Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 21 Наука и НТР




 

Признаки науки
Предмет изучения Системность знаний Специфические методы познания, связанные с сущностью предмета изучения

 

Наука – одна из форм духовной культуры.

Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая Определяет мировоззрение, которое превращает в составную часть культуры
Непосредственная производительная сила общества Наука – это мощный катализатор процесса непрерывного совершенствования производства
Начинает выступать в качестве социальной силы, непосредственно включаясь в процессы социального развития и управления обществом Данные науки используются для разработки социально-экономических программ

 

Классификация наук:

Точные науки Технические науки Естественные науки Гуманитарные науки
Это науки о числах и количественных отношениях Это науки о технике и механизмах Это науки о природе Это науки об обществе
Математика, информатика Техника, металловеденье, физика Химия, биология, география, экология, генетика История, политология, эстетика, этика, экономика, социология

 

По направленности и по непосредственному отношению к практике:

Фундаментальные науки Прикладные науки
Изучают «в чистом виде» законы, управляющие поведением и взаимодействием базисных структур природы, общества и мышления Служат для непосредственного применения результатов фундаментальных наук, для решения познавательных, производственных и социально-практических задач

 

Исторически наука возникла из практики и развивается на её основе.

Главный двигатель развития науки – общественные потребности, и прежде всего потребности материального производства.

Возникновение и становление науки
Возникновение элементов научного знания (преднаука) IV тыс. до н. э. Общества Древнего Востока (Шумер, Египет, Китай, Индия)
Возникновение науки (возникновение первых теоретических систем – Фалеса, Демокрит) VI в. до н. э. Античность (Древняя Греция)
Оформление науки как социального института: в Европе первые научные общества и академии, начало издания научных изданий. XVI – XVIII вв. Европа
Новый способ организации науки: в Европе крупные научные институты и лаборатории с мощной технической базой. XIX – XX вв. Европа, США, Япония

 

Самые глубокие открытия в наше время можно сделать либо на стыке наук, либо на стыке их переплетения.

Дифференциация Интеграция
Это расчленение, дробление традиционных наук на все новые и новые ветви и направления Это объединение наук, возникновение новых научных дисциплин, синтезирующих в себе достижения двух и более наук, ранее не известных
Пример: из биологии выделились генетика, экология, эволюционная теория, микробиология, физиология и т. д. Пример: физическая химия, химическая биология, биологическая механика, кибернетика, бионика и т. д.

 

Наука и общество:

Наука создаёт картину мира (НКМ)
Представления человека о природе Представление человека об обществе Представления человека о самом человеке и его месте в природе и обществе
Создаёт искусственную природу - техносферу Создаёт и изменяет идеологию, политику, социальный порядок Формирует человека через образование, основанное на науки

 

Современная наука составляет важнейший компонент научно-технической революции (НТР), её движущую силу.

НТР – это коренные сдвиги в системе научного знания и в технике, неразрывно связанные с историческим процессом развития человечества.

 

Этапы развития
50-е годы XX в. Начало НТР, появление самого термина
60 – 70-е годы – 1 этап Автоматизация производственных процессов: появление ещё одного звена в машине, осуществляющего непосредственный контроль за её работой
С конца 70-х годов – 2 этап Компьютерная (микропроцессорная, информационная) революция: успехи в электронике (размер, мощность, лёгкость, энергоёмкость, удешевление)

 

Достижения НТР:

Применение роботов (автоматически управляемых машин)
Использование принципиально новых материалов с заданными свойствами (пластмассы, искусственные волокна)
Внедрение в производство ультразвуковых и других методов обработки
Использование новых видов энергии
Использование лазеров в технике
Освоение космоса

Но: бороться с вредными последствиями НТР можно только с помощью самой НТР.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-10-31; Просмотров: 360; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.