), которая на вопрос "Существует ли ШерлокХолмс?" отвечала: "Существует в художественном мире рассказовКонан-Дойля", а на вопрос "Существует ли Дед Мороз", -"Существует в детских представлениях о Новом годе". Недостатком этой стратегии было то, что она в результатесовершенно размывала границы между существующим инесуществующим, между иллюзией и реальностью (см.). По второму пути пошел Бертран Рассел. Он считал, что мир унас более или менее один. Надо только уметь грамотно влогическом смысле выражать то, что может быть выражено (см. логический позитивизм). Рассел решил парадокссуществования при помощи так называемой теории определенныхдескрипций (описаний), которая заключается в том, что каждоеслово является скрытым описанием, то есть его можно представитьпри помощи других слов (ср. семантические примитивы).Тогда мы сможем непротиворечиво говорить о том, что единороговне существует. Мы разложим слово "единорог" на описание'."животное, являющееся по природе рогатым", и тогда мы скажем:"Все животные, являющиеся по природе рогатыми, имеют два рога,и при этом нет ни одного из них, которое по природе имело быодин рог". Вот мы и разделались с единорогами. Рассела поддержал один из столпов аналитическойфилософии американский философ Уиллард Куайн. В 1940 -1950-е гг. стало модным говорить о модальных логиках (см. модальности), то есть о том, что возможно, невозможноили необходимо. И вот популярными стали концепции овозможно-существующих объектах. Сюда попал и злополучныйединорог. Единороги не существуют, говорили сторонники этойтеории, но логически нет ничего невозможного, чтобы единорогисуществовали, они являются возможно-существующими объектами.Под эту же мерку попадали Шерлок Холмс, Дед Мороз, Микки Маус,Винни Пух и Григорий Мелехов. Куайн восстал против, как он выражался, "разбухшегоуниверсума" модальной логики. Он писал в статье "О том, чтоесть", что, когда мы говорим о возможно-существующих объектах,теряется критерий их тождества: возможные объекты нельзясосчитать. Представьте себе, говорил Куайн, одного возможноготолстяка, стоящего у двери, а теперь представьте другоговозможного толстяка, стоящего у двери. Сколько возможныхтолстяков стоит у двери? Может быть, это один и тот жевозможный толстяк? Нет никаких критериев, чтобы решить, скольковозможных толстяков стоит у двери, потому что это нереальныесущности". Борода Платона, говорит Куайн, слишком спутана, Современная философия и картина мира пошла скорее заМайнонгом Если вспомнить, какое количество фильмов посвященовиртуальным двойникам, инопланетянам, притворяющимся людьми;если вспомнить, какую роль сейчас играют виртуальныереальности, то становится ясным, что проблема С. еще далекаот разрешения и едва ли не более парадоксальна сейчас, в концевека, чем в его середине. Лит.: Рассел Б. Введение в математическую философию. - М., 1996. Целищев В.В. Логика существования. - Новосибирск, 1971. Куайн У. О том, что есть // Даугава, 1989.- Э11.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.